ИНСТИТУТ ВОЛОНТЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

  Подготовка рабочих кадров во многом зависит от организации воспитательной работы в техникуме, которая влияет на уровень развития личности молодого специалиста, становление его профессиональных качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие. Таких специалистов готовит ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий».

  Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий», которое формирует активную гражданскую позицию молодого человека, развивает его лидерские качества, способствует формированию таких качеств, как милосердие, доброта, но и позволяет погрузиться в профессиональную среду, примерить на себя роль будущего специалиста, взять на себя ответственность за выполнение профессиональной задачи. Классные руководители техникума активно вовлекают студентов в волонтерскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл институт волонтерсва 27.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ ВОЛОНТЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Долинина С.С.

заведующая отделением ГБПОУ

Республики Марий Эл ЙОТСТ

Качалова Н.А.

учитель начальных классов

I категории

Йошкар-Олинский техникум

сервисных технологий,

Поволжский государственный

технологический университет

г.Йошкар-Ола  

Подготовка рабочих кадров во многом зависит от организации воспитательной работы в техникуме, которая влияет на уровень развития личности молодого специалиста, становление его профессиональных качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие. Таких специалистов готовит ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий».

Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий», которое формирует активную гражданскую позицию молодого человека, развивает его лидерские качества, способствует формированию таких качеств, как милосердие, доброта, но и позволяет погрузиться в профессиональную среду, примерить на себя роль будущего специалиста, взять на себя ответственность за выполнение профессиональной задачи. Классные руководители техникума активно вовлекают студентов в волонтерскую деятельность.

На базе техникума работает мобильный волонтерский отряд «Милосердие».

Коллектив добровольцев-волонтеров занимается различными видами деятельности:

1. Проводит акции «Милосердия» - раздача нуждающимся вещей, книг, обуви.

2. Участвует в акциях:

- «Чистота со своего дома» (уборка и благоустройство прилегающей территории техникума);

- экологической акции «Чистый город», которая проводится в рамках весенней Недели Добра (уборка улиц г. Йошкар-Ола);

- Всероссийской акции «Георгиевская ленточка».

- акции «Чистые окна» (помощь ветеранам ВОВ и ветеранам Труда, ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Сосновая роща» в благоустройстве территории и помещений, оказание социально-бытовых услуг).

- акции «В добрые руки» (сбор вещей и игрушек для малоимущих и детей, оказавшихся в ТЖС) и т.д.

- акции «Маленькие друзья с большим сердцем» (сбор корма, лекарств, для бездомных животных).

Студенты-волонтеры под руководством педагогов вовлечены в создание и реализацию социальных проектов, которые организованы Министерством образования и науки РМЭ, в рамках конкурсов программ по развитию молодежной политики, профилактики наркомании среди молодежи в городском округе «Город Йошкар-Ола».

В 2015 году техникум принял участие в Конкурсе социальных проектов по развитию молодежной политики в городском округе «Город Йошкар-Ола» и выиграл грант на реализацию социально-педагогического проекта «Твой выбор!» в размере 12 тысяч рублей.

Основная цель проекта – это организация мероприятий, направленных на профилактику асоциальных проявлений, зависимого поведения и формированию установок на здоровый образ жизни подростков и молодежи «группы риска»; организация профориентационных мероприятий и представление профессиональной информации.

Ведущие преподаватели и волонтерыотделения «Социальная работа» провели тренинги со следующей целевой группой проекта:

        учащимися 7-11 классов МБОУ «СОШ № 29 г. Йошкар-Олы», МБОУ «СОШ № 1 г. Йошкар-Олы», МБОУ «СОШ № 9 г. Йошкар-Олы», МБОУ «СОШ № 15 г. Йошкар-Олы», МБОУ «СОШ № 21 с. Семеновка»;

        подростки 13 – 18 лет и молодежь «группы риска»;

        родители учащихся средних общеобразовательных школ;

        студенты – волонтеры специальности «Социальная работа» ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОТСТ».

Выигрышным стал социальный проект - «Стильный город против наркотиков». Основная идея проекта – это пропаганда здорового образа жизни и профилактика наркомании через привлечение внимания молодежи к альтернативным вариантам проведения культурного досуга – занятия спортом. В связи с этим появилась идея создания коллекции модной молодежной одежды спортивного стиля в поддержку движения «За здоровый образ жизни».

В апреле 2016 года техникум принял участие в Конкурсе социальных проектов по развитию молодежной политики в городском округе «Город Йошкар-Ола» и выиграл грант на реализацию проекта «Праздник нашего двора» в размере 12 тысяч рублей.

Таким образом, детские праздники были проведены 31 мая и 1 июня во дворе Техникума. 24 июня 2016 года во дворе дома по улице Димитрова преподаватели и студенты направлений «Социальная работа», «Парикмахерское искусство» провели Праздник Двора, который был приурочен ко Дню молодежи и проведен при поддержке Отдела по молодежной политике администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

В 2016 году на базе техникума организована пилотная региональная инновационная площадка «Добровольческая деятельность как средство профессионального развития будущих социальных работников». Основная идея инновационного проекта - используя методы социального проектирования решить основные задачи социализации обучающихся и студентов по специальности «Социальная работа», направить добровольческую энергию на участие в реализации социально значимых проектов и акций.

Работа инновационной площадки осуществляется в техникуме на основании Протокола заседания научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл , № 3 от 15.09.2016 г.; Положения о региональной пилотной площадке в системе образования в Республике Марий Эл, постановления Правительства Республики Марий Эл от 04.12.2013 г. № 371.

С 2016 – 2019 гг.в рамках инновационной площадки будут реализовываться социальные проекты «Праздник нашего двора», «Наш выбор!», «Маленькие друзья с большим сердцем», «Милосердие».

При условии успешной реализации проекта региональная система образования получит опыт формирования профессионально значимых качеств будущих социальных работников средствами волонтерской деятельности.

В рамках реализации пилотной региональной инновационной площадки техникум стал более плодотворно сотрудничать с нашими Социальными партнерами, а именно с ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в г. Йошкар-Оле РМЭ», ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе», ГБУ РМЭ «Комплексный центр социального обслуживания в Медведевском районе» и другими учреждениями Министерства социального развития РМЭ, Благотворительными фондами, школами.

 Ярким примером взаимодействия является проведение мероприятий Республиканского уровня на базе нашего техникума совместно с Всероссийским обществом инвалидов. Это пример сотрудничества и взаимодействия в решении задач социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в РМЭ, а также обеспечение дальнейшей профессиональной адаптации выпускников профессии «Социальный работник», специальности «Социальная работа».

Планируется вовлечение других профессиональных образовательных организаций республики в волонтерскую деятельность через проект «Эстафета добрых дел». Егоцель - продвижение идей добровольчества как важного ресурса для решения социальных проблем. Техникум размещает информацию в форме видеоотчета о проведенной акции в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Эстафета добрых дел» и передает эстафету следующей профессиональной образовательной организации. С момента приглашения к акции у приглашенной организации есть 4 недели, чтобы выполнить добрые дела, разместить отчет в группе, и передать эстафету следующему учреждению или волонтерскому объединению.

Всем нам известно, что Российская Федерация 2014 года присоединилась к движению «Абилимпикс». В 2017 году в Республике Марий Эл будет проводиться I региональный Чемпионат.

В рамках подготовки к проведению Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» на территории Марий Эл преподаватели отделения «Социальная работа» нашего техникума участвовали в конкурсе социальных проектов по развитию молодёжной политики в городском округе «Город Йошкар-Ола» в номинации: «Развитие волонтёрской деятельности социальной направленности» с проектом «Мы рядом», где выиграли грант в размере 44 тысяч рублей на реализацию данного проекта.

Цель проекта: подготовка волонтеров для проведения 1-го регионального чемпионата для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (ноябрь 2017), г. Йошкар-Ола.

Задачи:

1. Вовлечение студентов по направлению «Социальная работа» в волонтерскую деятельность на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»

2. Проведение обучающих семинаров для волонтеров:

- специфике проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;

- обучение технологиям волонтерской работы с людьми с нарушениями интеллектуального развития, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, испытывающими затруднения речи.

3. Привлечение для проведения обучающих семинаров представителей Марийской республиканской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», молодежного интеграционного клуба «Знак равенства»

Проект устойчив, так как имеет долгосрочную перспективу:

1. Используется опыт других организаций – волонтерских центров «Дворец молодежи РМЭ», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»;

2. Мы планируем проводить обучение и участие волонтеров техникума в ежегодном национальном чемпионате для людей с инвалидностью «Абилимпикс», а также участие волонтеров в городских мероприятиях и акциях с участием людей с инвалидностью и лиц с ОВЗ.

3. Положительный опыт подготовки волонтеров отряда «Милосердие» ГБПОУ РМЭ «Йошкар - Олинский техникум сервисных технологий» может быть применен в других профессиональных образовательных организациях города и республики Марий Эл.

4. Будет содействовать социально-экономическому развитию городского округа «Город Йошкар-Ола» и республики Марий Эл за счет повышения социальной активности молодежи.

Несомненно, что волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, обучающиеся проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции успеха студентов и преподавателей ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинского техникума сервисных технологий», осуществляющих волонтерскую деятельность.

Библиографический список

  1. Пономарев В. Д. Педагогика формирования и развития института волонтерства в деятельности молодежных объединений: анализ результатов опытно-экспериментальной работы /  В.Д.Пономарев, М.И.  Васильковская  // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №29-2. С.196-201

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников»...

Преддипломная практика студентки колледжа Дорогомилово института среднего профессионального образования им. КД.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ Лукиной Елизаветы Валерьевны

Преддипломная практика студентки колледжа Дорогомилово института среднего профессионального образования им. КД.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ Лукиной Елизаветы Валерьевны...

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея « Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования  Республики Адыгея« Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

       Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци...

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования

Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответствен...

Доклад на тему: Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования

В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педаго...

Презентация Повышение профессионализма педагога как условие роста качества дополнительного образования, допрофессиональной и профессиональной подготовки в школе-интернате

     Дополнительная общеобразовательная деятельность - деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в саморазвитии. Занятия, проводимые нашими преподава...