Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ. Упражнения, которые можно использовать в работе с детьми по подготовке школьников к обучению с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_shkolnikov_ponimat_odnoklassnikov_s_ovz.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ
Григоренко С.В., учитель начальных классов
Когда дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) или инвалидностью находятся в классе со сверстниками, они учатся жить вместе. В общении школьники приобретают способность чувствовать трудности другого, учатся деликатности.
Чтобы подготовить школьников к обучению с детьми с ОВЗ и инвалидностью, нужно рассказать об их особенностях, возможных трудностях и проблемах в общении с ними.
Критерии готовности учеников принять детей с ОВЗ и инвалидностью: высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, низкий уровень агрессивности и конфликтности, позитивная установка принятия другого.
Поэтому задачи педагога:
- сформировать у школьников установки на сотрудничество с детьми с ОВЗ и инвалидностью, научить общаться с ними;
- сформировать у детей способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональные состояния, уважать чужое мнение;
- разрушить барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью: используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то, что и дети с инвалидностью;
- научить школьников акцентировать внимание на плюсах и достоинствах.
Чтобы решить эти задачи, подведите учащихся к выводу о том, что, если создать определенные условия, возможности детей с инвалидностью возрастают, а различия стираются.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые формы работы, по формированию положительных установок при общении с детьми с ОВЗ.
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов). Вопросы для обсуждения:
- Какие модели отношения к людям с инвалидностью вы увидели в мультфильме? Какая из них продуктивная?
- Как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?
- Как люди с инвалидностью проводят свободное время?
- Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?
- Каких известных людей с инвалидностью Вы знаете?
- Что мешает людям с инвалидностью вести активную жизнь?
Педагог подводит детей к выводу, что люди с инвалидностью тоже ведут активный образ жизни и препятствие к их активной жизни часто является отношение других людей и отсутствие доступной среды.
- Мини-лекция о понимании инвалидности.
Давайте подумаем: а как может общаться и взаимодействовать с другими людьми человек, если он и не видит, и не слышит? Таких людей называют слепоглухие. Слепоглухота – одновременное нарушение зрения и слуха. Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.
Помните ли Вы как выглядят печатные буквы? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама». Получилось? Почему получилось? Потому что Вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
Педагог раздает детям таблички с дермографией. Напечатать на ладони слова: молодец, умница, ты супер.
- Рекомендуется использовать специальные упражнения, которые можно проводить на классных часах в группах.
- Игра «Угадай, что в корзине?»
В центре зала расставляется 3 стола. На каждом столе кладется по одной корзине с овощами или фруктами. Ученикам показывается каждый овощ или фрукт и предлагается назвать каждый предмет.
Затем приглашается 3 ребенка, каждый из которых становится напротив стола с корзиной. Им завязываются глаза. Корзины меняют местами (или предметы). Детям необходимо догадаться, какой фрукт/овощ они вытащили из корзины.
По окончании игры педагог спрашивает у детей:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
- Практикум «Кто ты?»
Педагог делит детей на команды по две человека. Одному из детей в каждой команде завязывают глаза и просят на ощупь определить кто из детей перед ним.
По окончании тренинга педагог спрашивает у детей:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Как ты догадался, кто стоит перед тобой?
- Игра «Карандаши».
В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с нарушением зрения.
- Написать по очереди своё имя (работа в парах).
- Игра «Сходство - различие»
Педагог предлагает детям разбиться на пары, внимательно рассмотреть друг друга в течение 1 минуты и найти не менее трех различий. Затем каждый ребенок должен назвать имя своего партнера по игре и выявленные отличия, закончив фразу «(Имя ребенка) я отличаюсь от тебя…».
Затем детям опять предлагается посмотреть друг на друга в течение 1 минуты и найти сходства. По окончании времени каждый из детей рассказывает о том, что ему удалось отметить.
В конце игры педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но им все равно приятно быть вместе, играть, учиться.
Вывод: Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.
Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Рефлексия: «Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?» (миф или реальность?).
Миф: Инвалиды по слуху – глухонемые.
Факт: Слово «глухонемой» некорректно в отношении людей с нарушением слуха. Большая часть глухих может говорить голосом, пусть и не всегда четко и ясно. К тому же, жестовый язык является полноценным языком, на котором глухие могут выражать любые свои мысли. Правильно таких людей называть – «неслышащие», «глухие», «слабослышащие» или «люди с нарушениями слуха». Для многих глухих людей термин «глухонемой» является оскорбительным. И, кстати, незнание слышащими жестового языка – еще не повод называть глухих немыми – как это делали наши предки, называя гостей из Европы «немцами».
Миф: Глухонемые – неграмотные, умственно отсталые люди, не умеющие читать и писать.
Факт: Так же, как и слышащие, глухие учатся в школах, получают образование, читают книги и газеты, смотрят фильмы (с субтитрами!), пользуются Интернетом. Среди глухих много квалифицированных специалистов: инженеров, программистов, педагогов, есть и люди творческих профессий: художники, актеры, поэты, журналисты. Есть организации глухих. Центральное правление Всероссийского общества глухих (ВОГ) издает журнал «В едином строю», Московская городская организация ВОГ – газету «Мир глухих», Челябинское региональное отделение ВОГ – газету «Жизнь глухих»; в Интернете много сайтов, созданных глухими для глухих.
Миф: Глухие ведут совершенно другой образ жизни, чем остальные люди.
Факт: Глухие занимаются тем же, чем и слышащие люди. Ходят на работу, создают семьи, водят машины, пользуются компьютерами, делают покупки, платят налоги, ездят за границу и т.п.
Миф: Слуховой аппарат превращает глухого в слышащего человека.
Факт: При сильной потере слуха слуховой аппарат действительно помогает услышать шум, топот, громкий крик, сигнал машины, лай собаки и т.п. Но слуховой аппарат не дает возможности понимать речь собеседника на все 100%.
Миф: У глухих родителей обязательно рождаются глухие дети.
Факт: Все зависит от наследственности, есть ли глухие в родне и в предыдущих поколениях. Лишь примерно в 10% случаев у глухих родителей рождаются глухие дети – но это обычно счастливая семья, т.к. у них полное взаимопонимание через коммуникацию на жестовом языке, общий опыт понимания мира. Большинство глухих детей имеют слышащих родителей, и для полного взаимопонимания в этом случае надо как минимум иметь общий язык.
Миф: Глухие не слышат музыку и не ходят на дискотеки.
Факт: Глухие чувствуют музыку через вибрацию и с большим желанием ходят на дискотеки. Слабослышащие же с удовольствием слушают музыку в наушниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим младшего школьника понимать текст.
Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста....
Как научить школьников решать задачи
В работе представлен практический материал по формированию умения у младших школьников решать текстовые задачи....
Семейный совет. Круглый стол. "Как научить школьников учиться"
Родительское собрание «Как научить школьников учиться» Цель: дать рекомендации, которые помогут уч-ся овладеть рациональными приемами учебной деятельности, раз...
Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
В материале предлагаются упражнения на развитие коммуникативных умений, сплочения коллектива, тренировку невербальных способов общения, развитие эмпатии и толерантности в системе инклюзивного образова...
Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению....
«А, понимаем ли мы своих детей? Как научиться их понимать?»
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы...
Родительское собрание «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»
Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.Задачи:Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.Получить оп...