Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
проект на тему

Коваленко Елена Владимировна

              Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.  Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения.  Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nrav_vospit_na_ur_lit_cht.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОВАЛЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Практико – ориентированный проект

по теме

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

СОДЕРЖАНИЕ:

I Введение

II Духовно-нравственное воспитание в начальной школе на уроках литературного чтения

III Анализ литературы по данной теме

1) Русские сказки

2) Летописи

3) Былины, сказания, житие

4) Художественные произведения, рассказы нравственного содержания

5) Басня

6) Литературные сказки

7) Пословицы и поговорки русского народа

 IV  Конспект урока по данной теме

V  Выводы

VI  Литература

I Введение

              Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

                  Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

                  Вот уже более 25 лет я работаю в школе, за это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 25 , даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.

II Духовно-нравственное воспитание в начальной школе на уроках литературного чтения

              Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

               Я работаю по традиционной программе «Перспектива», используя в работе учебники Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, пословиц, поговорок, летописей, поучений, сказок, и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных «светлым» мироощущением.

                Духовно-нравственное воспитание   имеет своей целью, прежде всего, формирование православного мировоззрения учащихся, их воцерковление. В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа - не только объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо", но и научить ребенка жить по-христиански, "сотрудничать" с ним в деле его духовного становления.

                      Литература –  это предмет,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

                      Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному  языку и родной литературе. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

                      Своеобразие и уникальная сила литературы проистекает из её материала. Материалом этим является язык, а базовым элементом языка художественного творчества является слово, словесный знак. Слово в контексте мировой культуры ассоциируется с Творением и Творцом. Ведь сказано в Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Св. Иоанна).

                        Велика роль литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал.  Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

                        В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель может помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.

                        Именно поэтому на уроках литературы, сегодня так важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей  видится создание на уроке особого духовного пространства.

                          Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.

III Анализ литературы по данной теме

                         Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.  Русская классическая  (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:

1.Русские сказки.

                       Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других.

                          Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе со мной многократно возвращаются к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Жадность – в сказке «Каша из топора». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Будь старательным и вежливым! – учит сказка «Про ленивую и радивую» . Нравственное, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.

2. Летописи.

                          При изучении темы «летописи» мы мысленно переносимся в прошлое, в 12 век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

                           Знакомясь с летописью, дети размышляют о том, что обозначает это слово. На данном уроке можно обратиться к толковому словарю.

                           Летопись – запись по годам исторических событий, производимая современником. Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово состоит из двух частей – «лето»,т. е. «год», и «писать».

                            Затем идет знакомство с понятиями: «летописание» - составление летописи, «летописец» - составитель летописи, «летосчисление» - система определения времени по годам от какого-нибудь установленного момента. Важно, чтобы дети уяснили, что благодаря труду летописцев, современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далекое прошлое, а все факты, описываемые в летописи, были правдивы, достоверны. Исказить или что-то сочинить считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина. Чаще всего древнерусскими летописцами были ученые монахи.

                                На таких уроках идет большая словарно-лексическая работа. Дети узнают названия таких древних славянских племен как варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты. Они знакомятся со словами, вышедшими из употребления в настоящее время. Из летописи учащиеся узнают важные события тех лет, жизнь предков. В своих трудах Нестор рассказал о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях, о волхвах и скоморохах, а также какие города уже существовали на Руси, какой веры придерживались греки, а какой русичи (греки целовали крест – христианская вера, а русичи еще были язычниками).

                                Из летописи «Начали братья эти составлять славянскую азбуку» учащиеся узнают историю создания славянской письменности, а также важность письменности для славян.

                                  Опираясь на знание истории, в ходе беседы уточняются сведения о том, что до 10 века Русь была языческой, т. е. славяне верили не в одного Бога, а во множество Богов, среди которых главным божеством являлся Перун. Но в 988 году князь Владимир крестил Русь. Крещение происходило на реке Днепр, обряд был связан с водой, т. к. считалось, что, чтобы принять новую религию, нужно быть очищенным, как бы вновь рожденным, а для этого следовало погрузиться в воду.

                                После принятия христианства Русь уравнивалась с другими христианскими государствами, что было очень важно в дипломатических отношениях.

                                 Одним из положительных результатов крещения Руси стало приобщение к греческой византийской культуре, в том числе – славянской письменности.

                                    Славянская азбука, созданная в 9 веке на основе греческой азбуки братьями Кириллом и Мефодием, называлась кириллицей. Многие годы кириллица, в основном, использовалась для написания церковных книг. Она была достаточно сложной для освоения. Впоследствии Петр – I убрал некоторые буквы, ввел новое начертание отдельных букв и новая азбука стала называться гражданской.

                                     В процессе словарно-лексической работы дети узнают названия первых церковных книг:

Апостол – книга, рассказывающая о деяниях учеников Христа.

Евангелие – часть Библии, состоящая из 4-х книг, повествующих о «земной жизни» Иисуса Христа.

Псалтырь – сборник церковных песнопений.

                                    В процессе изучения данного материала учащиеся должны прийти к пониманию того, что крещенным славянским народам так важно было иметь свою письменность и почему Кирилл и Мефодий создали новую азбуку, а не воспользовались латинскими или греческими буквами. (В славянском языке существовали такие звуки, которых не было в языках тех народов, которые пользовались латинским или греческим письмом, поэтому необходимо было создать новую азбуку, где были бы обозначения таких звуков).

                                          В настоящее время мы помним это важное событие и отмечаем 24 мая День славянской письменности и культуры. В Москве на Славянской площади в 1922 году был открыт памятник Кириллу и Мефодию – первым славянским просветителям.

                   В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

3.Былины.

                  «Илья Муромец». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Какие правильные наставления! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».

                   В русской народной культуре, в народном творчестве и классическом искусстве отношения человека к земле проявились в значимости, почетности земледельческого труда (воспевание землепашца) и ратного труда по защите своей родной земли (прославление богатырей).

                   Учащиеся изучают такие былины, как «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок), «Жите Сергия Радонежского» (отрывок).

                 Былина – русская народная эпическая поэма о богатырях, защищающих русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.  Эпическая – принадлежащая эпосу. Эпос – от греческого, - слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях, о героях.

                 Учащиеся узнают, что все былины можно разделить на:

- богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей;

- былины о жизни героев народных сказаний.

                При изучении былин дети знакомятся с историей родной земли, они узнают, что эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древний верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, т. е. повествование о старинных событиях.

                     В результате изучения былин дети выделяют те качества людей, которыми обладали только богатыри: огромная сила, мудрость, ум, бесстрашие в борьбе с врагами, воля, выносливость, способность защитить родную землю.

                    В богатырской былине «Ильины три поездочки» отражено важное историческое событие – Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру.

                    Характеризуя Илью Муромца, учащиеся выбирают из группы слов только те, которые имеют отношение к нему:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый и др. Одновременно ведется работа с толковым словарем.

                   В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Так же как и картины, изображающие героев - богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

                       Следующий тип былин – былины о жизни героев народных сказаний. В учебнике представлена былина новгородского цикла «Садко». В новгородских былинах в отличие от киевских нет «могучих богатырей», которые сражаются с вражьей силой, но герои новгородских былин, так же как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами. Так и Садко, не имея никакого имущества кроме гуселек яровчатых, так поразил своей игрой морского царя, что тот оказал ему помощь и дал совет как разбогатеть. В этой былине Садко представлен нам как истинный патриот земли русской, который получив богатства, часть их отдает церквам, а на остальные строит тридцать кораблей для торговли.

                     Сказания дети изучают на примере «Повести о Петре и Февронии». Они узнают, что сказание – рассказ, (преимущественно народный) исторического содержания.

                     Сказание написал замечательный русский церковный писатель Ермолай – Еразм, который жил во времена царствования Ивана IV (Грозного).

                  Священник из Пскова Ермолай в начале 50-х гг. 16 века был переведен в Москву, в Кремль, во дворцовый собор спаса на Бору. В эти годы митрополит Московский Макарий поручает самым начитанным священникам собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях, чтобы впоследствии на церковном соборе их можно было провозгласить святыми.

                   Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о Муромском князе Петре и его жене княгине Февронии, которое впоследствии стало подлинным шедевром древнерусской литературы.

                    Познакомившись с «Повестью» учащиеся узнают какой подвиг совершил Петр, зачем он приехал на рязанскую землю и задумываются над такими вопросами:

-почему князь Петр не женился сразу на Февронии?

-Почему Феврония схитрила, леча первый раз Петра?

-Обманщица ли она?

Работая с текстом, они находят такие слова, которые характеризуют Февронию: мудрая, добросердечная, целительница…

Работая над главной мыслью повести учитель может предложить сформулировать ее словами или подобрать пословицу (Не давши слово – крепись, а давши – держись).

Важно обратить внимание детей на последнее предложение: «Приехали они в вотчину князя, в город Муром, и жили благочестиво, блюдя Божьи заповеди.

Дети должны объяснить смысл понятия – «благочестиво» – достойно; «блюдя Божьи заповеди» - соблюдая Божьи заповеди, живя по-христиански.

Учащимся нужно помочь понять, что такое заповедь.

-Какие заповеди известны? Сколько их?

Заповеди – главные Божьи указания, которые Он как бы вкладывает в головы людей. Эти прямые поучения христиане выучивали наизусть.

           Однако, опыт показал, что знание заповедей наизусть вовсе не означает, что люди воспринимают их всем сердцем и могут устроить свою жизнь в соответствии сними.

          Церковь и святые отцы ее, проповедовавшие Слово Божие, апостолы и евангелисты – все искали разные способы, формы такой поучительной речи, чтобы суть ее дошла до сердца, до самых глубин души. Думали о том и великие писатели, поэты и художники, просветляя сердца людей силой искусства.

            И сам простой народ, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делал из этих наблюдений выводы, умозаключения и создавал образные поучительные произведения: пословицы, поговорки, былины, сказания, песни, сказки. И на этих ярких и доступных пониманию текстах учил жить по правде, т. е. праведно: творить добро, не делать зла, поступать в гармонии, в согласии с заповедями Господними.

Среди них есть две особо главные:

1.  Любите ближнего как своего себя.

2.  Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

3. Жития святых.

В разделе «Жития» учащиеся знакомятся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского».

Этот памятник древнерусской литературы был создан в 15 веке Епифанием Премудрым, но истоки житийной литературы относятся к еще более раннему периоду истории – к 11 веку.

                Житие – это повествование о жизни человека, признаваемого святым. Написано было житие на старославянском языке, и сейчас оно переведено на русский язык. В тексте много необычных, устаревших слов, поэтому необходима работа с толковыми словарями.

преподобный

неправедных

иерей

чудодейственное

в благочестии

благоверный

пророк

иноческий         добродетелями

благодетелю

Варфоломей

с наставлениями

черноризец

блаженный

литургия

панихида иеремия

отрок

мошна

уста

не скорби

псалом

просфора

часовня

              Изучая «Житие Сергия Радонежского» дети узнают об этом удивительном человеке то, что он был праведником, молитвенником, заступником земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский прославил свое имя великими духовными подвигами и оставил потомкам заложенную им в те далекие годы обитель (монастырь) – Троице – Сергиеву Лавру.

              Преподобный – святой из монашествующих, отличившийся нравственным достоинством, подвигами во имя бога, праведной, благочестивой жизнью.

Главные качества, которыми обладал Сергий Радонежский – кротость, благочестие, доброта и любовь ко всем. О Сергии шла молва, что он обладает даром предвидения и молитва его имеет чудесную силу.

4.Художественные произведения, рассказы нравственного содержания.

                 Десятки детских рассказов, написанных Л. Н.Толстым, вобрали в себя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений автора. В своих произведениях Л.Н.Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

           В  рассказе «Акула» дети знакомятся с поступком сильного духом человека, мужественного артиллериста. Переживают вместе с отцом за мальчиков и осуждают их беззаботное поведение, следят за опасностью, подстерегающее детей, делают выводы. Сравнивают это произведение с другим «Прыжок». Рассказы похожи настроением и переживанием. Вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. В их характере – смелость, умение действовать и не теряться.

             Рассказ «Лев и собачка» автор начинает так «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям….» Что он хотел нам показать? Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу. А лев и собачка добрые. У них дружелюбные, ласковые отношения. Собачка умирает, лев не выдержав разлуки с ней, умирает тоже. Л.Н.Толстой изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату. Какие важные общечеловеческие ценности он нам открывает: добро, любовь, красота.

                                   Работая над  произведением К. Паустовского «Стальное колечко», на основе анализа характера героев, их поступков обучающиеся делают вывод: необходимо любить и беречь своих близких. Семья это наше достояние. Наше счастье.

Фрагмент урока по произведению К.Паустовского «Стальное колечко»

- Сколько чудес могла совершить Варюша с помощью колечка ?

 -Почему она надела на средний палец ?

-В чем нашла свое счастье Варюша?

-Какую нравственную идею хотел донести до нас автор?

                                 При работе со сказкой Д.Мамина - Сибирика «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» дети выясняют, что сначала заяц был смешным и глупым, потом несчастным , наконец, бесстрашным и храбрым. Что высмеивает писатель? Хвастливость и трусость. В названии заяц назван храбрым с добродушной насмешкой.  Поговорку «Хвастовство само себя наказывает» можно применить к произведению В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».

                                 Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.

                     С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как «Еще мама» Андрея Платоновича Платонова

                    В произведении «Совесть» А.П.Гайдара  раскрываются понятия:

БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.

ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.

- Будет ли Нина поступать так и дальше?

Нет, она раскаялась в своём поступке.

Рассказ «Пропала совесть» писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Где совесть – мерило нравственности.

На примере этого произведения можно обсудить вопросы:

- в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть?

- Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку.

-  Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…

                   Прекрасные произведения по нравственному воспитанию у В.Осеевой «Три товарища». Помните, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.

-Хороший поступок. Настоящий товарищ. Помог делом в трудную минуту, а не  советами.

Валентина Осеева «Кто наказал его?»

 Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Кто наказал его? - спросила соседка. Он сам наказал себя, - ответила мама.

Ответы на вопросы:

-  Почему мальчик заплакал?

-  Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?

- Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?

Помогут детям раскрыть смысл этого произведения.              

                 «Будь верным своему слову» - учит рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Замечательные слова из текста, которые дети учат наизусть «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы  ни случилось… Здесь же уместна пословица «Не давши слова, крепись, а давши – держись!» Автор рассказа уверен, что мальчик вырастет настоящим человеком и дети согласны с автором. Их восхищает этот маленький, но очень честный  герой и они хотят быть на него похожими.

                Велик воспитательный потенциал литературных сказок русских писателей ХХ века, среди них «Цветик-семицветик» В. П. Катаева, «Тёплый хлеб» и «Растрёпанный воробей» К.Г.Паустовского, «Два брата» Е.Л.Шварца, «Отшельник и роза» Б. В. Заходера.

                     Они помогают детям в общении со сверстниками, заставляют задумываться над своими и чужими поступками, оценить эти поступки с позиций добра и зла. Считаю, что  мальчишкам и девчонкам следует знать, кто такие Чук и Гек, и стремиться помогать людям, как это делали Тимур и его команда.

                      Сложные вопросы семейных отношений волнуют рано взрослеющих детей. Жизнь которых дома часто далеко не безоблачна. На эти вопросы им поможет ответить умная книга и учитель. «Голубая чаша» А.П.Гайдара, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского дают возможность задуматься над тем, как должны строиться отношения между членами семьи, чтобы детство было счастливым и радостным.

                    Ребята должны понять, что основа семьи - любовь и дружба. Взаимопомощь и взаимная ответственность, искренность, доверие, забота друг о друге, что велика и их роль в создании в доме атмосферы уюта и душевного тепла. Ребёнок должен благоговеть перед истинной материнской любовью, величие и красоту которой помогают понять «Емеля-охотник» Д.Н.Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С.Тургенева и др. Жертвенность и всепрощение – вот истинные критерии материнской любви.  Взрослые и дети несут ответственность перед стареющими родителями. Основой темой об этом становиться рассказ В.А. Осеевой «Бабка». В процессе обсуждения рассказа перед детьми встают такие понятия, как «доброта» и «черствость».

                       Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений. В результате чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше о них заботиться.

                      Тема «Милосердия» раскрывается в произведениях: Ф. Достоевский « Мальчик у Христа на ёлке», Х. К. Андерсен «Девочка со спичками» , А. Куприн «Чудесный доктор» , В. Короленко  «Дети подземелья» , Л. Чарская -  во всех произведениях , В. Гюго « Отверженные».

                   Еще одним жанром литературы, в котором можно использовать духовно-нравственное слово, является басня.

                   5. Басня — небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывается спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая «мораль». В России наиболее известны басни И. А. Крылова.

                 В этих баснях всем есть уроки: и ученому, и не ученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие, всем понятно, что под их образом скрываются люди со своими характерами и делами.

              Беспечность к добру не ведет! – делаем мы вывод после работы над басней «Стрекоза и Муравей». Муравей заботливый, старательный, трудолюбивый. Стрекоза беззаботная, беспечная.

              В общем деле согласованность нужна! Этому нас учит басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

-Какие недостатки здесь осуждаются? (Неумение работать дружно и согласованно)

-Чему учит басня? ( надо все делать дружно, организованно, согласованно, только так можно добиться результата)

               Взаимное доверие и помощь – основа дружбы! Делаем вывод из басни «Чиж и Голубь». «Вперед чужой беде не смейся, Голубок». Не будь равнодушным к беде другого, помоги, несчастье может случиться и с тобой.  

              Понятие «Невежда – необразованный, несведущий человек»  разбирается при изучении басни «Мартышка и очки». Сравнивается со словом «Невежа – грубый, невоспитанный»

             Пословица из басни Крылова «Зеркало и Обезьяна» «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи смыслом.

-Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или других?  (Себе человек кажется хорошим, в других легче)

                 Басни, написанные Толстым по сонетам Эзопа («Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Осел и лошадь» и др.) превосходным русским языком, кратки, содержательны и в большинстве случаев говорят о действиях, поступках и переживаниях людей и повадках животных. Басни побуждали детей думать о том, хорошо ли поступали люди и животные, заставляли оценивать их поведение, т. е. у детей моральные взгляды складывались под влиянием прочитанного материала.                                  Так, например, из басни «Лгун», в которой рассказывается о том, как мальчик, стерегущий овец, несколько раз обманывает мужиков криком «Помогите, волк! Волк!» и становится, в конце концов, виновником того, что волк перерезал все стадо, вытекала мораль — лгать нельзя. Ознакомившись с басней «Муравей и голубка», дети могли понять, что необходимо оказывать помощь друг другу в беде.

                Льва Николаевича Толстого привлекали в эзоповских баснях «мужицкий» здравый смысл, практицизм, характерный для трудового человека, высмеивание человеческих недостатков, отрицательное отношение к низкому, постыдному и бесчестному, сочувствие положительному в человеческих поступках, вера в победу добра над злом, житейская мудрость.

                  Толстой утверждал и был в этом глубоко убежден, что не может быть нравственности без религии и выступал с пропагандой своих религиозных взглядов. Л. Н. Толстой полагал, что люди не могут жить без религии, она должна быть основой мировоззрения.

                Добро понимается Толстым как любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, как способность жертвовать собой. Для Толстого нравственное — это движение не­посредственного чувства, влечение к добру и отвращение ко злу.

                  Детские книги Толстого не только пережили многие десятилетия. Они сыграли особенную роль в становлении советской детской литературы.

                  Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души:

 « ..душа в заветной лире

   Мой прах переживет и тленья…»

                   6.При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй».

«На пороге сидит его старуха,

Перед нею разбитое корыто».

«Сказка о царе Салтане»

Нарушены заповеди:

«Не желай зла ближнему»,

«Не завидуй», «Не убий»,

«Не лжесвидетельствуй».

Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй»

              7.   Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителя дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.

                 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие.

                   Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица возвеличивает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. При изучении пословиц и поговорок учащиеся понимают, что в человеке всегда ценились и ценятся патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, храбрость и достоинство, сила чувств, а негативные черты характера вызывали неприятие, осуждались. На уроках используются пословицы о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, о книге и грамоте, о поведении людей, об их душевном состоянии. «Красна речь пословицей», «Без пословицы речь не молвится»:

Труд человека кормит, а лень портит;

Кончил дело - гуляй смело;

Худо тому, кто добра не делает никому;

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет;

Раз соврал – навек лгуном стал;

Учись доброму, худое на ум не пойдет.

                 Как уместны  ко всему сказанному  слова Л.Н.Толстого: «Для того  чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

IV Конспект урока по данной теме

Конспект урока литературного чтения 2 класс

Тема урока:   «Духовно-нравственное воспитание школьников  на примере творчества Л.Н.Толстого».

Цели и задачи:

-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-развивать логику, технику чтения;

-закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям;

-сформировать в сознании детей понятие слова «доброта»;

-расширить знания школьников о доброте и  её роли в жизни каждого человека;

-пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;

-развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.

Оформление, оборудование и реквизит:

-карточки с пословицами;

-иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;

-выставка детских книг Л.Н.Толстого;

-плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы);

-презентация «Л.Н.Толстой»;  слайды из школьной жизни;

-запись песен «Улыбка» В.Шаинского, «Если добрый ты» из мульт. «День рождения кота Леопольда»;

-проектор, экран, ноутбук.

                                             Ход урока

1.        Орг. момент

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2.        Постановка цели урока

-Сегодня мы продолжим работу по духовно-нравственному воспитанию на примере творчества Л.Н.Толстого.

    3.Изучение нового материала

а) Рассказ учителя. На экране – презентация.

      Лев Николаевич родился в 1828г, а умер в 1910г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений -90 томов!

(Прочитать статью в учебнике с.108)

        Толстой изучал музыку, историю, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было ещё очень мало школ, дети бедных вообще не могли учиться, Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей «Азбука» и сам учил их по книгам, в которых было много рассказов, басен, сказок. Школа, в Ясной поляне, где жил писатель, была не похожа на все другие школы. Тут не звонил звонок на уроки и перемены. Вместо парт стояли длинные столы и скамейки. Свободное время Л.Н.Толстой любил проводить с детьми. Вместе они ходили на речку, в лес. Катались зимой на санках с горы, играли в снежки. Ребята очень любили своего учителя, с ним им было хорошо и просто.

 -   С какими произведениями Л.Н.Толстого мы уже знакомились?

(Обратить внимание на выставку книг Л.Н.Толстого).

б) Творческое задание.

      -Рассмотрите иллюстрации на стр.109. Узнали ли вы сказку? Расскажите её по рисункам.

в) Подготовка к восприятию.

    На доске написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец – другой. Соедините начало и конец пословицы, чтобы получились верные высказывания.

При солнышке тепло…                                        …детки же и горе.

Нет лучше дружка…                                                  …и душа на месте.

Вся семья вместе…                                    …тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…                        …при матери добро.

Детки  -  радость…                                              …чем родная матушка.

-Какой смысл вложил народ в эти пословицы?

-Какой темой они объединены? (о семье.)

- Сегодня мы будем читать рассказы о семье. Посмотрите на иллюстрацию на стр.110.

- О какой семье пойдёт речь?

-Где они живут?

-Как вы думаете, какие они?

г) Первичное чтение рассказа «Старый дед и внучек».

Дети читают по цепочке, по ходу чтения объясняют слова: «лохань» -    , «невестка»-    , «слаживает»-

д) Первичная проверка понимания:

-Интересен ли рассказ?

-Чем он вам понравился?

-Какие действующие лица в этом рассказе?

е) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

- Зачем Миша делал лохань?

- Почему родители Миши заплакали?

ё) Обобщающая беседа.

- Как они стали относиться после этого к дедушке?

- Какая  из собранных нами пословиц подходит к истории?

- Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому произведению?

-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

-Что значит почитать старших? (Любить, уважать, баловать, заботиться)

Почитать родителей – значит:

в детстве – их слушать,

в молодости – с ними советоваться,

в зрелом возрасте – о них заботиться.

- Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы к ним относитесь?

-Почему?

-Какова главная мысль этого рассказа Л.Н.Толстого? Чему он вас научил?

Каждый человек должен обладать такими качествами, как: доброта, терпимость (толерантность), любовь, уважение к себе и окружающим.

Герои  каких сказок и мультфильмов обладали толерантностью? (медведь в сказке «Маша и медведь»),Кот Леопольд в мульт. ( «Приключения кота Леопольда»).

Физминутка

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

-Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

                                Прикоснись ко мне добротой,

                                И болезни смоет волной,

                                И печаль обойдёт стороной,

                                Озарится душа красотой…

- Ребята, а как думаете вы - что такое доброта?

   В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

-Ребята, а как вы думаете, где живёт доброта?

В доме добрыми делами  занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

-Доброта  в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

В народе всегда относились к доброте по - особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду вам показывать карточки, на которых записаны начала пословиц, а вы будете называть окончания.

                   На добрый привет … (добрый ответ).

                  Про доброе дело … (говори смело).

                  Жизнь дана на … (добрые дела).

                  Учись  доброму … (дурное на ум не пойдёт).

                   Спасибо - … (великое дело).

-Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.   И к нам в гости пришла улыбка. Она такая ласковая, добрая, приветливая, поэтому я с ней дружу. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок должен снова передать улыбку мне.

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка», проводится игра).

-Каждый день жизни предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела, отдыхаете ли вы на природе, ухаживаете ли  вы за домашними животными.

М.Садовский «Доброе сердце».

Я как – то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

-Ну, что ж, сказала мать, - пусть

Он поживёт немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка…

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

- Ну, что ж, - она сказала, - пусть

Он поживёт немножко

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, - сказала мама,- пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: «Пусть живут –

В квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдётся место!

-Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу.

Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

                       И если кому-то поможет

                       Твоя доброта, улыбка твоя,

                        То день не напрасно был прожит,

                        Значит, живёшь ты не зря.  

-Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, бережно относится к природе.

Особые слова благодарности хочется выразить тем людям, которые не жалея себя воевали во время Великой Отечественной войны, сейчас эти люди уже очень старые их осталось совсем немного, но мы должны помнить о них, заботиться, любить и уважать, быть терпимыми по отношению к ним, ведь они рисковали своей жизнью ради нас

 «Ещё тогда нас не было на свете»

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

                                                            М.Владимов


В старой азбуке (кириллице) буквы назывались словами. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова станут девизом на всю вашу жизнь.

Звучит песня «Если добрый ты» из мультф. «День рождение кота Леопольда».

Итог урока.

-Чему был посвящён наш урок?

-О чём мы с вами говорили на уроке?

-Чему же учат нас произведения Л.Н.Толстого?

- Что больше всего на уроке вам понравилось?

-Какой вывод из урока вы для себя сделали?

V Выводы

            Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

             Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

               Духовно-нравственное слово используется педагогами на всех ступенях обучения: в начальных классах, среднем звене и старших классах, но особо значимой эта работа является в младшем школьном возрасте, т. к. в это время начинает формироваться не только учебная деятельность, но и закладываются нравственные качества личности учащихся.

             Целенаправленная систематическая работа над словом позволяет педагогу донести до учащихся необходимость изучения истории родного края, духовной культуры нашего народа. Этому способствует:

- чтение слушание произведений исторического содержания;

- беседы о нравственных идеалах и ценностях православного народа;

- творческие работы (рисунки, мини-сочинения, анкеты и др.).

                   Задача учителя на уроках - сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

                    В заключение хочется привести слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

                Именно для Православия характерно пристальное внимание человека к своему духовному миру. Человек изначально создан Творцом свободным, но он и несет ответственность за свои поступки. И если человек по своей воле впадает в грех, то чтобы обрести внутреннее спокойствие, утраченную гармонию душевных сил (ведь мы знаем из той же классической литературы, что за преступлением всегда следует наказание), человек должен изжить свой грех покаянием и напряженной духовной работой. Анализируя произведения русской литературы, учитель может пользоваться религиозными нравственными категориями, привлекать то духовное наследие, которое содержат в себе творения святых отцов.

     Так, например, универсальной «формулой» для анализа образов «лишних людей», объяснения противоречий их характеров, их внутренней дисгармонии могло бы стать изречение преподобного Исаака Сирина: «Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля». (То же самое мы могли бы посоветовать и шекспировскому Гамлету). Очень часто вспоминаем мы на уроках и слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». Евангельской моралью стараемся мы поверять свои суждения на уроках. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

Литература

1.  Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа№ 11.

2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

4. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

5.  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка – М.:1979

6. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

8.  Изотова В. А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа // Начальная школа№ 5.

9.  Ипполитова Н. А. Обращение к читателям журнала (о формировании духовной культуры) // Начальная школа№ 2.

10.  Истоковедение. Т. 1.- М.: Центр Академия, 2005.- 2-е допол.

11.  Клокова И. Ю. использование пословиц, поговорок и крылатых выражений на уроках в начальной школе // Начальная школа плюс№ 2.

12.  Королева Т. Г. Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа№ 7

13.  Кубасова О. В. О духовном воспитании младших школьников на материале детской литературы // Начальная школа№ 1.

14.  Неусыпова Н. М. Толковый словарик русского языка / Под. ред. проф. Т. Г. Рамзаевой.- М.:Антал, 1992.

15.  Основы православный культуры: книга для учителя.- М.: Первое сентября, 2001.- С.5.

16.  Фоменко Н. В. Уроки нравственности «Азбуки» Толстого // Начальная школа№ 3.

17.  Хлысталова А. Н. Литературное развитие младших школьников средствами фольклора // Начальная школа№ 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

  Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Огромная роль для решения этой проблемы лежит  на учителе начальных классов, так как  работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно...