Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
статья
В материале предлагаются упражнения на развитие коммуникативных умений, сплочения коллектива, тренировку невербальных способов общения, развитие эмпатии и толерантности в системе инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_shkolnikov_ponimat_odnoklassnikov_s_ovz.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.
Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную [4].
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [2].
В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.
С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.
Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся [5].
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами и периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе [4].
Но как же научить школьников понимать одноклассников с ограниченными возможностями здоровья?
Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ требует от учителя большого душевного и интеллектуального труда. К сожалению, детская жестокость часто делает «особых» ровесников изгоями и целью насмешек. Задача учителя, формируя в классном коллективе эмпатию и толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения».
Создайте условия, чтобы развить личностные качества учеников
Критерии готовности учеников принять детей с ОВЗ и инвалидностью: высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий уровень агрессивности конфликтности, позитивная устанвка принятия другого. Поэтому задача педагога:
- Сформировать у школьников установку на сотрудничество с детьми с ОВЗ и инвалидностью, научить общаться с ними;
- Сформировать у детей способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональное состояние, уважать чужое мнение;
- Разрушать барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью: используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то, что и дети с инвалидностью;
- Научить школьников акцентировать внимание на плюсах и достоинствах.
Чтобы решить эти задачи, можно использовать упражнения, которые можно проводить на классных часах и в группах.
Важно знать: правила работы в группе:
- Правило равноценности – нет иерархии. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.
- Правило активности – от активности каждого члена группы выигрывают все.
- Правило искренности – каждый говорит то, что думает, а не то, что от него ждут, меру доверительности устанавливает сам.
- Правило конструктивной обратной связи – говорить о поведении, а не о личности.
- Правило конфиденциальности – информация, касающаяся историй из жизни, которую обсуждают в группе, не выходит за ее пределы.
- Правило своевременности – обсуждать только то, что происходит здесь и сейчас.
Упражнение «Объясняю – понимай!»
Цель: развивать
Упражнение | Цель | Инструкция |
«Объясняю – понимай!» | Развивать коммуникативные умения. | Ученики делятся на две команды. Каждая задумывает число, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название переживания, а может - понятие, которое обозначает форму переживаний(стресс, аффект). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания важно кратко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны за 30 секунд определить слово. |
«Неверные средства общения» | Подвести к мысли о равенстве общения | Слова ведущего: каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными? Подведите учащихся к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться будет тяжело. |
«Сидящий и стоящий» | Показать тетям значение неверных средств общения. | Один ребенок сидит, другой стоит. Их задача – в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После того, как выполнили упражнение, дети делятся впечатлениями. Вопросы для обсуждения: 1. Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле? 2. Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя? 3. Какое положение в разговоре понравилось, а какое - нет? Почему? Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы общались с партнером на равных, что бы изменилось? |
«Спиной друг к другу» | Создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ или инвалидностью. | Учитель предлагает детям разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями. Вопросы для обсуждения: 1. Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении? 2. Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении? |
«Дискуссия» | Создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ или инвалидностью | Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке первый участник ничего не слышит, не может говорить, но у него есть зрение, жесты и пантомимика. Второй может и говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий – не видит и не говорит. Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагают задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет покрасить забор. Вопросы для обсуждения:1. Тяжело ли было играть доставшуюся тебе роль? 2. Легко или трудно было договориться? 3. Что самое сложное в этом упражнении для тебя? 4. Что новое ты для себя открыл? |
«Передача чувств» | Расширить групповой репертуар способов взаимопонимания. | Команды выстраиваются в колонны. В каждой из них количество игроков должно быть равным. Заранее приготовьте карточки с названиями эмоций. Примерный список: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Последние участники в колоннах поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки по одной карточке с названиями эмоций. Они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника, он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока, далее эмоция невербально передается по цепочке. Когда «эмоциональная информация» достигает стоящего впереди игрока, он возвращается в хвост колонны. После того как все окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них изобразить эмоцию, которую он получил, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке. Процедуру повторяют дважды, при этом, тот игрок, кто в первый раз был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку. |
«Чувства животных» | Расширить групповой репертуар способов взаимопонимания | Ученики делятся на тройки. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. Далее они тихонько сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Другим командам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. |
«Мостик дружбы» | Развивать коммуникативные умения. | Попросите детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук, ног, туловища. Затем спросите, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. До тех пор, пока будут находится желающие. Заканчивается упражнение тем, что все встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, изображая «Мостик дружбы». |
«Слепой, глухой, немой» | Создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ или инвалидностью, развить эмпатию. | Выберите 3 человек. Они будут играть предложенные на карточках роли: первый – не двигается, не слышит, но говорит и видит, второй – не говорит, не слышит, но двигается и видит, третий – не говорит, не видит, но слышит и двигается. Задачи для коммуникации:1. Вы собрались на праздник. Договоритесь, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок. 2. Составьте список любимых продуктов для дня рождения. 3. Выберите новую марку сотового телефона с разными функциями. Группа не помогает. По окончании предложите другим ученикам проиграть эти роли. |
«Помощь» | Научиться оказывать помощь детям с ОВЗ и инвалидностью, проявлять эмпатию. | Ситуация 1. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь так, чтобы он ее принял. Ситуация 2.одному участнику завяжите глаза. Его задача – взять предмет, на пути к которому расставлены всевозможные препятствия. Провести к необходимому объекту участника можно только с помощью речи. |
«Мы так похожи» | Воспитывать толерантность. | Вариант 1. Участники ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, которые начинаются со слов: Ты похож на меня тем, что…., Я отличаюсь от тебя тем, что…Вариант 2. В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи», затем «Чем мы отличаемся». По окончании обсудите, что было легко и трудно делать, какие были открытия. В итоге подведите к тому, что все мы похожи и в то же время разные, но мы имеем право на отличия, и никто не может нас заставить быть другими. |
«Слепой и поводырь» | Сплотить коллектив, тренировать невербальные способы общения. | Разделите класс на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого»-закрыть глаза и найти «поводыря».для этого нужно двигаться с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. Выбрать «поводыря» нужно сознательно, если все участники делятся на пары по желанию. По окончанию дети сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее. |
«Все, некоторые, только я» | Сплотить коллектив, показать сходства и различия детей. | В круг поставьте стулья: на один меньше, чем число участвующих. Все садятся на них, а учитель становится в центре круга. Педагог называет признак, общий для всех детей, подходящий только к некоторым из них или к одному. Все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул, но не свой. |
«Что нас объединяет» | Помочь участникам лучше узнать друг друга и научить устанавливать контакт с собеседником. | Подготовьте материалы: бумагу, карандаш, призы. Дети образуют пары. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать характеристики, такие как « у меня 2 ноги». Можно указать год рождения, место учебы, хобби и т.д. После этого каждый участник группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет по десять качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз. |
«Имя» | Развить эмпатию и толерантность. | Попросите учащихся разбиться на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук. Вопросы для обсуждения:1. Получилось или нет выполнить задание? 2. Как решили проблему? 3. Догадался ли кто-то попросить другого написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводите)? |
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Список литературы
- Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2015. С. 104—116.
- Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2015. № 11. URL: http://www.kprao.ru/almanah/11/st01.htm, Дата обращения: 10.06.2016.
- Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2014. № 4 (40).
- Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
- Шалагинова К. Как научить школьников понимать одноклассников с ограниченными возможностями здоровья: 15 упражнений //Управление начальной школой. 2018.№ 5 –С.22-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим младшего школьника понимать текст.
Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста....
Как научить школьников решать задачи
В работе представлен практический материал по формированию умения у младших школьников решать текстовые задачи....
Семейный совет. Круглый стол. "Как научить школьников учиться"
Родительское собрание «Как научить школьников учиться» Цель: дать рекомендации, которые помогут уч-ся овладеть рациональными приемами учебной деятельности, раз...
Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ. Упражнения, которые можно использовать в работе с детьми по подготовке школьников к обучению с детьми с ОВЗ....
Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению....
«А, понимаем ли мы своих детей? Как научиться их понимать?»
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы...
Родительское собрание «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»
Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.Задачи:Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.Получить оп...