Краеведение-основа воспитания патриотизма
статья по теме

   Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях очень сложно Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

*       фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур;

*       газеты, пестрящие материалами похожего содержания;

*       правосудие, способное наказать только слабых мира сего;

*       безработица, пьянство, наркомания;

*       бездомные и нищие;

*       никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение;

*       компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

Патриотическое  воспитание  существовало вовсе времена  независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которая ставит своей  целью сохранение  народных обычаев, обрядов, языка, и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях  или заимствованных у других народов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_-_osnova__vospitaniya_patriotizma.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение – основа  воспитания патриотизма.

Герасимова Л.А.

с. Старые Челны, Нурлатский район, Республика Татарстан, муниципальное  общеобразовательное учреждение  Старо – Челнинская средняя  общеобразовательная школа

      Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма  возникает  под воздействием окружающей  природы, народного искусства  и практической деятельности человека. 

   Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях очень сложно Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

  1. фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур;
  2. газеты, пестрящие материалами похожего содержания;
  3. правосудие, способное наказать только слабых мира сего;
  4. безработица, пьянство, наркомания;
  5. бездомные и нищие;
  6. никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение;
  7. компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

Патриотическое  воспитание  существовало вовсе времена  независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которая ставит своей  целью сохранение  народных обычаев, обрядов, языка, и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях  или заимствованных у других народов»

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в моей  педагогической работе. Податливость,  известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию  и огромный авторитет, которым пользуется  учитель дают  благоприятные предпосылки  для успешного решения данной проблемы. 

   Моя задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради нее на любые жертвы.

   Первым  шагом к воспитанию такого  человека  может стать краеведение. И помогает мне в этом краеведение. Нет не так. И помогают мне в этом люди, живущие вокруг, и своими жизнями делающие историю. Именно поэтому выбрала такую тему: «Краеведение — основа воспитания патриотизма».

   Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

   Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

   Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

   Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени. И ещё одной очень важной задачей является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

   Краеведческое образование я начинаю с первого класса. За счёт внеурочной работы  веду кружок  «Здравствуй, Родина моя!»

  Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание  программы.

   Программа включает в себя следующие направлении:

   Историко – краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников (цикл экскурсий  «Мой дом родной»,«В честь кого названа улица имени Н.К. Синдрякова», «Здесь жил Герой Социалистического Труда  Н.И. Захаров»; участие на митингах посвящённых Дню Памяти и Дню рождению Героя  Советского Союза нашего  земляка Н.К. Синдрякова; уход за памятниками павшим  землякам в Великой Отечественной войне .и Герою Советского Союза Н.К. Синдрякова )

 Экскурсионно – туристическое: воспитание потребности в изучении 

родного села,  и района. Ежегодное посещение регионального музея Закамья в городе Нурлате. Экскурсии  к вечному огню   и монументу Славы. Туристические однодневные походы по родному краю в разные времена года.

   Физкультурно – оздоровительное : возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой  и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности  к защите Родины  В этом  направлении разучиваем русские народные игры «Лапта», «Чижики», «Городки», участвуем в военно – спортивной  игре  «Зарница». Игра «Зарница проводится на праздник  Детства 19 мая. Учащиеся принимают участие в лыжных соревнованиях на приз Героя Советского Союза нашего – земляка  Николая Кузьмича Синдрякова  и ветерана спорта Г.И. Ефремова. Перед началом лыжных соревнований на приз Н.К. Синдрякова торжественное построение в школьном спортзале. Звучит гимн, ветераны спорта поднимают флаг, призёры прошлогодних соревнований возлагают гирлянду к памятнику героя – земляка. Учитель истории кратко рассказывает о подвиге Н.Н. Синдрякова при форсировании реки Днепр. На День Победы все желающие учащиеся  могут  принимать участие в легкоатлетическом кроссе  на приз нашего земляка Президента фонда ветеранов спецназа и спецслужб «Русь» Абрамова А.И. Лично сам вручает дипломы и ценные подарки призёрам.

Экологическое : воспитание любви к родной природе, потребности её защиты от загрязнения, охрана  и изучение природы родного края (выставки рисунков «Я люблю эту Землю», «Осень, Осень в гости просим», «Золотой луг», «Эх, зимушка, зима», «Весна, весна и все её рады»; конкурс поделок «Природа + фантазия»; акции «Живи, родник, живи», «Птичьи столовые», «Домики для скворцов», «Берегите ёлочки»;  экскурсия в экологический центр в городе Нурлате; встреча с заслуженным лесником Восходского лесничества Кузнецовым В.М.

   Трудовое  воспитание  выступает как составная часть патриотического  воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков, потребность заботиться о чистоте и порядке в школе, дома, на улице (акции «Чистим планету», «Что мы сажаем, сажая леса»; экскурсии «Моя мама на работе», «Земля на зёрнышке стоит»).

  Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании  детей через духовное возрождение семьи овладение опытом предшествующих поколений (конкурс «Наша дружная семья», «Мы читающая семья», «Моё генеалогическое дерево»; коллективные лыжные прогулки «У папы и мамы сегодня выходной»).

   Гражданско – патриотическое  воспитание: поддержание традиций православной культуры, постоянной готовности  к служению своему народу, выполнение конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев (уроки «Мой Нурлат», «Государственные символы РТ», «Государственные символы  России», «Мои права и обязанности»; разведка полезных  дел «Ветераны  живут  среди нас ») Мои учащиеся посещают воскресную школу «Вифлиемская звезда» при храме Петра и Павла. Под руководством настоятеля храма отца Романа готовим художественные номера к православным праздникам. В мае 2009 наш храм посетил Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Надолго запомнится мне и моим воспитанникам встреча  и фото на память  с священнослужителем. Готовясь к встрече с Анастасием  нам удалось найти в Нурлатском архиве  историю нашего старого храма. Старый храм Петра и Павла был  разрушен в 1932 году. Краткую историю нашей церкви мы подарили Архиепископу Анастасию. Весной и  и осенью  мы с учениками помогаем в благоустройстве нашего храма.

Литературно – музыкальное: привитие художественного вкуса, потребности в изучении произведений и творчества местных поэтов, воспитание музыкальной культуры, формирование патриотического сознания (участие в традиционных  сельских праздниках «Рождественская звезда», «Широкая Масленица», «Красная горка», «Лёлё – праздник берёзки», «Уяв»; разучивание  стихов местных поэтов  В. Бурайкина  и О.Захаровой.

   При организации краеведческой работы с детьми применяю разные формы, методы и технологии. Активным применением информационно – коммуникационных технологий  вместе с     учащимися создали ряд компьютерных  презентаций  «Героями  не рождаются, героями становятся», «Эти люди – мои земляки. Я ими горжусь», «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Выступая  с данными презентациями на районных научно – практических конференциях заняли призовые места.  При изучении краеведения  в моей практике  значительное место занимает метод проектов.

  Вышеназванный метод применяю  в  разных направлениях. В 2008 – 09  уч. году в качестве  объекта  исследований  детей выбрали  дерево. Деревья  играют  большую  роль  в жизни человека. Они  окружают  нас  постоянно. Деревья  -  прекрасный  объект  для  фенологических  наблюдений.  Работа  в рамках экологического проекта  «Моё  дерево»  предполагает  интегрированный  подход.  При разработке заданий для данного проекта учитываю  возрастные  особенности  детей.  ведь в младшем  возрасте  у детей  преобладает  чувственное,  образное  восприятие  окружающего  мира. Защита  проекта «Моё дерево»  пройдёт  в районном  экологическом центре.

В исследовательской  деятельности  применяю установление  межпредметных связей.  При  проведении исследовательской  работы  «Главное слово зимы» в  единое  целое соединили 3  предмета (окружающий мир,  чтение,  русский  язык), используя краеведческий материал.  Это вызывает  наибольший  интерес со  стороны  учеников,  так  как  в одной  работе  могут  соединить  разные  как им казалось,  не  связанные  между  собой предметы. С  исследовательской работой «Белый снег пушистый» моя ученица Каткова Дарья стала участницей  Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ.

   Система работы по патриотическому воспитанию основанная на краеведческом материале, воспитывает патриотов малой родины, любящих родной край и стремящихся преумножать его богатства

Таким образом, краеведческое образование, безусловно, - одно из инновационных направлений моей работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"

Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....

Воспитание патриотизма в начальных классах.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  Щербаковлй  И.А.   ...

Воспитание патриотизма в начальных классах.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  Щербаковлй  И.А.   ...

Воспитание патриотизма в начальных классах.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  Щербаковлй  И.А.   ...

проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания патриотизма

Данные рекомендации содержат описание работы над общешкольным проектом «Красный день календаря». Реализация данного проекта позволяет решить одну из главных задач воспитания младших школьников –...

Краеведение - основа патриотического воспитания

Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников. Для достижения указанной цели решаются следующие з...

Краеведение-основа духовно-нравственного воспитания школьников

Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в фор...