Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ
статья
«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kvest.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Квест - игра» как средство развития
социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ.
Одной из новых форм в практике школьного образования можно считать Квест - игру.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.
Квест-технология является популярной игровой формой и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность.
Поэтому на протяжении нескольких лет и учитывая специфику работы с детьми с ОВЗ, мы в нашей школе широко применяем технологию квест-игры.
Зачем и для чего мы это делаем? С какой целью?
Чтобы:
- Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
- Стимулировать и развивать речевое творчество детей. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в процессе решения задач разных видов и поиску результата оригинальными действиями.
- Формировать осознанную потребность в двигательной и физической активности.
- Воспитывать уверенность, чувство собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности каждого ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Это, прежде всего, деятельность в которой учащиеся самостоятельно или в группе совместно со взрослым открывают новый практический опыт.
Главное в том, что мы учителя должны не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. И здесь на помощь учителю приходит квест-игра, где педагог определяет образовательные цели, формирует сюжетную линию. Педагог оценивает не только конечный результат, а и сам процесс деятельности учащихся, обеспечивает организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся и т.д.
Структура квеста:
1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся на дальнейшее изучение и исследование учебного материала.
Применяя квест-технологию в работе с детьми с ОВЗ, мы убедились в том, как она значима для учащихся:
- Является привлекательной, позволяет активизировать их внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
- Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
- Обогащает сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
- Формирует унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
- Позволяет учителю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач.
При работе над квестом у учащихся развивается ряд компетентностей:
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений,
- формирование потребности добывать знания, выстраивать работу по алгоритму
- приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме.
- делает собственный выбор роли.
- пользуется разнообразными информационными источниками.
Квест очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им реализовываться в условиях коррекционной школы. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт. Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникативных качеств младших школьников в коллективе»
«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникативных качеств младших школьников в коллективе» Внимание многих психологов ...
Статья "Урок-игра как средство развития познавательной активности младших школьников"
В статье описаны типы уроков, виды игр, позволяющие развивать познавательную активность младших школьников....
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
Игра как средство развития мыслительных операций у младших школьников с ОВЗ
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выв...
ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"
Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...
«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...
Дидактические игры как средство развития познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.
Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки вызывали у детей интерес. А как этого добиться?...