Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
учебно-методический материал
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника, но и обрести в будущем в основном звене уверенность в себе, выработать умение к самостоятельному применению полученных знаний на практике, что позволит ему стать успешным и найти себя ещё и в других областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в организации внеурочной деятельности
«Начальная школа – основная школа»
Я начну своё выступление с притчи.
Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?
Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждомуминимум, обеспечивающий им двигательную активность, интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.
Сегодня нам предложен большой спектр программ организации внеурочных занятий, но практически все они в той или иной степени требуют адаптации, переработки с учетом специфики нашего образовательного учреждения. Поэтому нам необходимо продумать, каким образом будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Каким образом могут быть продолжены содержательные тематические линии, какие технологии и методики организации внеурочной деятельности могут быть использованы. Здесь также требуется творчество педагогов, тесное взаимодействие, обмен опытом и творческими наработками.
Совместно с учителями начальной школы нашего образовательного учреждения был разработан и внедрен курс внеурочной деятельности «Юный математик». Совместно с учителями математики был разработан курс внеурочной деятельности основного общего образования «Юный математик». Необходимо и в других предметных областях разрабатывать и внедрять курсы внеурочной деятельности с учетом преемственности.
Проблемы преемственности образования являются системными и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт разных образовательных учреждений.
Это:
совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника, но и обрести в будущем в основном звене уверенность в себе, выработать умение к самостоятельному применению полученных знаний на практике, что позволит ему стать успешным и найти себя ещё и в других областях.
Методы начальной школы: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры; практические; индуктивные, дедуктивные; частично-поисковые, проблемные методы, проекты, «портфолио» с переходом в основное звено трансформируются в исследовательские, самостоятельную работу; игровое моделирование, деловые учебные игры. Выявлять в ребенке потенциальные и уже имеющиеся возможности позволяет метод наблюдения за детьми.
Для организации внеурочной деятельности в школе имеются все необходимые УСЛОВИЯ: материально-технические, кадровые, информационно – методические, психолого – педагогические, санитарно – гигиенические, финансово – экономические.
Активное включение родителей в организацию ВД: проведение диагностики среди родителей с целью выявления актуальных запросов по направлениям ВД, мониторинга удовлетворенности организацией ВД и начальной школе и т.д. Родители оказывают влияние на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогают в организации внеурочной деятельности класса и принимают в ней участие.
Таким образом, сделаем обобщающий вывод: внеурочная деятельность – это индивидуальная, парная и групповая деятельность ученика и учителя по самовоспитанию, саморазвитию, самостроительству личности ученика.
Во внеурочной деятельности учитель не должен быть преподавателем!
Своё выступление я закончу словами кандидатов педагогических наук – П.В. Степанова и Д.В. Григорьева: «Внеурочная деятельность-это организуемая педагогами (самостоятельно или совместно с детьми и их родителями) деятельность школьников вне урока, направленная на удовлетворение их индивидуальных потребностей и достижение ими личностных и метапредметных результатов образования».
Предлагаю внести в проект решения педсовета следующее:
-Провести совместное заседание методических объединений учителей начальной школы и учителей предметников по совместному выбору курсов внеурочной деятельности в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...
Организация внеурочной деятельности в школе I ступени
Презентация к МО по теме "Организация внеурочной деятельности в школе I ступени"...
Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать поз...
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского...
Преемственность математического образования между ДОУ- начальная школа -основная школа
Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа. Преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развит...
Статья: «Проблемы преемственности по развитию речи учащихся начальной и основной школы» для учителей 4 и 5-х классов
Из опыта работы учителя начальных классов над развитием речи учащихся...
Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....