Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Гончарова Насима Муллануровна
Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoaga.docx27.38 КБ
Office presentation icon kachestvo_deyat.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Качество профессиональной деятельности педагога –

главное условие обеспечения качества современного образования.

«Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

А. Дистервег

        Система Российского образования претерпевает существенные изменения в связи с развитием общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, реализует на практике основные нововведения именно педагог. Школьный учитель является основной фигурой.         Функция учителя начальных классов, как и раньше, — помочь детям адаптироваться в школе, быть для ребенка тем, кто поможет ему подготовиться к серьезной жизни в социуме. Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. В основном от учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Для успешного введения в практику поставленных задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

         Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

        Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

        В своей работе я использовала системно-деятельностный подход,так как в моем классе несколько образовательных программ: адаптированная программа для ребёнка с умственными (интеллектуальными) нарушениями, адаптированная программа для ребёнка с задержкой психического развития и один ребенок мигрантов. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Китайская мудрость:

 «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению можно только с помощью действия.

        Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: было: я выучил и поэтому знаю;

стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.        Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст. Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма).

Кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и личностным результатам.

Прежде всего - о метапредметных результатах, поскольку это действительно наиболее существенное новшество стандартов. А еще потому, что личностный результат, в отличие от результатов предметных, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. Это справедливо, потому что не так легко оценить личностные достижения.

 Например, подбирает такие задания, на которые дети ищут дополнительную информацию.

        Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: (Чему мне нужно научиться?) и проектировать (Как мне этому научиться?). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

Во-первых, это умение ребенка планировать собственную деятельность.

Решению продуктивных задач нужно учить:

- Осмысли задание (что надо сделать?)

-Найди нужную информацию (текст, рисунок…)

-Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

-Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: я считаю, что… потому что, во-первых…, во-вторых и т.д.

-Дай полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. То есть ребенок сам должен сопоставлять задачу с теми условиями, в которых задача предъявлена, уметь соотносить содержание этой задачи с собственными умениями, оценивать свои собственные действия и вносить, если это необходимо, коррективы.
        Еще один метапредметный результат – универсальные учебные действия, связанные
с работой в группе, способностью школьника соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в группе. То есть, другими словами, способность к эффективному взаимодействию при решении различных задач. Групповая работа (по ФГОС НОО) - это не просто случайное собрание детей или их совместное времяпрепровождение, - это особая учебная ситуация, в которой происходит коллективно-распределенная деятельность.
Идея организации групповой работы заключается в том, что любое действие, любое умение, во-первых, сначала существует в процессе взаимодействия между людьми, а в процессе обучения это умение становится достоянием каждого ребенка.

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе:

1. Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление учебного действия

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности

Еще одна группа универсальных учебных действий связана с овладением компьютерной грамотностью, способностью школьников использовать данные из сети интернет для решения задач.

Вот почему в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и в том числе к наличию свободного доступа к сети Интернет.

Что же, собственно говоря, нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия?

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои собственные действия.

Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками, как

  1. Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
  2. Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.
  3. Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
  4. Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
  5. Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
  6. Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).
  7. Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).
  8. Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
  • мотивация на работу с учащимися;
  • способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
  • владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.

Мне также помогает знание содержания особенностей учебно-методического комплекта:

  1. Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся; огромное разнообразие творческих заданий, которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления; во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
  2. Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие.
  3. Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя.
  4. 4) Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроках чтения и окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, выпуск газеты, описывающий картины природы.

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

К тому же в современном мире взрослые, в том числе и родители, не хотят воспитывать ребенка на традициях семьи и народа, а порой и сами не владеют важнейшими жизненными ценностями.

Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская деятельность;

- самообразовательная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

- трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Список литературы

1. В.А. Адольф кандидат ф.м.н., доктор пед. наук, профессор: «Профессиональная компетентность современного учителя». Монография. Красноярск. 1998.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования Н.М. Гончарова МОБУ «Восточненская СОШ»

Слайд 2

«Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег

Слайд 4

Цель образования ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Слайд 5

Системно -деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями , чтобы уметь решать любые задачи .

Слайд 6

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю–я усваиваю». Китайская мудрость. Системно-деятельностный подх од

Слайд 7

Только с помощью действия Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению ?

Слайд 8

Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: было : я выучил и поэтому знаю; стало : я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.

Слайд 9

Отличия от традиционной концепции Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход) Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков(доведение навыков до автоматизма )

Слайд 10

Например, Личностные результаты – За что Петра I называли «великим» Познавательные УУД – Почему корабли, сделанные из железа не тонут?

Слайд 11

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Слайд 12

Продуктивные задания – главное средство. Решению продуктивных задач нужно учить: - Осмысли задание (что надо сделать?) - Найди нужную информацию (текст, рисунок…) - Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) - Сформулируй (устно/письменно) ответ , используя слова: я считаю, что… потому что во-первых… во-вторых и т.д. - Дай полный ответ , не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Слайд 13

Результаты работ в группах

Слайд 14

Виды деятельности игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическа я Формы деятельности групповая парная индивидуальная фронтальная

Слайд 15

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе 1. Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация и пробное учебное действие 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление учебного действия 7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности

Слайд 16

Учителю необходимо самому: -Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной про­граммы. (Умеет правильно (адекватно) вы­делить трудности в освоении учебных пред­метов, возникающие у каждого ученика.) -Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД). -Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным осно­ваниям (целям, используемым средствам и др.). -Уметь выбирать и применять совре­менные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставлен­ным целям.

Слайд 17

Учителю необходимо самому: -Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы. -Уметь ставить цели на успехи в пред­метной сфере учащегося. -Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов. -Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.

Слайд 18

Главные показатели качества профессиональной подготовки - готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию. - мотивация на работу с учащимися; -способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности; -знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов; -владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ -знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;

Слайд 19

Особенности УМК 1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся; огромное разнообразие творческих заданий , которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления; во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.

Слайд 20

2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие.

Слайд 21

Защита проекта «Моя семья»

Слайд 22

3)Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя.

Слайд 23

4) Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроках чтения и окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, выпуск газеты, описывающий картины природы.

Слайд 24

Индивидуальная, работа в парах и работа в группе

Слайд 25

Индивидуальная, работа в парах и работа в группе

Слайд 26

РЕФЛЕКСИЯ. Самооценка Я сегодня на уроке узнал… Сегодня на уроке мне было трудно… Сегодня на уроке мне было легко…

Слайд 27

Таким образом, путем побуждающего диалога я создаю проблемную ситуацию. Дети сами формулируют тему урока, учебную задачу. Для выхода из проблемной ситуации можно использовать разные формы работы – групповую, парную; работу с дополнительными источниками, цифровыми образовательными ресурсами. Дети сами открывают знания. Учитель только руководит процессом.

Слайд 28

По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Слайд 29

Системно-деятельностный подход “ Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....

«Обновление содержания профессиональной деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС (внеурочная деятельность)».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Статья "Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования"

laquo;Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. Дистер...

Обобщение опыта по теме"Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога - новый шаг к качеству образования"

В представленной презентации представлены документы регламентирующие внедрение профстандарта в образовательные учреждения, включающие перечень профессиональных и личностных качеств, предъявляемых педа...

«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»

Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для  собственного профессионального роста....

Доклад на тему: Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования

В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педаго...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...