Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"
статья по теме
Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников
«Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». М.Пришвин.
В условиях модернизации всех сфер общества и введения в школах ФГОС второго поколения, одной из основных задач в области образования является воспитание человека – гражданина и патриота. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечит «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Об этом говорится и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года. Патриотизм формируется, когда ребёнок соприкасается с традициями, бытом, идеалами родной страны, города, но невозможно воспитать школьника – патриота лишь одними призывами и лозунгами, чтением книг или просмотром фильмов. Необходимо своими глазами увидеть, почувствовать сердцем, что ты – гражданин, ты единое целое со своим городом, государством.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознает себя. На мой взгляд, наиболее эффективным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Изучение своей малой родины способствует осознанию школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность, вносит конкретность в учебный процесс.
С этой целью в нашей школе была создана краеведческая площадка. Первые шаги были трудными, не всегда всё шло гладко, но с годами в школе сложилась система краеведческой работы. Это и изучение таких предметов, как «География Забайкальского края» (тогда География Читинской области), и «Региональная экология»,и элективные курсы в начальной школе «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина», и клуб детского чтения «Парус», который возглавляет учитель русского языка и литературы Кивлева А.Н. Огромный вклад вносит в эту работу школьный музей (руководитель Комагорцева К.В.), в последнее время неуклонно возрастает роль краеведения как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Когда мы начинали эту работу в начальной школе, в наличии были только книга «Родное Забайкалье», выпущенная Экспресс-издательством, под ред. О.В. Корсун и Е.А. Игумновой и книга для чтения по краеведению «Моя малая Родина» Г. Граубина. Ни методических пособий, ни рабочих тетрадей не было. Приходилось подолгу просиживать в местной библиотеке, вычитывать и выписывать всё, что требовалось при подготовке к очередному занятию. Огромную помощь оказали нам сотрудники Краевой детской библиотеки и Краеведческого музея. Своими силами учителя начальных классов готовили наглядные пособия, подбирали литературу, задания для детей и усилия наши не прошли даром. К концу первого года изучения элективного курса, который, по началу, назывался просто «Краеведение» наши дети без труда могли рассказать о животном мире, о растениях нашего края, с лёгкостью приводили исторические факты из жизни края и города, о которых порой не знали и некоторые взрослые. Великолепные гербарии, альбомы с фотографиями растений и животных, с краткими описаниями, генеалогические древа, порой, до седьмого поколения и многие другие работы представили нам ребята в течение года. Одним из любимых занятий на протяжение всех лет существования краеведческой площадки стал клуб детского чтения «Парус»», здесь дети знакомятся с произведениями забайкальских авторов. Незабываемыми стали встречи с Н.Ярославцевым, Г. Граубином, А. Гордеевым, редактором детского журнала «Сибирячок» С.Н. Асламовой, и многие другие. Дети и сами пробуют писать и отправляют свои работы для публикаций в детские журналы. Много интересного и познавательного взяли для себя дети из встречи ,организованной учителем начальных классов Истоминой Н.П.с читинским журналистом, поэтом, фотографом В. Номоконовым, его работы украшают стены наших кабинетов. И это далеко не весь список работ, проектов и т.д.
Теперь, пользуясь программой курса «Забайкаловедение» (авторы программы курса: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.), мы имеем возможность изучать материал в красочных, с фотографиями, книгах для чтения и применять знания в рабочих тетрадях. Однако, самое лучшее применение – практическое. Гораздо больше узнает и запомнит ребёнок, когда урок ведёт не учитель, а сотрудник краеведческого музея, несомненно, знающий гораздо больше из истории края, если школьник собственными глазами видел Церковь Декабристов, побывал в краеведческом музее и рассмотрел всех, интересующих его животных вблизи, потрогал настоящие бивни мамонта и кандалы, в которые были закованы декабристы, постоял рядом с воссозданным с точностью до мелочей крестьянским подворьем, взял автограф у настоящего писателя или поэта. Именно экскурсии, выезды в природу, творческие встречи стоят на первом месте среди форм работы по краеведению в нашей школе.
На примерах своих великих земляков ученик убеждается в необходимости воспитывать в себе такие качества, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Краеведение – это и уроки граждановедения, помогающие ученику сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм. А он начинается с любви к своей малой родине.
Автор: Простакишина В.А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...
Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.
Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....
Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возраждения. Маленький гражданин -это тот, кто любит свою Родину, умеет реагировать на изменение в обществе...
Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников
Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....
Проект "Формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников"
Данная работа может привлечь классного руководителя при подготовке к работе по формированию патриотизма и гражданственности у младших школьников....
Доклад "Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников"
В данной презентации раскрыты суть понятия, цели и задачи, принципы, направления, условия реализацииЮ, технологии, методы и приемы патриотического воспитания в начальной школе....
"Воспитание гражданственности и патриотичности у младших школьников"
Из опыта работы учителя до данному направлению ФГОС....