Организация проектной деятельности по краеведению как основа воспитания любви к родному краю.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Липина Валентина Семёновна

Данная статья рассказывает об опыте работы по организации проектной деятельности в начальной школе. Выполнение проектов по краеведению развивает у детей интерес к истории и природе родного края, формирует исследовательские навыки, воспитывает патриотические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липина Валентина Семёновна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 п. Забайкальск

Организация краеведческой деятельности

как основы воспитания любви к родному краю.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Николай Рубцов

Все мы родом из детства. Сопки, убегающие в голубые дали, прозрачные воды Читинки, двуглавый  голец Саранакан на Яблоновом хребте  – это моя «тихая» родина. Отец мой работал лесником, и каждый раз, возвращаясь из леса, привозил нам гостинцы от «зайчика». Долгими зимними вечерами мы вытрясали семена из шишек сосны, а папа рассказывал нам про зверей, про птиц, про тайгу. Став взрослее, мы в любую свободную минуту убегали в лес, взбирались на скалы по берегам  Читинки, ходили с ночёвкой на Саранакан. Так зарождалось чувство сердечной привязанности к родной стороне.

Чтобы у школьника появилась любовь  к родному краю, необходимо не только дать определённый объём знаний по краеведению, но и воздействовать на его сердце и душу. Знание истории родного посёлка, представление о географическом  положении Забайкалья на карте России,  наблюдения за особенностями его природы, внимание к экологическим проблемам окружающей среды  – всё это зарождает в душе ребёнка гордость за свой родной уголок, беспокойство за благополучие своего дома, желание больше узнать о земле, на которой живёшь.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования выделяет предметную область «Обществознание и естествознание». Основные задачи реализации содержания этой предметной области:

-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях;

-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.[3,c.19]

Организация краеведческой деятельности в школе начинается с самых первых уроков. Изучение краеведения позволяет не только воспитывать патриотизм и чувство любви к своей малой родине, но и дать возможность маленькому человеку почувствовать себя первооткрывателем.

Личные наблюдения дают гораздо больше простора для мысли, будят воображение и фантазию. Каждый муравей на тропинке, бабочка на цветке, упавший с дерева жёлтый лист несёт в себе загадку. И чем больше перед тобой таких загадок, тем больше своих тайн тебе откроет природа.

Для того, чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, надо показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Это и разные виды народного творчества, народные игры и праздники, народные обряды и обычаи, загадки, сказки, пословицы.

На уроках краеведения раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным параметрам человеческой жизни – человек и его взаимоотношение с природой, человек и его семья, человек и история народа.

Освоение явлений народной культуры через праздники, беседы, игровые моменты, встречи с интересными людьми – представителями разных национальных культур, конкурсы рисунков, викторины по истории своего края  позволяют формировать не только общекультурные компетенции, но и коммуникативные. Любой урок может стать фундаментом для разговора о родном крае, об интересных людях, о толерантности в отношениях друг к другу.

«Один за всех и все за одного» - этот девиз мы всегда произносим, взявшись за руки. В течение урока мы опираемся и на другие пословицы, поговорки, изречения, загадки. Вместе нетрудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно. Как корень питает соком дерево, так и семья питает жизненные силы человека. История страны – это история каждой семьи. Дорожите честью своего имени и фамилии, честью семьи.

Ребята с увлечением рассказывают о своих наблюдениях во время поездок к родственникам или путешествий по стране и миру, делятся увиденным во время телепередач, приносят в класс различные энциклопедии, пересказывают прочитанные научно - популярные статьи.

В Забайкальском районе нет леса, но растения есть. Они образуют степную природную зону. Здесь произрастают полынь, пижма, ковыль и другие травянистые растения. Но и степь по- своему красива. «Степь – место, где земля соприкасается с небом» - гласит восточная мудрость. Здесь обитает много животных, занесённых в Красную книгу Забайкальского края и России. Изучение животного и растительного мира учит детей внимательно относиться ко всему живому. Так мы узнали, что «дзерен – парнокопытное животное семейства полорогих. Длина до 1,5 метров. У самцов  рога длиной до 28 см. Встречается только в Восточном Забайкалье, в степях и пустынях. Сохранился преимущественно  в национальных  парках и заповедниках.  В Красной книге России».[2, с.387] По изученному материалу были составлены задания для учащихся.

1.Что люди должны сделать, чтобы сохранить дзеренов?

2.Придумай и нарисуй плакат, который призывал бы людей не убивать дзеренов, а заботиться о них.

На уроках математики используем различные знания по экологии, биологии, географии для составления задач. Часто при выполнении проекта, исследования происходит выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, выдвижение и проверка гипотез.

1. Посёлок Забайкальск стал родным для нас. Почему разъезд №86 был переименован в станцию Отпор, а затем в Забайкальск?

2.Село Бохто  Александрово-Заводского района – самое красивое место на Земле. В какую реку впадает  река Газимур?

3.Бурятская легенда рассказывает о княжне Бальчжин-хатун, которая была выдана замуж за монгольского феодала. Столкнувшись с ненавистью врагов, Бальчжин со своими подданными решила вернуться, но погибла у высокой горы. Спасшиеся из плена сохранили традицию почитания того места, где создавалась история народа.  Там создан национальный парк Алханай.

Воины какого национального героя охраняли Алханай?

4.Город Чита. Название этого города происходит от эвенкийского слова «глина», уйгуры называли «жилище», а нивхи – «колодец». Почему у разных народов различное толкование одного и того же слова?

5.Посёлок Тарбагатай. Почему посёлок так называется?

6.Город Петровск-Забайкальский. Здесь был построен железоделательный завод. В честь кого он был так назван?

7.Рассказ о гольце Саранакан Яблонового хребта. Первоначально бурятское название «Ябалгани-Дабан» (пеший перевал) в русском употреблении было превращено в Яблоневый перевал. Сарам – высокие, заболоченные участки в горах. Отсюда название «Саранакан». Почему этот голец называют двуглавым?

 Выбор территории исследования связан с местами, которые хорошо знакомы детям. Для проведения исследовательской деятельности  создана программа. Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.[1,с.4]  Общая тема: «Мы в родном краю живём, учимся, растём». Направления исследований:

-природа родного края,

-люди, которые живут рядом с нами,

-родная школа, где мы обо всём узнаём.

 В школе создан музей, работой которого руководит учитель истории Чугуевская Н.Е.  В музее представлена экспозиция, в которой отражена культура русского, бурятского и китайского народа.

Литература.

1.Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

2.Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

Заявка

Ф.И.О. автора (авторов) полностью

Липина Валентина Семёновна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №1 п.Забайкальск

Служебный адрес, телефон

п.Забайкальск, Красноармейская,

32 «А»

Звание, ученая степень

Отличник народного просвещения.

Домашний адрес, телефон!

П.Забайкальск, Комсомольская, 57-96

8-914-435-14-15, 8(30251)2-25-50

Е-mаil (обязательно)

Valya.lipina2011@yandex.ru

Название статьи

Организация краеведческой деятельности как основы воспитания любви к родному краю.

Количество страниц

5

Форма участия:

- выступление с докладом и публикация материала;

- участие в качестве слушателя;

- только публикация материалов.

Выступление с докладом и публикация материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по воспитанию любви к родному краю

Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".

Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать.             ...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье рассматривается роль проектно - исследовательской деятельности в развитии познавательной активности обучающихся в рамках ФГОС начального общего образования....