Доклад: "Использование «лего-конструктора» с применением механизмов движение во внеурочной деятельности начальной школы."
статья (4 класс)
В последнее время в образовании очень актуальными являются вопросы: Каким быть человеку 21 века, который сидит сейчас за партой? Какими вырастут, кем станут сегодняшние ученики? Какой он сегодняшний младший школьник?
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lego.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «лего-конструктора» с применением механизмов движение во внеурочной деятельности начальной школы.
В последнее время в образовании очень актуальными являются вопросы: Каким быть человеку 21 века, который сидит сейчас за партой? Какими вырастут, кем станут сегодняшние ученики? Какой он сегодняшний младший школьник?
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»
Д. А. Медведев
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни
. Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. умение самостоятельно добывать знания.
Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится, во-первых, обеспечение развития универсальных учебных действий и умения учиться, без которого ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях обучения, ни в профессиональной деятельности, во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению. На первый план выходят результаты обще учебного характера.
Урок и внеурочная деятельность служит основным средством развития компетенции учащихся, а учитель выступает главным действующим лицом, обеспечивающим формирование всех видов компетенций, включая мета предметные и личностные. Это предъявляет новые высокие требования к профессиональным, информационным, коммуникативным и личностным качествам преподавателя. То есть педагог не только учитель, но и психолог, осуществляющий в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышении эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения. Над этим я и работаю.
Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Её главная задача – так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.
Я часто задумываюсь, как сделать школьников активными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании?
"Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное"
Ш.А. Амонашвили
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Введение государственных стандартов образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Стандарты нового поколения ориентируют учителей на гуманизацию процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности ребёнка, при этом достижение результатов должно осуществляться путём системно - деятельностного подхода. Формирование базовых знаний, умений и навыков должно сочетаться с деятельностью творческой, связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.
ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Основу процесса её усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктуры точек, которые оказывают влияние на внутренние органы. Конструктор LEGO помогает развить познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, а также творческие способности. Перспективность применения ЛЕГО - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО - технологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО - педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Это и игра, и элементы занимательности, проблемные ситуации и другие способы. Успех обучения зависит от желания ребёнка учиться, познавать. Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.
Благоприятным периодом развития интеллекта является дошкольный и особенно младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, формы мышления. Природа подарила детям любознательность как инструмент развития. Им свойственен творческий подход ко всему новому. Талант безграничен. Активность не имеет предела. Дети достаточно быстро обживают любое пространство, умеют приспосабливаться и переделывать все под свои нужды. Ребенка увлекает интересный процесс создания и проектирование изделия, включая множество предметных мелочей. При этом он разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном рукотворном мире. Для развития ребенка необходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от школьников выполнения определенных учебных действий, соответствующих закономерностям теоретического мышления. Это постановка учебной задачи, анализ условия задачи с целью обнаружения связей и отношений в объекте, моделирование выделенного отношения, изучение на модели свойств этого отношения, построение системы частных задач, которые решаются общим способом, оценка усвоения общего способа как результата решения
данной учебной задачи. Овладение этими действиями позволяет учащимся впоследствии самостоятельно осуществлять учебную деятельность, а затем овладевать любыми знаниями.
Применение во время учебного процесса конструктора ЛЕГО способствует повышению качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей.
Цель введения данного курса в школе - это развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего. Работа с образовательными конструкторами Лего позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Что же такое ЛЕГО - конструирование? Ещё одно веянье моды или требование времени? «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы).
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - говорил В.А.Сухомлинский.
Доказано, что с развитием человеческого общества меняется место ребенка в нем, а, следовательно, и история игрушки. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества, игрушки не исчезают вместе с исчезновением тех орудий труда, копиями которых они являются. Действия с такими игрушками превращаются в упражнения для развития определенных качеств. Таким образом, современным детям всегда нужны новые увлекательные игрушки, которые в некоторой степени связаны с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Образовательные конструкторы LEGO представляют собой ту новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни. В этом и состоит особенность самодельных игрушек; они не дают угаснуть духовным силам ребенка, способности созиданию творческой личности.
Игра является неотъемлемым спутником детства. С наборами LEGO обучение детей производится в игре. Именно конструкторы позволяют в полной мере проявить свои творческие способности. Ученики конструируют постепенно, что позволяет с каждым разом решать более сложные задачи. С помощью конструктора дети могут строить, фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь. Они увлеченно работают в надежде получить конечный результат. Ни для кого не секрет, что любой успех побуждает у ребенка желание учиться. В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Эти конструкторы помогают мне приносить творчество в обычную школьную практику, помогают ученикам преодолеть их трудности в освоении школьной программы, развивают их способности, в том числе и психологические. Lego выпускает разные наборы, которые охватывают всевозможные направления начального обучения, что позволяет мне сделать мои уроки незабываемыми, увлекательными и интересными. Ведь намного интереснее и увлекательнее для детей создать тот или иной объект, образ или предмет по заданной теме самостоятельно, своими руками, нежели просто увидеть его изображение на картинке в учебнике и послушать речь учителя.
На этапе работы по конструированию моделей ребята учатся работать в группе из 2-4 чел, дает положительные результаты: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу и к неудачам товарища, чаще приходить на помощь друг другу. В процессе конструирования и инсценировки дети переживают события еще раз. Создается атмосфера соревнования.
Использование ЛЕГО на уроках в начальной школе - это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазию, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.
Внеурочная деятельность в начальной и основной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; накопить опыт творческой деятельности; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для:
- проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». В возрасте 6-10 лет творческие способности детей активно развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны. Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Важно, что внеурочная деятельность приносит учащимся истинную радость и даёт возможность проявить себя в творчестве. Задатки творческой личности есть у каждого ученика. Учителю надо с помощью разнообразных методов и приёмов работы во внеурочной деятельности обнаружить их и, исходя из них, сформировать неповторимую творческую личность.
Использование Лего - конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Меж предметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Курс «Легоконструирование» для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Лего — отличный способ развивать техническое и творческое мышление у детей и подростков. Конструкторы Лего способствуют гармоничному развитию ребенка и позволяют сделать его досуг увлекательным и разнообразным. Одна из основных задач развития творческих, умственных способностей у детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию.
Лего - конструирование развивает у ребенка умение планировать свою деятельность, исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширяет технический и математический словари. Лего формирует навыки работы в команде, стимулирует творить и получать от этого удовольствие, учит детей радоваться достигнутым успехам своим и успехам своих сверстников. А если ребенок легко справляется с решением логических и технических задач лего-конструирования, то и любая жизненная задача будет ему по плечу. Любую проблему он без труда сможет правильно разбить на задачи, решить их постепенно одну за одной и получить нужный результат.
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.
Конструирование - это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Конструирование позволяет в наглядной форме дать знания о многих физических явлениях, познакомить с основами работы некоторых механизмов, устанавливать взаимосвязи между действиями предметов и явлений и их конечным результатом. Чтобы построить конструкцию, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части -детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали.
На занятиях конструированием ребенок превращается в творца. Однако творит он не как художник, а как архитектор (генерирует идеи и замыслы, фантазирует и строит планы) и строитель (собственноручно участвует в воплощении в жизнь своих фантазий). Эта стыковка теории и практики очень важна с точки зрения эмоционального развития (ребенок учится совершать и исправлять ошибки, быть более внимательным к деталям, основательно прорабатывать замыслы на этапе черновика), к тому же она познавательна и позволяет маленькому человеку интуитивно нащупать путь к развитию собственных склонностей и интересов. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.
Конструирование — это один из этапов создания изделия. («Конструкция» — в переводе с латинского означает «устройство».) Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Элементы LEGO – это не просто игрушки, а материал для творчества, которому можно придать любую форму.
Именно LEGO совершенствует навыки классификации, анализа логических закономерностей, развивает комбинаторные способности, а также активизирует память и внимание.
Курс «Лего - конструирование» включает в себя четыре модуля:
- Первые конструкции
- Первые механизмы
- Основы программирования
- Конструкции для решения конкретных задач.
Когда ребёнок вовлечён в процесс сознания значимого и осмысленного продукта (машины, компьютерной программы), он сам «строит» своё знание, свой интеллект.
Интересные в сборке модели ЛЕГО дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями ЛЕГО позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изначально на занятиях кружка мои ребята собирали простейшие модели с использованием непрограммируемых конструкторов ЛЕГО. По окончании создания своего проекта происходила его защита, при которой необходимо было своё изделие назвать, определить цели его создания, отразить технологию изготовления, а также возможные области применения данного механизма.
Программируемый Лего - модель конструируется на основе управляющего блока , в котором находится аккумулятор на батарейках,.для передвижения роботы используют моторы.
С помощью Лего - конструктора, оснащенного микропроцессорами, мы с ребятами собираем роботов и составляем программу его движения. Умные машины, собранные детьми, могут танцевать, играть и преодолевать препятствия.
Изучив существующий опыт по использованию LEGO-конструкторов в образовательном процессе, я пришла к выводу, что использование LEGO на занятиях своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Кроме того, хорошо организованная работа с конструктором LEGO имеет большой воспитывающий потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умение не только командовать, но и разумно подчиняться). В результате анализа формируется самооценка и осознание оценки себя другими людьми (рефлексия). Благодаря использованию конструктора LEGO на занятиях, дети становятся активными участниками занятия, более осознанными становятся знания учащихся, более надежными – навыки.
Обучая Лего-конструированию детей младшего школьного возраста, я стараюсь работать творчески и шагать в ногу со временем. Считаю, что это главный залог успешности в достижении поставленной цели.
Список используемой литературы:
- Антипова К. А. "Использование конструктора LEGO на интегрированных уроках"
- Екимова Е.И., Усманова Л.Г. "Использование лего-технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения"
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001
- Крылова Л. Ф. "Работа с конструктором ЛЕГО"
- Максаева Ю.А. "Интеграция легоконструирования в образовательную деятельность"
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Новикова М. Г. "Лего – поддержка на уроках в начальной школе"
- Новосельцева Т. А. "Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обучающихся 1-4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "В гостях у сказки" (театр).
Рабочая программа составлена в соответстввии ФГОС второго поколения для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Олимпиец"
Рабочая прграммы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления составлена в соответствии ФГОС второго поколения, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)...
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности (начальная школа)
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерс...
Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...
Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....
"Интеграция театрализации и декоративно – прикладного искусства в урочной и внеурочной деятельности начальной школы"
В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о. Чехов, УМЦ г.о. Чехов, 29.08.2022 г....