ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА «ГОЛОВОЛОМКА»
материал

Игровое пространство лагеря превращается на 21 день в «головной центр», где, основываясь на сюжете мультфильма «Головоломка», живут Злость, Печаль, Страх, Брезгливость и Радость. Но вот беда: пропала Радость! А без Радости жить нельзя. Дети каждый день, активно участвуя в мероприятиях, получают по одному пазлу изображения Радости, тем самым, возвращая её в «головной центр», где без неё творится хаос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №__»

«Рассмотрена и одобрена»

 на заседании педагогического

совета

Протокол №

от «_» _______2020 г.

  «Утверждаю»

Приказ №       

От «  »__________ 2020г.

     Директор МБОУ «___________»

____________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА

«ГОЛОВОЛОМКА»

https://pbs.twimg.com/media/DTWnPQ4XcAAuizr.jpg:large

 


Чита, 2020

Содержание программы

1. Паспорт программы

5

2. Пояснительная записка

8

3. Цель и задачи программы

9

4. Организаторы программы

10

5. Участники программы

10

6. Этапы реализации программы

10

7. Сроки действия программы

12

8. Механизм реализации программы

14

9. Условия реализации программы

16

10. План работы (мероприятия) на смену

21

11. Ожидаемые результаты и критерии их оценки

26

12. Факторы риска

27

13. Приложения

29


1. Паспорт программы «Город Детства»

1

Полное название программы

Комплексная краткосрочная программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Головоломка»

2

Название организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № ___»

 города Читы

3

Почтовый адрес учреждения, телефон

4

Ведущее направление

интеллектуальное

5

Цель программы

Создание условий для полноценного отдыха, социализации и развития личности ребёнка через организацию интеллектуальной, творческой, спортивно-оздоровительной деятельности.

6

Задачи

Задачи:

  1. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, творческого потенциала участников смены;
  2. способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни
  3. развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры;

7

Сроки реализации программы

Август 2020 –сентябрь 2020 года

8

Заказчик программы

9

Разработчик программы

Начальник лагеря дневного пребывания

10

Этапы реализации программы

Подготовительный этап - подготовка к сезону (февраль – май)

Организационный этап – 2 этап (1-2 дни смены)

Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы

(1-21 день)

Заключительный этап – 4 этап - подведение итогов смены (последние 2 дня смены)

Пост лагерный этап – 5 этап - (сентябрь).

11

Кадровое обеспечение программы

Начальник лагеря,

старшая вожатая,

учителя, временно выполняющие обязанности воспитателя,

руководители кружков и секций

Работники пищеблока

Медицинский работник

Технический персонал

12

Контингент детей и подростков

- обучающиеся г. Читы и Забайкальского края от 6,5 до 11 лет, обучающиеся МБОУ «НОШ №»;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети, находящиеся под опекой граждан;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- 78 человек.

13

Краткое содержание программы

Игровое пространство лагеря превращается на 21 день в «головной центр», где, основываясь на сюжете мультфильма «Головоломка», живут Злость, Печаль, Страх, Брезгливость и Радость. Но вот беда: пропала Радость! А без Радости жить нельзя. Дети каждый день, активно участвуя в мероприятиях, получают по одному пазлу изображения Радости, тем самым, возвращая её в «головной центр», где без неё творится хаос.

14

Ожидаемый результат

Формирование социокультурно–здоровой личности, владеющей представлением о видах активного отдыха и занятости. С позиции основной цели и принципов оптимальным результатом реализации данной программы является обучающийся, который:

  • имеет высокий уровень понимания ценностного отношения к собственному здоровью и безопасному образу жизни для себя и окружающих;
  • прошел реабилитацию по окончанию учебного года и готов к началу учебного года;
  • понимает цели коммуникации, направленность информационного потока;
  • умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других;
  • способен руководствоваться в опыте поведения духовно-нравственными нормами и представлениями;

15

ФИО руководителя учреждения

Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № »

16

Финансовое обеспечение программы

МБОУ «НОШ №», средства муниципального бюджета,

средства родителей.

2. Пояснительная записка   

 Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для разностороннего, гармоничного развития личности. В руках воспитателя игра становится инструментом, позволяющим развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, инициативу, коммуникативные навыки. Игра способствует раскрытию индивидуального потенциала каждого ребёнка.

     

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.;

3. Конституция РФ;

4. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

6.Приказ комитета образования администрации городского округа «Город Чита» «Об организации работы лагерей с дневного пребывания» от &&&&&№ 257

7. Устав МБОУ «НОШ №»;

8. Положение о лагере дневного пребывания;

9. Должностные инструкции работников лагеря;

10.Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821- 10;

3. Цель и задачи программы

    Целью программы: создание условий для полноценного отдыха, социализации и развития личности ребёнка через организацию интеллектуальной, творческой, спортивно-оздоровительной деятельности.

     Задачи:

Задачи:

  1. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, творческого потенциала участников смены;
  2. способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни
  3. развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры;

Основные принципы реализации программы

Программа летнего оздоровительного лагеря «Город Детства» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Город Детства» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принцип максимизации ресурсов: в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального) решения поставленных задач.

4. Организаторы программы

1. управляющий совет школы

2. педагогический коллектив;

3. родительская общественность.

5. Участники программы

- обучающиеся МБОУ «НОШ№»

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети, находящиеся под опекой граждан;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

-дети с творческой, спортивной, лидерской и интеллектуальной одаренностью;

- 78 человек.

6. Этапы реализации программы

     

     Реализация программы «Головоломка» подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую, содержательную и организационную нагрузку.

  1. Подготовительный этап- 1 этап (февраль-май)

      Основные виды деятельности:

  • разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели;
  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • оформление помещений;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей и их родителей;
  • подготовка методического материала на основе учета тематики;
  • изготовление атрибутики;
  • проведение родительских собраний;
  • оформление информационных стендов для обучающихся, родителей;
  • отбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
  • утверждение программ руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом совете, согласование на заседании Управляющего совета;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
  • размещение информации об организации летнего отдыха воспитанников на школьном сайте.

II. Организационный этап – 2 этап (1-2 дня)

     Задачи:

  • создать условия для раскрытия способностей каждого;
  • создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива;
  • выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.

   Содержание: игры на знакомство, спортивные дружеские встречи, КТД на раскрытие творческих интересов и способностей. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, формирование детских коллективов;
  • проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск игровой модели;
  • формирование органов соуправления;
  • знакомство с законами, традициями, правилами жизнедеятельности лагеря;
  • организация медицинского осмотра детей;
  • проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности;
  • открытие смены.

III. Основной этап (с 3 дня и до предпоследнего дня смены)

     Задачи:

  • обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества;
  • научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить деятельность на принципах соуправления;
  • создавать и укреплять внутрилагерные традиции;
  • заботиться о сплочении детского коллектива.

     Содержание: работа по плану лагеря: игры, праздники, состязания, тематические дни.

Основная деятельность:

  • реализация основной идеи программы;
  • проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
  • организация деятельности органов детского самоуправления;
  • ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, психолога, медицинских работников, воспитателей;
  • информационное сопровождение реализации программы на сайте.

IV. Заключительный этап (последние два дня смены)

     Задачи:

  • найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда, лагеря;
  • подвести итоги;
  • подготовить прощальные сюрпризы друг другу, воспитателям.

     Содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления, прощание.

  • Итоговая диагностика.  Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений.
  • Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены.
  • Подведение итогов смены. Награждение наиболее активных участников и вручение им грамот, благодарственных писем родителям с символикой лагеря;
  • Анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.
  • Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка о посещении лагеря в будущем году.

V.  Пост лагерный этап (сентябрь)

  • составление итоговой документации;
  • проведение управляющего совета;
  • анализ данных психолого-педагогических диагностик;
  • анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом;
  • анализ программы летнего отдыха.

7. Сроки действия программы        

     Программа «Головоломка» разработана на 1 год (2020 г.)

8. Механизм реализации программы

Игровой сюжет программы

     

     В данной программе на первое место ставится игра, которая ведет к самовоспитанию, поскольку «игра – это не имитация жизни, это серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться». Являясь активным участником игры, ребенок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретенные игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга.  Поэтому в каждый этап реализации программы включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребенка, а также всестороннего развития его личности.

Игровая легенда:

     Игровое пространство лагеря превращается на 21 день в «головной центр», где, основываясь на сюжете мультфильма «Головоломка», живут Злость, Печаль, Страх, Брезгливость и Радость. Но вот беда: пропала Радость! А без Радости жить нельзя. Дети каждый день, активно участвуя в мероприятиях, получают по одному пазлу изображения Радости, тем самым, возвращая её в «головной центр», где без неё творится хаос.

9. Условия реализации программы

1. Кадровые условия обеспечения программы

Уровни

Состав

Функционал

управленческий уровень

заместитель директора

  • Осуществляет общее руководство и контроль всей летней кампанией

начальник лагеря

  • Создает и обеспечивает условия для организации оздоровительного лагеря
  • Осуществляет контроль над процессом и результатом реализации программы оздоровительного лагеря

организационный уровень

учителя, временно выполняющие обязанности воспитателя

  • Обеспечивает безопасное проведение оздоровительного процесса
  • Вносит предложения по улучшению условий проведения оздоровительного процесса
  • Несет ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников во время оздоровительного процесса

Старшая вожатая

  • Оказывает помощь воспитателям в организации досуга детей, отдыхающих в оздоровительном лагере

методический уровень

заместитель директора

  • Обеспечивает методическую поддержку организации летней кампании

Укомплектованность педагогическими кадрами, помощниками организаторов:

  1. Учителя, временно выполняющие обязанности воспитателя – 9 человек
  2. Руководители кружков и секций - 4 человека
  3. Работники пищеблока – 2 человека
  4. Медицинский работник – 1 человек
  5. Технический персонал – 1человек

2. Методические условия 

Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:

  • методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
  • методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
  • методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).

В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет.

Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами (программы по социальной адаптации).

Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:

Совещания

1 раз в неделю

1. Организация досуговой деятельности детей в лагере.

2. Организация питания.

3. Организация оздоровительной деятельности.

4. Работа с активом лагеря.

5. Работа с родителями

6. Подготовка КТД

7. Чередование творческих поручений

8. Работа в отряде

9. Работа по ОБЖ, профилактике ДДТТ

10. Мониторинговая деятельность в лагере

11. Подведение итогов

12. Итоги внутришкольного контроля.

Планерки

Ежедневно

Подведение итогов прошедшего дня, планирование деятельности на следующий день

Творческие мастерские для помощников организаторов досуга

2 раза в неделю

1. Банк идей и предложений

2. Заповеди вожатого.

3. Общие правила поведения детей в лагере.

4. Работа вожатых в летнем пришкольном лагере.

5. Анализ работы. Итоговые занятия. Заполнение анкет.

Инструктажи:

  1. Вводный инструктаж. (Начальник лагеря)
  2. Инструктаж по правилам дорожного движения. (Старшая вожатая)
  3. Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий. (Физрук)
  4. Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (Старшая вожатая).

3. Материальное обеспечение программы

Материально – техническая база

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, проведение спортивных секций, линейки

(в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания, спортивные секции

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Материальная база

школы

Заведующая пищеблоком

Компьютерные класс

Проведение кружков в школьном лагере

Материальная база школы

Администрация школы

Библиотечный фонд

Проведение библиотечных уроков

Материальная база школы

Администрация школы

Техническое оснащение

аудиоаппаратура, экран, колонки для организации досуга

Материальная база школы

Администрация школы

10. ПЛАН – СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ

     

5.08

Открытие лагерной смены

«Пусть всегда будет радость!»

6.08

квест

«Тайны старинной школы»

7.08

Игровое занятие

«Бабушка-загадушка»

8.08

Интеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

10.08

Интеллектуальное шоу

«Где логика?»

11.08

Квест

«Путешествие по шести частям света»

12.08

Игровое мероприятие

«Камень, ножницы, бумага»

13.08

Спортивное мероприятие

«На старт, внимание, лето!»

14.08

Квест

«Приключения в родном городе»

15.08

Интеллектуальное шоу

«Самый умный»

17.08

Интеллектуальная игра

«Экологический калейдоскоп»

18.08

Квест

«Искатели»

19.08

Спортивное мероприятие

 «Малые олимпийские игры»

20.08

Игровое мероприятие

«День воздушного шарика»

21.08

Игровое мероприятие

«Время добрых затей»

22.08

Квест

«На далёких планетах»

24.08

Конкурсная программа

«Весёлая карусель»

25.08

Квест

«Помощники Шерлока Холмса»

26.08

Патриотическая игра

«Зарница»

27.08

Интеллектуальное шоу

«Знатоки кино»

28.08

Развлекательное мероприятие. Закрытие лагерной смены

«Поиск клада»

Работа кружков в лагере

Название кружка

Режим работы

"Волшебная кисточка"

Пн-Пт, 11:00-11:40

«Бумажные фантазии»

Пн-Пт, 11:00-11:40

«Пластилиновые фантазии»

Пн-Пт, 11:00-11:40

«Солёное тесто»

Пн-Пт, 11:00-11:40

11. Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Ожидаемые результаты

Критерии

Способы отслеживания

1.

Осуществление индивидуальной психолого-педагогической и социальной коррекции поведения детей, создание эмоционального благоприятного климата в детском коллективе

-Желание детей и подростков прийти в лагерь ещё раз;

- Повышение собственной самооценки

Анализ личных впечатлений детей и подростков, вожатых, педагогов; Непосредственное общение педагогов с детьми и подростками;

Количество детей, активно участвующих в коллективно-творческих делах или общественной жизни лагеря.

2.

Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление

- Настроение детей и подростков;

- Взаимоотношение в коллективе;

 - Увеличение количества детей участвующих в спортивных мероприятиях;

  - Количество детей и подростков, прошедших оздоровительные процедуры;

- Снижение уровня заболеваемости и коэффициент оздоровления;

Анкетирование:

«Цветок настроений»,

отслеживание отрядных и индивидуальных спортивных показателей

3.

Развитие уровня социальной активности у участников смены

- Организация мероприятий для возможности самореализации воспитанников.

- Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей.

- Активность участия в массовых мероприятиях.

Наблюдение;

Итоговая выставка детских, творческих работ;

Навыки самоорганизации;

Анализ результатов участия в конкурсах и соревнованиях;

Рейтинг популярности творческих мероприятий.

4.

Формирование экологической культуры школьников, чувства ответственности за состояние природы.

Развитие навыков межличностного и межгруппового общения

- Посещение мероприятий, (экскурсии, поездки, изучение литературы), которые помогут воспитать в детях экологическую культуру, любовь к родному краю;

- Отсутствие конфликтных ситуаций;

 - Уровень и характер взаимоотношений взрослых с детьми и между детьми

Дети обретут новые знания о родном крае и научатся бережно и с любовью относиться к окружающему миру.

Тестирование, анкетирование межличностных отношений детей и подростков, дневник вожатых, эмоциональная оценка дня, смены

12. Факторы риска

Фактор риска

Меры профилактики

1.

Неблагоприятные погодные условия

1. Разработка варианта проведения мероприятия в закрытом помещении

2. Продуманные заранее внутриотрядные мероприятия, не требующие подготовки

2.

Ухудшение состояния здоровья участников смены

1. Медицинский контроль

2. Медицинское обслуживание

3. Витаминизация

4. Профилактические процедуры

3.

Низкая активность участников смены в ходе реализации программы

1. Выявление индивидуальных способностей и интересов ребёнка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально – значимой, спортивной, организационной и т.д.)

2. Активизация через интересные внутриотрядные мероприятия и делегирование полномочий со стороны вожатого

4.

Проблемы межличностных отношений, конфликты среди участников смены

1. Индивидуальная и групповая работа психолога, воспитателей

2. Организация отрядного времени с целью сплочения коллектива

3. Использование форм работы, способствующих сплочению и взаимодействию

4. Психологическое сопровождение конфликтов

5.

Несоответствие сюжетной линии смены интересам участников смены

1. Корректировка программы в процессе реализации соответственно интересам детей

2. Использование мотивирующих методов вовлечения участников смены в сюжет

6.

Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива

1. Проведение инструктивно – методических сборов с теоретическими и практическими занятиями

2. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы

Приложение 1

Анкета

для детей отдыхающих в ЛДП в начале смены

1.​ Я перешел(а) в _____ класс.

1.​ Я пришел в лагерь для того, чтобы:

- хорошо отдохнуть;

- найти себе новых друзей;

- научиться чему-либо новому;

- потому сто так получилось.

3. Вожатого я представляю как:

- старшего друга;

- командира;

- организатора всех дел;

- консультанта, советчика в трудных ситуациях.

4. В нашем лагере мне нравиться:

- девчонки и мальчишки;

- вожатые;

- что не скучно, всегда что-то делаем;

- никак не могу понять.

5. Мое самое любимое занятие:

- читать книги, узнавать что-то новое;

- петь, танцевать, слушать музыку;

- заниматься спортом;

- что-то мастерить своими руками.

6. Мои первые впечатления о лагере:

- мне здесь очень нравиться;

- все хорошо, но иногда хочу домой;

- здесь есть, чем заняться;

- нормально, но могло быть лучше.

7. Какая должна быть игра:

- безразлично, я не думал(а) об этом;

- в каждой игре должно быть что-то новое;

- игра должна быть веселой и увлекательной;

- игра не должна быть утомительной.

Приложение 2

Анкета

по изучению удовлетворенности детей

организацией лагерной смены

1. Чего ты ожидал от лагерной смены?

(из предложенного списка выбери три варианта ответа)

- встреч со знаменитыми, интересными людьми

- просмотра новых художественных и мультипликационных фильмов

- возможность попробовать себя в роли жюри

- возможности проявить себя в разных направлениях

- зрелищности и веселья

- приятного времяпровождения

- ничего

- свой вариант

2. Насколько оправдались твои ожидания?

- оправдались полностью, все было здорово

- могло быть и лучше

- программа была скучной и неинтересной

-Мне запомнилось только_________________________________________

__________________________________________________________________

- свой вариант ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.Кем ты был в течении смены?

- членом детского жюри

- активным участником всех дел

- заинтересованным зрителем

- наблюдателем

- свой вариант ___________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Если бы ты был организатором, то изменил бы (убрал, добавил …)

________________________________________________________________

5. Твое самое яркое впечатление о лагере_______________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Анкета

по выявлению степени удовлетворенности

родителей организацией лагеря

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей

Удовлетворены ли Вы?

ДА

Частично

НЕТ

Затрудняюсь

организацией отдыха вашего ребенка

организацией оздоровления вашего ребёнка

организацией питания в лагере

учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере

возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка

организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий

участием ребенка в мероприятиях

организацией работы кружков и секций

взаимодействием всех организаций на территории микрорайона/села по организации отдыха и оздоровления детей

оснащенностью настольными играми

Ваши пожелания:__________________________________________________________________________________________________________________________

.

Приложение 4

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Фамилия, имя______________________________________________________

1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня ___________________________

2. Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось ___________

4. Несколько слов о нашем отряде_____________________________________

5. Мои впечатления о лагере _________________________________________

6. Если бы я был вожатым, то бы я ____________________________________

7. Хочу пожелать нашему лагерю _____________________________________

8. Хотел(а) бы ещё раз отдохнуть в нашем лагере? _______________________

Приложение 5

Игры на сплочение

1. “Мои 5 самые...”:

  • самые презираемые качества человека;
  • самые близкие люди;
  • самые ненавистные явления в жизни;
  • самые веселые и смешные события в жизни;
  • самые любимые произведения искусства;
  • самые главные дела, которые мечтаешь совершить;
  • самые ценные в жизни вещи;
  • самые лучшие книги;
  • самые дорогие места...

2. “Экспромт” (задания в конверте).

  • прочитай свое любимое стихотворение;
  • расскажи самую смешную историю, случившуюся с тобой или с твоими знакомыми;
  • расскажи самое значительное (радостное) событие в твоей жизни;
  • задай присутствующим вопрос, какой тебе хочется;
  • попробуй похвалить за что-нибудь двух мальчиков и двух девочек;
  • тебя угостили яблоком в нашем присутствии, твои действия;
  • назови пословицу или поговорку, которая лучше всего отражает твою жизненную позицию;
  • подари календарик кому-нибудь, найди повод для этого подарка;
  • назови не менее 5 правил “нехорошего” тона;
  • попробуй описать свою будущую семью: жену, детей, внуков;
  • возьми конфету и угости кого-нибудь из присутствующих, сказав при этом слова благодарности;
  • скажи не менее 5 слов-комплиментов;
  • назови 5 самых нехороших слов, связанных со школой;
  • твоя любимая книга? почему?
  • идешь по дороге и находишь сверток, твои действия;
  • назови 5 самых хороших слов, связанных со школой;
  • веришь ли ты в приметы, в какие?
  • если бы вернуть назад последние 9 лет, как бы ты изменил свои (школьные годы, отношения с друзьями, с родителями).

3. “Угадай кто я?”

Каждый составляет подробную психологическую самохарактеристику, где должно быть не менее 10-12 предложений, признаков человека. Затем все написанное сдается руководителю, он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти характеристики. Группа пытается узнать — чья это характеристика?

4. “Пресс-конференция”.

Один из участников садится в круг, и группа задает ему в течение 1 минуты любые вопросы на любую тему.

5. “Мои плюсы и минусы” (при прогулке).

Участники становятся вкруг, взявшись за руки и повернув все головы направо. Каждый по кругу говорит впереди стоящему товарищу свои недостатки (я ленивый; иногда, я бываю грубым и т.д.). Затем, повернув голову налево, говорим комплименты своему товарищу, стоящему слева, при этом обязательно называем его имя.

6. “Построиться по...” (лучше на скамейке, где ограничено пространство).

За определенное время поэтапно группа пытается построиться по:

  • цвету волос;
  • цвету глаз;
  • теплоте рук;
  • размеру рук;
  • по дням рождения;
  • по начальной букве имени (по возрастанию, убыванию);
  • по росту (с закрытыми глазами).

7. “Слепая цепочка”.

Участники становятся друг за другом, положив руки на плечи впереди идущего товарища, закрывает глаза. Предварительно выбирается человек, которому все члены группы доверяют свою жизнь. Этот человек становится первым — у него глаза открыты. Все участники упражнения имеют право говорить. По команде и указаниям ведущего цепочка начинает идти, путешествуя через различные препятствия. Важно пройти с наименьшими потерями для участников (чтобы никто не ушибся, не упал).

8. “Крушение”.

Участникам упражнения дается 15 минут для обсуждения условия задания и принятия соответствующего решения.

Условие:

“Вы плывете на теплоходе, который внезапно терпит крушение и начинает тонуть. Есть только плот размером 1,2 метра (для 30 участников тренинга), на котором вы можете спастись. Следует помнить, что воды касаться нельзя, так как человек сразу погибнет. Все скрытые в трюме теплохода ядохимикаты при крушении оказались на поверхности воды. Ваша задача спастись всем без потерь и продержаться на плоту 2 минуты, после чего придет помощь, за вами прилетит вертолет.”

        2 этап — формирующий, по ситуации реабилитирующий.

     Установление доверительных отношений, отношений искренности и откровенности между ребятами.

1. “Колокольчик”.

  Участники делятся на группы (7-8 чел.) и становятся в плотный круг, прижавшись друг к другу плечом.  Участники первым в круг выбирают человека, который больше всего в данном кругу нуждается в поддержке товарищей. Он, участник №1(У-1), становится в середину круга, закрывает глаза и не открывает их до тех пор, пока не разрешит ведущий. В процессе выполнения задания У-1 не отрывает от пола ноги и не разъединяет их.

    По команде ведущего люди, стоящие в кругу, прикасаются открытыми ладонями к У-1 (на уровне плеч, груди) и медленно по часовой стрелке начинают его вращать, передавая с рук на руки. Амплитуда вращения постепенно увеличивается.

    Упражнение выполняется в течение 1 минуты, затем амплитуда вращения становится меньше с каждым разом, и У-1 ставят в исходное положение.

     В середине круга должен побывать каждый человек. Выбор происходит или по каким-то критериям (самый тихий, самый добрый, яркий человек...) или поочередно (У-1 выбирает У-2, У-2 выбирает У-3...).

2. “Телефон доверия”.

Инструкции:

        “Представьте себе, что Вы набрали номер телефона доверия. О чем бы Вы хотели спросить дежурного специалиста? Задайте по очереди свой вопрос. Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента”.

3. “Паутинка”.

Участники встретились с препятствием — “паутиной” (веревкой, натянутой между двумя деревьями, с 6-7 отверстиями, через которые может пробраться человек). Задача участников преодолеть это препятствие с наименьшей потерей товарищей.

Условие:

Через каждое отверстие может перебраться только 3 человека (группа- 30 человек), остальные поверх “паутинки”. При прикосновении к “паутинке” участник выбывает из группы.

4. “Обрыв” (парапет, бордюр, стол или другая возвышенность).

По очереди каждый из участников (У-1, У-2...) оказывается на “обрыве”. Все остальные участники находятся внизу обрыва, вытянув вперед руки, ловят своего товарища У-1, У-2...

У-1, сложив руки определенным образом (сцепив в замок, крестом на груди), закрыв глаза, с предупреждением о своей готовности, услышав положительный ответ, падает на руки участников.

        3 этап — формирующий, по ситуации реабилитирующий.

Установление доброжелательных отношений между ребятами, в частности между мальчиками и девочками.

1. “Катастрофа”.

Все участники сидят в кругу. Им задается условие, затем по кругу каждый высказывает свое мнение.

Условие:

  “Через 5 минут космический корабль, капитаном которого Вы являетесь, потерпит крушение. На корабле есть спасательная капсула, вмещающая только 5 человек. Капсула после взрыва корабля приземлится на планету, где никогда не жил человек, но жизнь там возможна. Вы никогда не вернетесь на Землю. Вам предстоит назвать 5 человек, которые спасутся от взрыва, объяснив почему именно эти люди.”

    После выбора, когда каждый участник выскажется, ведущий просит подняться тех людей, которых хотя бы раз назвали. Им дается право, по одному по желанию сказать прощальные слова оставшимся на корабле.

    Правильный ответ: в капсуле должен отправиться капитан (как ответственное лицо с правом командования) и 4 человека, которых он назовет. Всего должно отправиться 3 мальчика, 2 девочки (объяснение — продолжение рода, защита, обустройство, ведение хозяйства и т.д.)

2. “Подарки”.

    Все участники по кругу высказываются: “Что бы я хотел подарить сидящему рядом?” Называется именно то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, кому подарили благодарит и объясняет действительно ли он был бы рад этому подарку и почему.

3. “Внимание”.

     Все члены группы встают в различные позы. Один из участников (У-1), находясь в центре, старается запомнить всех в этих живописных позах. На это ему дается минута. Затем он закрывает глаза, 5 человек меняют что-то в своей позе, причем делается это таким образом, чтобы У-1 не мог этого услышать. У-1, открыв глаза, должен определить, кто же изменился и в чем.

4. “Волшебное слово”.

     Вся группа встает тесным кольцом, крепко взявшись за руки. Один из участников по жребию или по желанию становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить “узника” из круга. Если первая попытка неудачная, можно попробовать еще раз.

5. “Слепой — поводырь”

     Все участники разбиваются на пары (мальчик + девочка). Сначала девочки ведут за руку мальчиков, словесно предупреждая их об опасности. У мальчиков завязаны глаза. Пары идут друг за другом с расстоянием в 1 м по дороге с препятствиями, указанной ведущим. Затем пары меняются ролями. Тренинг длится 40 минут, по 20 на каждую роль.

        4 этап — Диагностический как для педагогов, так и для ребят.

1. “Созвучие”.

     Двое участников группы, встав спиной друг к другу, по сигналу ведущего начинают удаляться в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какой-либо подсказки со стороны группы или друг друга. Они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать то же самое. Затем они обмениваются своими ощущениями.

2. “Число круга”.

     Все сидят в кругу. Участникам задается определенное число (в зависимости от количества участников). По команде ведущего все одновременно выбрасывают любое количество пальцев. Заданное число должно совпасть с суммой пальцев, выброшенных в круг.

3. “Счет до...”.

    Участники находятся в кругу с закрытыми глазами. Их задача досчитать до ... (сколько самих участников) без единой ошибки (без пауз, по одному), если не получилось с первого раза, то пробуется еще до тех пор, пока не будет выполнено задание.

4. “Пропасть” (скамейка, парапет, бордюр, стол или другая возвышенность).

    Все члены группы стоят в цепочке, плечом к плечу над “пропастью”. Необходимо, чтобы каждый участник, начиная с “хвоста”, прошел в начало цепочки с помощью и поддержкой своих товарищей и не упасть. Задание выполняется молча, лицом к друзьям спиной к пропасти.

5. “Электрическая стена” (“оголенный электрический провод” — натянутая веревка на уровне груди).

Условие:

    Участникам группы необходимо за 15 минут перебраться через препятствие с наименьшими потерями. Касание веревки или того, к чему она привязана означает “смерть” участника, он выбывает из группы.

6. “Круг друзей”.

    Участники стоят в кругу. Ведущий начинает игру. Находящийся у него в руках клубок ниток он передает человеку (кому хочет), называя его имя, говорит ему спасибо, объясняя за что. Получивший клубок наматывает ниточку на палец, натягивая ее, и передает следующему. В итоге получается “узор отношений” вашей группы.

Приложение 6

Радунты

(вручаются отрядам за командные соревнования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей

Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...

Программа организации летней оздоровительной тематической площадки «Экологи»

    Программа рассчитана на проведение летней оздоровительной кампании для учащихся школ. Участниками Программы являются учащиеся в возрасте от 8 до 11 лет, педагоги школы, педагоги д...