Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея « Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
проект на тему

dariet ashinova

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования  Республики Адыгея

« Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ashinovoy_d.m.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования  Республики Адыгея

« Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

Проектная работа

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения».

                                                              Работу выполнила:

                                                                              учитель начальных классов

                                                                              МБОУ- ООШ № 12

                                                                              им. Н.А. Берзегова  а. Бжедугхабль

                                                                              Ашинова Дариет Майзетовна.

Майкоп 2014г

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

   Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления.

Меня, как учителя начальных классов,  волнует (а в последние годы все чаще) вопрос о повышении читательского интереса у детей, и, как следствие, развитие у них речи. Ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие очень снизился у детей интерес к чтению. Нельзя сказать, что дети совсем перестали читать. Нет. Но чтение свелось либо к обязательному – чтение учебной литературы, либо к развлекательному (инструкции и краткая информация по освоению тех или иных компьютерных игр).

  Со стремительным внедрением в нашу жизнь технического прогресса также стремительно теряется интерес и любовь к живому слову, к книге. А между тем, именно чтение художественного произведения заставляет человека мыслить, думать, давать оценку прочитанному, а значит повышать свой кругозор и развивать речь. Недостатки устной речи (это и комплексы общения между детьми, и стеснения отвечать у доски), часто влияют на письменную речь, что является одним из факторов, ведущих к снижению успеваемости. Уровень развития ребенка определяется уровнем развития его речи. К сожалению, в силу разных причин, с каждым годом становится все больше детей, имеющих скудный запас слов, не умеющих построить несложное повествовательное предложение, подобрать нужный ответ на поставленный вопрос. Негативным моментом является и то, что родители не всегда обращают внимание на эти «недостатки», считают их мелочью, временной проблемой. А ведь именно в семье, в раннем возрасте происходит становление и развитие диалогической, монологической и эмоциональной речи через чтение сказок, заучивание стихов , песен, составление рассказов по картинкам. Школа в тесной связи с родителями должна систематически и последовательно поддерживать такое развитие, а значит прививать детям любовь к книге, пробуждать интерес к чтению, и в конечном итоге, воспитывать всесторонне развитую личность, способную думать, мыслить, творить.

   На уроках литературного чтения стараемся не только выразительно прочитать произведение, выучить его наизусть, разобрать: определить тему, найти основную мысль, но и пробуем себя в качестве актеров – разыгрываем небольшие сценки из изучаемых произведений.

    На всех уроках дети говорят, слушают, читают, пишут.  Конечно, учителя всех предметов  следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность  и выразительность ответа. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается  в определённой системе, с  опорой лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

  Приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако речь их требует совершенствования с самых различных точек зрения.

 Можно   выделить три направления в работе по развитию речи: овладение нормами языка, обогащения словарного запаса, и грамматического строя речи учащихся, обучение различным видам речи.

       

          1.       Овладение нормами  литературного языка.

 По программе наши ученики должны владеть  некоторыми  лексическими, произносительными и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс  усвоения этих норм на уроке. Достижению поставленной цели способствуют:

1)письменное изложение или устный пересказ текста;

2)свободный или творческий диктант;

3)письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова;

4)составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых  не только осмыслить , но и запомнить;

5)замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в        6) выбор или поиск одного из данных ( нормативного и ошибочного) языковых средств.  

Наиболее эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы:

1)заучивание стихотворных строк, где есть слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминаются);

2)проговаривания вслух  по слогам  необходимого материала;

3)объединение слов в определенные группы по смыслу (с одинаковым ударением…).

 Эффективность этого приема увеличивается пи использовании цветных мелков, рисунков, обозначающих предметы, наименования которых нужно запомнить, игровых форм работы.

2.  Обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Я использую в своей работе следующие приемы и методы:

  • словарная работа - условно разбиваем слова, данные в рамках на группы(наука, спорт, признаки, названия предметов…)
  • различные виды диктантов: словарный диктант (1-2 раза в неделю);письмо по памяти (отрывки из стихотворений); диктант «Угадай слово» (читаю толкование слова, а дети  записывают само слово); зрительный диктант (несколько предложений, в которых есть словарные слова,  показываю по несколько секунд). За это время учащиеся должны запомнить, а потом записать;
  • сочинение- миниатюра по опорным словам;
  • карточки с заданиями;
  • «Объясни разницу»- работа  с парами слов, одинаковых по произношению, но разных по значению;
  • работа со словарями: оформление карточек  и знакомство с новым словом; работа с толковым словарем;
  • работа с фразеологизмами. Она стимулирует развитие речи. Но не только  речь развивается в процессе этой работы, но и мышление. Мышление совершенствуется в речевом общении. Поэтому, работая над развитием правильной, выразительной речи, учитель одновременно развивает у учащихся мышление, поднимает на качественный уровень.
  • Упражнения на составление словосочетаний, предложений по образцу.

3.   Обучение различным видам речевой деятельности.

Обучение слушанию:

  • повторить услышанный текст (краткий или подробный пересказ с творческим заданием);
  • записать во время слушания опорные слова;

Обучение  чтению (обучающее, ознакомительное и т.д.).

Развитие скорости чтения:

  • прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
  • прочитать и определить, что вызывает смех, радость, печаль…
  • разбить текст на абзацы и озаглавить;
  • обсудить текст;
  • чтение «по цепочке».

Обучение устной и письменной речи.

Все предыдущие виды работ (словарная, создание слов, словосочетаний, предложений и др.) служат обучению устной и письменной  речи. Приведу примеры других,  форм, используемых в работе:

  • сочинение на тему «Моя любимая сказка»,
  • отзыв о прочитанной книжке или о посмотренном детском фильме;
  • доклады  и рефераты на тему из курса русского языка, литературного чтения (о писателе или поэте), окружающего мира  (подготовка и защита):
  • создание проектов (в3-4 кл.);
  • создание презентаций (тоже в 3-4 кл.);
  • сочинение  - портретный очерк «Моя мама» (бабушка, сестра…).
  • внеклассная работа.

     Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время. И основной целью внеклассной работы по русскому языку и литературе  является развитие у школьников интереса к воспитанию  у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

  • КВН
  • Грамматические турниры
  • Конкурсные программы
  • Викторины
  • Литературные гостиные
  • Игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»
  • Лингвистические эстафеты
  • Устные журналы
  • Олимпиады
  • Праздники
  • Недели русского языка и литературы.

Результат такой работы-  победители школьных олимпиад по русскому языку, призеры районного конкурса .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дипломная работа на тему "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» автор Платунова Мария Александровна ЧОХ "Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки" г. Санкт-Петербург.

Дипломная работа на тему: "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» представляет теоретический и практический опыт здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной...

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в английском языке»

Настоящая примерная программа  учебного предмета английский язык разработана  для 2 класса, является преемственной по отношению к программе  Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. У...

Диплом об образовании «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И.Менделеева»

Диплом об образовании «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И.Менделеева&r...

Республиканская спартакиада среди Государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Бурятия

Республиканская спартакиада среди Государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Бурятия...