Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
статья (чтение) по теме
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, а также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках.И в этом отношении нет и не может быть главных и неглавных предметов .Важно помнить о том,что воспитывают не только содержание,методы и организация обучения, учитель, его личность,знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность,пронизанную высоконравстенными отношениями.В этом плане велика роль уроков литературного чтения.
Я наблюдаю, как на моих уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Перед нами, учителями, стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Начну с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это я стараюсь опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока литературного чтения.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
На своих уроках я использую различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5.Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой».
Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Следующий шаг- воздействие на эмоциональную сферу.
Принципиально значимым. по моему мнению, является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Моя главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника, поэтому провожу их не слишком часто.
Выразительное чтение взрослого. Чтение учителя – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Поэтому на своих уроках использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации.Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Итог урока предлагаю подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет мне избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно , предлагаю детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Огромная роль для решения этой проблемы лежит на учителе начальных классов, так как работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно...