Воспитание патриотизма через краеведение во внеурочной деятельности «Мар-Кюель- мой родной край»
рабочая программа (4 класс) на тему

Дорофеева Саргылана Витальевна

 

    Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является разработанная программа  внеурочной деятельности   «Мар-Кюель – мой родной край» по краеведению с  электронным наглядным пособием, которая поможет учителю начальных классов в подготовке и проведении внеурочной деятельности с учащимися.

    Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории, географии и культуры наших предков. Основная задача программы — формировать у школьников общее представление об истории, географии родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_dorofeeva_s.v.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Мар-Кюельская средняя общеобразовательная школа»      

        Воспитание патриотизма  через краеведение

                   во внеурочной деятельности

             «Мар-Кюель- мой родной край»                          

                                                        

                                                        Составила : Дорофеева Саргылана Витальевна-

                                                             учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «  Мар-Кюельская  СОШ»

                                                         Сунтарского улуса РС(Я)

                                                    Содержание

      1 Введение……………………………………………………………….3

      2.Рабочая программа курса « Мар-Кюель-мой родной край»…….7

     3. Литература ……………………………………………………………13

                         

                                                              Введение

      Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Однажды, листая  учебное пособие « Сунтар- моя земля»  для учащихся 5 классов, подготовленное  в рамках проекта « Создание учебных пособий для курса « Родной край» как основа реализации национально-регионального и школьного компонентов  базисного учебного плана общеобразовательных школ  РС(Я)   решила рассказать о родном селе тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам.

      На протяжении десятилетий государственная образовательная система в России базировалась на унификации учебно-воспитательного процесса. Это находило выражение в единых учебных планах, программах и приводило к единообразию в обучении, к определенной нивелировке индивидуальных особенностей личности. Приоритет в планировании содержания образования принадлежал государству.

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России работают по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО).  Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.   Сегодняшние школьники — это будущие граждане страны. Школа не имеет права выпускать из своих стен «средних», недостаточно развитых и воспитанных учащихся.

    В соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения школа должна создать условия для полноценной внеурочной деятельности. Стандарт ориентирует образовательные учреждения на проектирование образовательных программ и предполагает разнообразить не только содержание, но и формы организации деятельности учащихся после уроков.    

   Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению . Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, краеведение необходимо не только в учебных школьных курсах, но и во внеурочной деятельности.

   Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей «малой родины», особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие — гордость за это.

    Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

    Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

    Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является разработанная программа  внеурочной деятельности   «Мар-Кюель – мой родной край» по краеведению с  электронным наглядным пособием, которая поможет учителю начальных классов в подготовке и проведении внеурочной деятельности с учащимися.

    Задача, решаемая проектом: учитель будет обеспечен электронным образовательным ресурсом этой программы.

    Новизна этого проекта состоит в том, что для учителя будет представлена программа  внеурочного занятия  с электронным  наглядным пособием, который состоит из авторских фотографий  «Природа  Мар-Кюеля»,  презентаций, видеофильмов ,  рабочая программа  «Мар-Кюель – мой родной край», фрагменты занятии .

    Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории, географии и культуры наших предков. Основная задача программы — формировать у школьников общее представление об истории, географии родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На внеурочное занятие отводится 1 час в неделю— \34 часа в год\.

    В процессе обучения дети знакомятся с природными особенностями, с историческим прошлым, настоящим  села,   с  известными людьми . Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного села.

      Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам со старожилами родного села. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным примером нравственного воспитания.

        Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

     Ведущей идеей программы «Мар-Кюель – мой родной край» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

     Отличительные особенности программы «Мар-Кюель – мой родной край», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию и дополняет учебный курс «Родной край» об истории Сунтарского улуса  для учащихся 5 класса, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей,  способствует организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

 

 Рабочая программа внеурочного занятия « Мар-Кюель-мой родной край»

                                          Пояснительная записка

       Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

     Предлагаемая программа внеурочного занятия «Мар-Кюель-мой родной край» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

     Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

     Представленная программ рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности 1 час в неделю .

      Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.

     Задачи программы:

   -формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории  села, улуса;

   - осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях республики  и улуса;

   -развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения, формирование ключевых компетентностей;

   - изучение природы родного края, ее ресурсов;

   -формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

 Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

   Участники программы: учащиеся 4 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники,  работники библиотек.

  Связи, устанавливаемые для реализации программы:

Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь.

Внешние: детская библиотека, общественные организации села, « Обугэ бала5ана».

                                  Учебно- методическое сопровождение

1.Сунтарский улус РС(Я): справочные материалы по краеведению.Л.А. Архипова и др; Издательство ИПКРО. Якутск,2010.

2.«Маар-Куолум – мин дойдум»: научнай – практическай конференция матырыйаалллара.СКБ. Сунтаар,2007.

3.Маар-Куол нэьилиэгэ.СКБ, хомуйда З.В. Харитонова,Сунтаар, 2006.

4. Алексеев П.И. Дойдум ахтыл5ана Маар-Куол.Дьокуускай, 2011.

5.Оскуола кыьата- олохпут туьэ.

6.Деревья и кустарники Якутии. П.А. Тимофеев,Якутск, Бичик; 2010.

7.Реки и озера Якутии. Краткий справочник. Якутск, Бичик; 2007.

8.Знаете ли вы птиц Якутии. Б.И. Сидоров. Справочник определитель.Якутск.Бичик.1999.

9  Презентации по темам Power Point.

10 Видеофильмы

11. Авторские фотографии.

                                               Учебно-тематический план

 Наименование разделов и тем

 Всего часов

1

Понятие «родной край»

1

2

Моя родословная

4

3

С чего начинается Родина?

13

4

Моя школа- мой дом

3

5

Мой двор, моя улица

3

6

Красотою славится наша земля

10

                                         Всего

34

                                         

                                   

                                     Содержание программы( 34 часа)

\

    Понятие « родной край».(1ч)  Что изучает краеведение.Источники изучения родного края. Чтение стихотворения первой поэтессы Сунтарского улуса, землячки С. Спиридоновой «Маар-Куолум –мин дойдум»

Творческое задание: подобрать стихи , пословицы, поговорки о родном крае.

Видеофильм «Маар-Куол».

   Моя родословная (4ч).Значение имен. Происхождение фамилий. История семьи.

Практическое задание: составление генеалогического древа семьи.

Творческое задание: написать рассказ о семейной реликвии.

  С чего начинается Родина(13ч.). Знакомство с гербом  улуса. Прошлое родного края. История села в годы войны. Чтение стихотворения  поэта- земляка Н. Сергеева « Тугун бэрдэй  кэрэтэй». Памятники истории и культуры. Занятия населения. Сельское  хозяйство, предприятия. Знатные люди села.  Земляки-писатели, спортсмены, запевалы осуохая.

 Литературный час  « Мы читаем наших писателей»

 Час поэзии по творчеству местных писателей.

 Поисковое  задание: «Орден в моем доме».

Творческое задание : аппликация герба села.

Экскурсия  по предприятиям. Встречи с ветеранами труда и тыла.

    Моя школа- мой дом(3ч). История школы. Учителя школы. Учителя- ветераны.

Видеофильм « Уорэммит оскуолам»

Творческое задание: написать рассказ « Моя школа», «Мои учителя».

 Мой двор, моя улица(3ч).  Знакомство с улицами села.

 Поисковое задание: « О чем говорят названия улиц?»

 Конкурс рисунков: « Мой двор, моя улица»

Экскурсия по улицам села.

 Красотою славится наша земля(10ч). Знакомство с природой  наслега. Географическая характеристика. Климат. Животный мир. Растительный мир. Топонимика. Озера. Правила поведения на природе. Бережное  отношение к природе. Начальные  навыки туризма.

Экскурсия « Какие и где растут деревья , кустарники, травы»

Сбор и создание гербариев. Викторина « Лесная   аптека»

Акция « Помоги птицам!» . Изготовление поделок из бросового материала.

 Поход  в местность « Бэс чагда».

                                       Ожидаемые результаты

 Личностные результатаы:

-чувство гордости за свою « малую родину», за земляков ;

- уважительное  отношение к семейным ценностям:

-бережное отношение  к окружающему миру:

- целостное восприятие  окружающего мира:

- творческий подход к выполнению заданий:

Метапредметные  результаты:

- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умение планировать:

-использование различных способов поиска, сбора, обработки информации:

 Предметные результаты:

-  доступные по возрасту начальные сведения об истории, географии, экологии, культурном наследии родного села:

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы:

-элементарный опыт творческой  и проектной деятельности:

                           

                      Возможные критерии результативности

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников  конкурсных программ, выставок, викторин, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

                                     Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2.Активное участие школьников в интеллектуальных играх и конкурсах.

3.Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

4. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

     

                                           

                                            Литература .

  1.  Виноградова Н.Ф. Внеурочная деятельность в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального образования // Научно-методический журнал «Начальное образование» / Н.Ф. Виноградова. — М.: Издательство «Русский журнал», 2011. —№ 5

     2..Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.:    

         Айрис — пресс, 2005.

  1. Рабочие программы . Начальная школа. УМК « Школа России».М., Планета.2013.- Образовательный стандарт.
  2. А.В. Миронов . Как построить урок  в соответствии с ФГОС.Волгоград. Издательство «Учитель» 2012.
  3. Интернет ресурсы сайта http://pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"

Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...

Программа по внеурочной деятельности пректного направления "Мой родной край"

Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОСТ НОО. В современных условиях модернизации российск...

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Внеурочная деятельность. Курс: "Изучение природы родного края" ПНШ.

Данный курс разработан на основе программы по внеурочной деятельности к УМК: "ПНШ" 3 класс Р. Г. Чуракова....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов....