Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея « Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
проект на тему
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея
« Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ashinovoy_d.m.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея
« Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
Проектная работа
«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения».
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ- ООШ № 12
им. Н.А. Берзегова а. Бжедугхабль
Ашинова Дариет Майзетовна.
Майкоп 2014г
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления.
Меня, как учителя начальных классов, волнует (а в последние годы все чаще) вопрос о повышении читательского интереса у детей, и, как следствие, развитие у них речи. Ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие очень снизился у детей интерес к чтению. Нельзя сказать, что дети совсем перестали читать. Нет. Но чтение свелось либо к обязательному – чтение учебной литературы, либо к развлекательному (инструкции и краткая информация по освоению тех или иных компьютерных игр).
Со стремительным внедрением в нашу жизнь технического прогресса также стремительно теряется интерес и любовь к живому слову, к книге. А между тем, именно чтение художественного произведения заставляет человека мыслить, думать, давать оценку прочитанному, а значит повышать свой кругозор и развивать речь. Недостатки устной речи (это и комплексы общения между детьми, и стеснения отвечать у доски), часто влияют на письменную речь, что является одним из факторов, ведущих к снижению успеваемости. Уровень развития ребенка определяется уровнем развития его речи. К сожалению, в силу разных причин, с каждым годом становится все больше детей, имеющих скудный запас слов, не умеющих построить несложное повествовательное предложение, подобрать нужный ответ на поставленный вопрос. Негативным моментом является и то, что родители не всегда обращают внимание на эти «недостатки», считают их мелочью, временной проблемой. А ведь именно в семье, в раннем возрасте происходит становление и развитие диалогической, монологической и эмоциональной речи через чтение сказок, заучивание стихов , песен, составление рассказов по картинкам. Школа в тесной связи с родителями должна систематически и последовательно поддерживать такое развитие, а значит прививать детям любовь к книге, пробуждать интерес к чтению, и в конечном итоге, воспитывать всесторонне развитую личность, способную думать, мыслить, творить.
На уроках литературного чтения стараемся не только выразительно прочитать произведение, выучить его наизусть, разобрать: определить тему, найти основную мысль, но и пробуем себя в качестве актеров – разыгрываем небольшие сценки из изучаемых произведений.
На всех уроках дети говорят, слушают, читают, пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определённой системе, с опорой лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.
Приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако речь их требует совершенствования с самых различных точек зрения.
Можно выделить три направления в работе по развитию речи: овладение нормами языка, обогащения словарного запаса, и грамматического строя речи учащихся, обучение различным видам речи.
1. Овладение нормами литературного языка.
По программе наши ученики должны владеть некоторыми лексическими, произносительными и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке. Достижению поставленной цели способствуют:
1)письменное изложение или устный пересказ текста;
2)свободный или творческий диктант;
3)письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова;
4)составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых не только осмыслить , но и запомнить;
5)замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в 6) выбор или поиск одного из данных ( нормативного и ошибочного) языковых средств.
Наиболее эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы:
1)заучивание стихотворных строк, где есть слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминаются);
2)проговаривания вслух по слогам необходимого материала;
3)объединение слов в определенные группы по смыслу (с одинаковым ударением…).
Эффективность этого приема увеличивается пи использовании цветных мелков, рисунков, обозначающих предметы, наименования которых нужно запомнить, игровых форм работы.
2. Обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Я использую в своей работе следующие приемы и методы:
- словарная работа - условно разбиваем слова, данные в рамках на группы(наука, спорт, признаки, названия предметов…)
- различные виды диктантов: словарный диктант (1-2 раза в неделю);письмо по памяти (отрывки из стихотворений); диктант «Угадай слово» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (несколько предложений, в которых есть словарные слова, показываю по несколько секунд). За это время учащиеся должны запомнить, а потом записать;
- сочинение- миниатюра по опорным словам;
- карточки с заданиями;
- «Объясни разницу»- работа с парами слов, одинаковых по произношению, но разных по значению;
- работа со словарями: оформление карточек и знакомство с новым словом; работа с толковым словарем;
- работа с фразеологизмами. Она стимулирует развитие речи. Но не только речь развивается в процессе этой работы, но и мышление. Мышление совершенствуется в речевом общении. Поэтому, работая над развитием правильной, выразительной речи, учитель одновременно развивает у учащихся мышление, поднимает на качественный уровень.
- Упражнения на составление словосочетаний, предложений по образцу.
3. Обучение различным видам речевой деятельности.
Обучение слушанию:
- повторить услышанный текст (краткий или подробный пересказ с творческим заданием);
- записать во время слушания опорные слова;
Обучение чтению (обучающее, ознакомительное и т.д.).
Развитие скорости чтения:
- прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
- прочитать и определить, что вызывает смех, радость, печаль…
- разбить текст на абзацы и озаглавить;
- обсудить текст;
- чтение «по цепочке».
Обучение устной и письменной речи.
Все предыдущие виды работ (словарная, создание слов, словосочетаний, предложений и др.) служат обучению устной и письменной речи. Приведу примеры других, форм, используемых в работе:
- сочинение на тему «Моя любимая сказка»,
- отзыв о прочитанной книжке или о посмотренном детском фильме;
- доклады и рефераты на тему из курса русского языка, литературного чтения (о писателе или поэте), окружающего мира (подготовка и защита):
- создание проектов (в3-4 кл.);
- создание презентаций (тоже в 3-4 кл.);
- сочинение - портретный очерк «Моя мама» (бабушка, сестра…).
- внеклассная работа.
Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время. И основной целью внеклассной работы по русскому языку и литературе является развитие у школьников интереса к воспитанию у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.
Я использую разнообразные формы внеклассной работы:
- КВН
- Грамматические турниры
- Конкурсные программы
- Викторины
- Литературные гостиные
- Игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»
- Лингвистические эстафеты
- Устные журналы
- Олимпиады
- Праздники
- Недели русского языка и литературы.
Результат такой работы- победители школьных олимпиад по русскому языку, призеры районного конкурса .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Дипломная работа на тему "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» автор Платунова Мария Александровна ЧОХ "Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки" г. Санкт-Петербург.
Дипломная работа на тему: "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» представляет теоретический и практический опыт здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной...
Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в английском языке»
Настоящая примерная программа учебного предмета английский язык разработана для 2 класса, является преемственной по отношению к программе Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. У...
Диплом об образовании «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И.Менделеева»
Диплом об образовании «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И.Менделеева&r...
Республиканская спартакиада среди Государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Бурятия
Республиканская спартакиада среди Государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Бурятия...