Краеведение как основа воспитания патриотизма
классный час

Игнатьева Светлана Анатольевна

Классное руководство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_-_kopiya.docx965.75 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как основа воспитания патриотизма

                                                           

                                                          С. А. Игнатьева,

   Учитель русского языка и литературы,

    МАОУ СОШ № 10,  г. Альметьевск

Патриотизм как цель и результат D:\документы\Documents\Рабочий стол\документы\Выпуск 2010-2014\3 класс\в музее, зима\201302A0\18022013543.jpg

патриотического воспитания молодёжи –

это проявление любви к Родине,

отчизне, отечеству.

Владимир Даль.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем, готовы защищать ее. Осознание подрастающего поколения гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей малой родине – деревне, селу, городу в котором родился, и откуда берут начало твои корни.                                                Благодаря изучению истории родного края, учащимся становится ясно — история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов.                В своем классе мы проводили мероприятие «Мой город – путешествие в историю». Участвовали в муниципальном конкурсе сочинений, посвященных 65 – летию победы в Великой Отечественной войне, где ученик моего класса Кузиков Максим занял 3 место в номинации «Стихи о войне». В этом году выпускник моего класса Сафин Раиль поступил  в Казанское суворовское училище.                                                                                В  работе стараюсь  решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - воспитать и укрепить патриотизм, духовность и нравственность наших детей как основного ресурса нации.

Важными считаю задачи:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения детей и молодежи в общественную жизнь является краеведческая работа. Д.С. Лихачев писал, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень» [3]. В толковом словаре Ю.И. Ожегова краеведение определяется как «изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно - исторических, экономических, этнографических особенностей» [4]. Объектами краеведения являются историческое прошлое, искусство, природа, культура. В.В. Болтушин выделяет следующие функции краеведения: культурообразующая, культурообъединяющая, воспитательная, просветительская, нравственная [1].  Для этого организовываю экскурсии детей в краеведческий музей нашего города.        D:\документы\Documents\Рабочий стол\документы\Выпуск 2010-2014\3 класс\в музее, зима\201302A0\18022013540.jpg                D:\документы\Documents\Рабочий стол\документы\ВОв\Изображение 090.jpg

                                                

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций было и остается важнейшим направлением воспитания детей и молодежи. В школе проводим большие мероприятия,  посвященных Дню Победы, Дню России, День защитников отечества, проводим встречи с ветеранами, пишем сочинения и стихи.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [5, С.920]

Список литературы:

  1. Болтушкин В.В. Краеведение. - Уфа, 2010г. 92 с. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (принята постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской федерации (2003г.). Одобрена на заседании правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2 (12) – П. 4 от 21 мая 2003г.)

3. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. - М.: Искусство, 2000г. 298с.

4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. —  С. 920.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь. - М.: Оникс, 2005г. 1304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Краеведение-основа воспитания патриотизма

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных...

Воспитание патриотизма через краеведение во внеурочной деятельности «Мар-Кюель- мой родной край»

     Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии,...

статья "Этнокультурный компонент и краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников"

Школьное краеведение- важный фактор нравстенного, экологического,эстетическоговоспитания школьников. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины,...

Организация проектной деятельности по краеведению как основа воспитания любви к родному краю.

Данная статья рассказывает об опыте работы по организации проектной деятельности в начальной школе. Выполнение проектов по краеведению развивает у детей интерес к истории и природе родного края, форми...