Доклад на тему: Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования
статья

Ядыкина Светлана Александровна

В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоусманский лицей»

Выступление на РМО образовательной области «Искусство» в рамках педагогического марафона

«Актуальные аспекты современного образования»

 

 Тема: «Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования:

 Ядыкина Светлана Александровна

В настоящее время основной приоритет государственной политики в области образования направлен на идею непрерывного образования, которое подразумевает под собой обеспечение  постоянного творческого развития каждого человека на протяжении всей жизни, обновление знаний и совершенствование навыков.

В Концепции развития дополнительного образования определена основная задача – внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, достижение высокого профессионального уровня. Проблема профессионального роста педагога является весьма актуальной, и рассматривать ее следует в контексте повышения качества дополнительного образования.

Проанализировав современный профессиональный стандарт педагога дополнительного образования можно отметить расширение трудовых действий, умений и знаний, которыми должен обладать современный педагог.

Перечислим лишь некоторые из них:

 -организация деятельности учащихся, направленной на освоение программ дополнительного образования;

-создание программно-методического обеспечения реализации программ дополнительного образования;

-организация педагогического контроля и оценки качества освоения программы дополнительного образования;

-организация и проведение  досуговой деятельности учащихся;

-организация тесного взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся при реализации программ дополнительного образования.  

Профессиональный рост педагога является, необходимым в условиях происходящих изменений в современной системе образования, а так же делают необходимостью повышение профессионализма педагога, его профессиональной компетентности. Следует отметить, что воспитать саморазвивающуюся личность может педагог, который сам обладает такими качествами, профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством и стремлением к постоянному профессиональному росту.

Под профессиональным ростом следует понимать усвоение профессиональных ролей, мотивации, профессиональных знаний и умений, самосовершенствование, прямое или косвенное воздействие на личность профессионала с целью совершенствования его профессиональной деятельности.

Педагоги дополнительного образования нуждаются в оказании практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. А так же в изучении, обобщении и внедрении в практику передового педагогического опыта.  Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, все это подразумевает под собой реализацию управления профессиональным ростом педагога.

В повышении профессиональной компетентности педагога заинтересованно так же и образовательное учреждение, так этот факт влияет на уровень и качество оказания образовательных услуг. Деятельность педагога дополнительного образования имеет определенную цель и прежде всего это – организация деятельности учащихся, направленная на усвоение знаний, формирование определенных умений и компетенций. А так же, создание педагогических условий для развития творческих способностей, удовлетворение потребностей ребенка в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, обеспечение достижений учащихся высоких результатов в освоении программ дополнительного образования.

Во многом повышение качества педагогического процесса возможно только при условии профессиональной компетентности педагога.

В современном мире педагог дополнительного образования сталкивается с разными трудностями организации своей профессиональной деятельности. Перечислю лишь некоторые из них:

В настоящее время в образовательных организациях отмечается нехватка учебно-методической литературы по разным направлениям дополнительного образования, что затрудняет работу педагога.

Отсутствие единых образовательных платформ в дополнительном образовании ухудшает ситуацию.

Организация образовательного процесса в дистанционном формате, которую мы вынуждены применять в реалиях современного мира, так же вызывает много вопросов, связи с тем, что не все участники образовательного процесса обладают ИКТ компетентностью.  

Именно  по этому, значительно возрос социальный запрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентно способного педагога.

Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате.

Основные инструменты профессионального роста педагога дополнительного образования условно можно разделить на две группы, которые тесно взаимосвязаны между собой.

1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне. К ним относятся:

-конкурсы профессионального мастерства

-курсы повышения квалификации (дистанционные и очные)

-семинары, вебинары, активное участие в методических объединениях, педагогические советы

2. Развитие педагогического мастерства, управляемое со стороны самого педагога:

-самообразование

-самовоспитание (формирование мировоззрения, изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение занятий).

Стремление к самосовершенствованию, самообразованию должно являться неотъемлемой частью педагога, тем более педагога дополнительного образования. Только путем саморазвития и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

Одним из эффективных способов повышения педагогического мастерства и профессионального роста является диссеминация передового педагогического опыта. Обеспечение широкого доступа педагогов к достижениям своих коллег, получение своевременной и оперативной информации о новых методах, является очень важным. Считаю, что большое значение будет иметь создание специализированных сетевых ресурсов, своеобразного электронного методического банка, создание которого возможно  лишь объединив усилия всего педагогического сообщества.

Тема сегодняшнего выступления для меня является актуально, так как, имея достаточной большой опыт педагогической деятельности на разных ступенях образования, оказавшись в сфере дополнительное образование, я столкнулась с рядом трудностей. И самообразование стало основным инструментом профессионального роста. Конечно, в период профессиональной адаптации  мне не хватало совета опытных коллег, достоверного информационного источника, отвечающего требованиям ФГОС.

Именно по этому, я предлагаю рассмотреть создание единого методического электронного банка в качестве  источника  профессионального роста педагогов. Прежде всего, это обеспечит  информационную открытость образовательных учреждений и расширит коммуникативные возможности педагогов. 

В электронном банке могут размещаться  материалы:

- описания передовой педагогической практики, методических материалов, видеофрагментов опыта работы, открытые занятия, презентации;

-технологические карты уроков,

-программы дополнительного образования, а так же методические рекомендации к их реализации, электронные версии документов (законы, методические требования, фгос и др.),

-методические рекомендации по прохождению аттестации с целью установления первой и высшей категории, разъяснения по аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности;

-диагностические материалы,

-материалы для изучения и формирования заключения о состоянии того или иного предмета изучения,

-описание методик, инновационных педагогических технологий, лучшей педагогической практики.

Участники методического объединения, обладающие высокой степенью профессионализма и мастерства, смогут поделиться своим опытом,  разместив в электронном банке свои материалы, а так же ознакомиться и применить в своей профессиональной деятельности  материал своих коллег. Плагиат в данном случае не возможен, т.к. весь материал находится в общем доступе, где отображается  дата размещения и автор работы.

Методический электронный банк открывает перед педагогами следующие возможности:

-все участники сообщества могут использовать материалы открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

-самостоятельно создавать сетевое учебное содержание;

-осваивать информационные концепции, знания и навыки;

-наблюдать за деятельностью участников сообщества.

Одними из главных преимуществ этой формы самообразования является:

-обмен опытом осуществляемый между педагогами-практиками;

-методическая помощь, которая в данной форме будет являться персональной и адресной;

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Педсовет.оrg (pedsovet.org) цель данного сообщества это прежде всего -  популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)  задачи которого, направленны на  содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.

Сеть творческих учителей (it-n.ru). На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер - классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru)

Электронный банк данных значительно упростит работу педагогов дополнительного образования и повысит профессиональный уровень.

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».

В заключении, мне бы хотелось отметить, что на  каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. В завершении своего выступления я хочу поделится с вами буклетом, который был создан мной для удобства работы. В нем вы найдете инструкции для родителей при организации дистанционного обучения и подключения к различным образовательным платформам, а так же те название, ссылки на виртуальные сообщества и интернет-объединения, название компьютерных программ, которые позволят вам самостоятельно монтировать фильмы, создавать свои творческие проекты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Доклад на тему: "Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения."

Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе ф...

Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...

Образовательная среда как условие личностного роста учащегося и повышения качества образования (педсовет)

Цель педсовета: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех»....

Доклад на тему:"Применение ИКТ как средство повышения качества образования младших школьников "

laquo;Применение информационно – коммуникационных технологий. как средство повышения качества образования младших школьников». Совре...

Презентация Повышение профессионализма педагога как условие роста качества дополнительного образования, допрофессиональной и профессиональной подготовки в школе-интернате

     Дополнительная общеобразовательная деятельность - деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в саморазвитии. Занятия, проводимые нашими преподава...