Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
учебно-методическое пособие

Коваленко Лариса Вениаминовна

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

                                                                                                            Коваленко Л.В.

учитель начальных классов  

МАОУ СОШ №19 г. Улан-Удэ

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.

В.Сухомлинский сказал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием  первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Ученики начальных классов прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Современному ребенку мало просто  прочитать  сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш накапливает некий «банк жизненных ситуаций». И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет «откладывать» знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Русские пословицы помогают нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. 

«Колобок»

Чем хвалимся, на том и провалимся. На языке медок, да на сердце – ледок.

«Теремок»

Не бравши топор, жилья не срубишь. Легко взято, легко и потеряно.

«Репка»

Из многих малых одно большое выходит. Капля по капле и камень долбит.

«Лиса и журавль»

Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.

«Курочка, мышка и тетерев»

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

«Лисичка со скалочкой»

Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

«Лёгкий хлеб»

Хлеб горбом достают. Без труда не выловить и рыбки из пруда.

«Хаврошечка»

Кто правдой живёт, тот добро наживёт. Кто добро творит, того Бог благословит.

«Царевна Несмеяна»

Не всё то золото, что блестит. Телу − простор, душе – теснота.

«Морозко»

Работай − сыт будешь, молись − спасешься, терпи – взмилуются. Без смиренья нет спасенья.

«Зимовье зверей»

Согласного стада волк не берет.

«Заюшкина избушка»

На чужой каравай рот не разевай. Пораньше вставай, да свой затевай. И на силу найдётся пересил.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.

Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.

Итак, уроки литературного чтения способствуют:

  • приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
  • помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;
  • способствует их укоренению в детском уме и сердце;
  • вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
  • даёт детям твердые ориентиры добра на основе веры, надежды, любви;
  • способствует восприятию интереса к отечественной истории;
  • воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
  • вводит детей в круг основных православных традиций, показывают их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
  • способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого время провождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
  • создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения- это основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Чтобы глубже разобрать понятия о добродетелях и пороках, лучше изучать их в паре, чтобы видеть контрастность поступков, поведения или характеров.

Например:

добра - зла,

дружбы - предательства,

правды-ложи,

трудолюбия- лени,

милосердия-жадности,

равнодушия –чуткости,

послушания (почитания) –ослушания (непочтения) родителей и т.п.

Мной выработан следующий алгоритм изучения программного произведения. К примеру, урок литературного чтения. Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (урок первый)

Шаг 1:

Эмоциональная зарядка: читаем стихотворение, связанное с данной тематикой

Если стихотворение объемное, читаем только 4 первые строчки , в конце урока это стихотворение прочитаем полностью.

Шаг 2:

Словарная работа: разбираем значение слов

(Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями.)

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Шаг 3:

По данной тематике читаем притчу или басню.

Притча «О двух волках»

Когда-то давно один старик своему внуку одну жизненную истину.

Шаг 4:Вопрос –ответ:

Ученикам предлагается игра

Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

Шаг 5:

Подбираем пословицы и поговорки о добре и зле ( не более 5-7)

(Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.

Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию.

Шаг 6:

Переходим и изучению программного произведения.

Дети делают вывод: говорят , что тема урока –это …

Шаг 7:

Читаем с детьми произведение и беседуем.

(Эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе)

Шаг 8:

В конце урока читаем стихотворение по данной тематике

или слушаем песню «Дорогою добра»

Так будем следовать словам С.Соловейчика "Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать человека".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

  Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...