Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
проект по чтению на тему
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образования. И не случайно. Я думаю, вы согласитесь со мной, что основным двигателем развития любого общества является не только интеллект, разум, но и совесть, нравственность, духовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Арефинская СОШ
Духовно – нравственное
воспитание младших
школьников на уроках
литературного чтения
Учитель начальных
классов I категории
МБОУ Арефинской СОШ
Вачского района
Нижегородской обл.
Самойлова Г.А.
Широко и привольно раскинулось на высоком холме одно из древнейших и красивейших сел Вачского района – село Арефино. Издревле наше село славилось церквями и народными промыслами. Свято чтились пасхальные и рождественские традиции, масленичные гуляния. Воспитывая детей на традициях прошлого родного края, хочется открыть их сердца для любви, доброты, взаимопонимания. Чтобы их детские души, изучая культуру своего народа, становились радостнее, светлее, добрее.
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образования. И не случайно. Я думаю, вы согласитесь со мной, что основным двигателем развития любого общества является не только интеллект, разум, но и совесть, нравственность, духовность.
О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г.Пестолоцци, назвав его «…морем бесконечной силы совершенной любви». [1с.81-83]
Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Главную задачу воспитания, составляет влияние нравственное». [2с.153]. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм, стали дефицитом, духовно – нравственное возрождение человека это проблема, от решения которой зависит будущее страны.
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических проблем, но прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно – нравственных качеств. И ведущая роль в этом воспитании принадлежит начальной школе, потому что именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции.
В. А. Сухомлинский писал: «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» [3. с.161]. Этот возраст называют ещё «золотой порой», духовно-личностного становления. В возрасте 6-9 лет ребёнок впервые сталкивается перед осознанным выбором между «плохим» и «хорошим», пытается самостоятельно определить своё поведение. Очень часто неосознанный выбор зла привлекает ребёнка своей необычностью. Так, грубость, дерзость воспринимаются им как геройство. Обладание красивой игрушкой, вещью привлекает стремлением выделиться. Ребёнок не замечает, как эти и другие дурные навыки превращаются в привычку. Не умея различить добро от зла, ребёнок всего желает, и всё, что желает, хочет получить немедля. Наша задача научить видеть, где добро, а где зло. Помочь уйти от зла, не оглядываясь на других. Помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла. Научить ребёнка чуткости, нравственной самостоятельности.
Говоря о духовно – нравственном воспитании школьника, нельзя не остановиться на проблеме гармонизации сил ребенка.
Первый шаг на пути к гармонии внутренних сил – воспитании чувств. По авторитетному мнению К.Д.Ушинского и ряда других педагогов, именно чувства, а не мысли являются средоточием духовной жизни. От чувств, через воспитание, получает душа первую пищу для своего образования, поскольку дети на первых порах живут преимущественно ими. Если в душе взрослого человека имеются определенные взгляды, убеждения, то дети почти всецело существуют вовне. – Большое значение для них имеют впечатления, которые действуют на детей сильнее, чем на взрослых.
В развитии и воспитании чувств большую роль играет искусство. Оно учит детей ставить себя на место другого человека, переживать, сочувствовать, жалеть, прощать, любить. С воспитанием чувств тесно связано воспитание совести, самого значительного проявления духовности в человеке.
Совесть называют еще Ангелом – Хранителем человека. Она является основой общечеловеческой нравственности, благодаря ей любой человек, где бы он ни жил и какого бы ни было его происхождение и образование, имеет возможность отличать хорошее от дурного.
«Совесть своей болью ставит задачи, разум их выполняет. Совесть задает идеалы, разум ищет к ним дороги. Без совести разум работает только на себя, а значит вхолостую» (А и Б.Стругацкие). По состоянию совести определяется нравственность человека: она может быть спокойной, чистой, может быть усыпленной, немощной, может быть мертвой, «сожженной»[4с.17]
Педагоги и родители должны уделять большое внимание воспитанию совести, которое заключается в ее укреплении, пробуждении и просветление.
Для детей именно чувства являются преобладающим элементом духовной жизни и естественным способом познания. Поэтому теплая, задушевная атмосфера в семье, эмоционально насыщенная жизнь в школе играют огромную роль в духовно – нравственном воспитании ребенка.
Уроки литературного чтения.
Огромную роль в формировании духовно – нравственной личности играют уроки литературного чтения.
«Все в школе, и в преподавании должно быть нравственно, - говорил К.Д.Ушинский. – На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико».
Я работаю по учебнику Л.Ф.Климановой, М.В.Головановой «Родная речь». На уроках литературного чтения стараюсь не только развивать речевые умения и навыки, но и вводить детей в мир художественной литературы, воспитывать культуру чтения которая сказывается на всем духовно – нравственном и эстетическом развитии личности школьника. Создавая произведения, даже самые маленькие по объему, писатели
закладывают в него нравственную ценность, учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
Ш.А.Амонашвили писал: «Воспитательное влияние литературного произведения на младших школьников может быть обеспеченно только в том случае, если описанные в нем судьбы людей, образы и картины действительности будут пережиты ими как реальные, призывающие их к соучастию».(5.с.68.)
Большая роль в воспитании духовно – нравственной личности ребенка отводится работе со сказкой. Когда-то рассказывание сказок было занятием совсем не праздным: ребенок, втягиваясь в услышанное, сочувствовал, сопереживал добрым героям и воспитывался.
В.А.Сухомлинский считал, что сказка – это животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. «Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками: оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражений мыслей и чувств – живой реальностью мышления».(6.с.176.)
Сказка и ее основа выполняли нравственные, познавательные, эстетические функции. Сказка является носителем, так называемым эталонных представлений о добре и зле, о том «что такое хорошо, а что такое плохо», однако работа со сказкой приобретает ценность тогда, когда учителю удается организовать обсуждение поступков героев, выделить те моменты, в которых им приходиться делать моральный выбор, проанализировать последствия того или иного выбора. Очень важно, чтобы ребята начали соотносить описанные в сказке ситуации с собой: а как бы поступил я в такой ситуации и почему?
Читая во втором классе сказку «Лиса и Журавль», предлагаю посмотреть на ситуацию и героев глазами автора – зрителя. В процессе работы учащиеся начинают понимать, что лиса и журавль вполне симпатичные герои и намерения у них добрые. Однако дружба – то у них не сложилась, т.к. ни тот ни другой не нашли способа, как наладить дружбу. Целостный взгляд на произведение и размышлением над тем мудрым советом, который дается в сказке, приводит детей к пониманию, что дружба основана на принципе «Как ты мне, так и я тебе», («Как аукнется, так и откликнется»), не может состояться. Ребята подбирают и записывают пословицы о дружбе. И здесь с детьми мы выводим «Правила дружбы»:
- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать, научи его. Если товарищ не прав, скажи ему.
- Не ссорься, не задавайся. Если поступил плохо, не бойся в этом признаться.
- Умей спокойно принять помощь, советы, замечания от других ребят.
Можно провести игру «Гости». Цель игры – выявит, какие качества, поступки ценит ребенок. Я предлагаю пригласить в гости сказочного героя и объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного героя.
Сказка П.Ершова «Конёк – Горбунок» (в учебнике мы читаем только отрывок, но я предлагаю прочитать всю сказку). Стоит как бы на рубеже народной и в авторской сказки. Читая, анализируя сказку, ребята приходят к выводу, что все приключения Ивана начинаются с того, что он четко выполняет поручения, данное ему отцом. Старшие же, «более умные» браться не утруждают себя ночным дежурством. Столько же честно исполняет он все абсурдные приказы царя.
Ребята должны понять, что послушание начальству считалось на Руси столь же важной добродетелью, как и послушание родителям. Герой обретает помощников, первый, бескорыстно приходя им на помощь. Он получает награду, не стремясь к ней, не добиваясь ее, а как результат правильно пройденного пути. Нужно обратить внимание детей на важную особенность русской сказки, у которой часто счастливый конец – это свадьба, после которой герои «стали жить поживать, да добра наживать». Добро, которое наживают герои, - нематериальное. Но его невозможно наживать в одиночку, одному. Поэтому можно сделать вывод о том, что в обретении пары, создание семьи, - главный идеал русской народной сказки.
Узнать, как поняли дети сказку, помогла анкета.
Учащимся было предложено дополнить предложения героями сказки и объяснить свой выбор.
- Если бы ты попал в сказку «Конек – Горбунок», то хотел бы ты сказать ..., потому что ….
- Не хотел бы ты быть … потому что ….
- Если бы ты был Иваном, то в каких ситуациях ты поступил бы иначе и почему?
- Если бы ты был Коньком – Горбунком, то, какое чудо еще совершил бы и для чего?
- Всегда ли Иван думал все, что ему велели?
- Кто в сказке наказан? Справедливо ли? За что?
По анкете можно было сделать вывод, что дети оценили ум Конька, потому что он всегда решает, что нужно делать, и находит выход из сложных ситуаций. Однозначно осуждают вранье, проявляют сочувствие не только к положительным героям, но и отрицательным.
Но ребята не только любят читать сказки, но и сами их сочиняют. Мы принимали участие в районном конкурсе «Сочини сказку». Две работы были признанны лучшими и были отправлены на областной конкурс. Груздева Катя сочинила сказку, которая называется «Сказка о сером карандаше».
«И он нарисовал картину лучшую на свете.
Вот только на картине той все было в сером цвете.
И стало Серенькому так обидно,
Что на картине всей не видно.
«Ну, кто – же сможет мне помочь?»
«Тебе помочь мы все не прочь».
И оглянувшись, Серенький увидел вдруг
Всех своих братьев, стоящих вокруг.
Тут Желтенький, и Белый,
Красненький на все умелый.
Синий, Розовый фломастер,
И большой Зеленый мастер.
За работу взялись дружно,
Все исправили как нужно.
Всеми красками чудес
Заиграл осенний лес».
Свои творческие успехи ребята раскрывают не только в конкурсе сказок, но и в конкурсе сочинений. Накануне Дня Победы в школе проходил конкурс сочинений. В своих сочинениях ребята рассказывали о своих близких, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Одна ученица с гордостью рассказала о своем прадедушке, который прошел всю войну и вернулся домой.
Прекрасный материал по формированию духовно – нравственной личности заложен в произведениях Л.Н.Толстого. Его произведения «Старый дед и внучек», наглядный тому пример. Прочитав произведения первично, я задаю вопрос: - О чем этот рассказ? Каков смысл рассказа?
Попробуем теперь вместе поразмышлять над этим рассказом. После анализа произведения, который сопровождается выборочным чтением, предлагаю детям ответить на вопрос:
Как бы вы охарактеризовали отношения сына к своему отцу? (Относится без уважения, без почтения к старости).
- Как вы думаете, для кого больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? (Стараюсь подвести детей к тому, что настоящим человеком – сыном, дочерью, надо расти с самого детства).
После обращаю внимание детей на одну из главных библейских заповедей «Почитай отца и матерь свою».
- Что значит почитать отца?
Далее идет работа с пословицами. Предлагаю детям найти пословицы в подтверждении этой библейской заповеди и записать их в тетрадь. Например: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».
- Об уважении, и еще к каким «родителям» нельзя забывать?
Чтобы ответить на этот вопрос, подберите однокоренные слова к слову «родители». (Народ, родина)
Очень хорошо на данном этапе провести такую работу, как классификация понятий. Вывешиваю на доску таблички со словами: чистосердечность, зависть, уважение, доброта, злость, безответственность, искренность, непочтительность.
Предлагаю распределить понятия на 2 группы: хорошо – плохо.
Богатый материал по формированию нравственной личности ученика заложены в произведения А.Платонова. «Цветок на земле», «Еще мама», «Сухой хлеб». Рассказы А.Платонова отличаются библейской простотой. Как в Библии повествование начинается от сотворения мира, так у Платонова оно начинается от истоков одной человеческой души. В рассказе «Цветок на земле» мы знакомимся с мальчиком Афоней и его дедушкой Титом. Анализируя этот рассказ, мы с детьми отмечаем, что Афоня способен видеть, думать и чувствовать. И эта способность рождает в нем доброту. Дети перечисляют добрые поступки, которые совершил маленький Афоня: это и то, что он не убил комарика в бороде деда, а выгнал его, «… пусть живет отдельно», и обещание позаботится о дедушке после его смерти.
В рассказе «Сухой хлеб» мы знакомимся с маленьким мальчиком Митей, который очень любит маму и боится ее потерять. Эта любовь не дает ему покоя, и он все время спрашивает:
- Мам! ... А что мне делать? А то я тебя люблю. Мать советует ему думать о любимых людях – живи, вот тебе работа.
Но Митя не хочет только думать, он хочет работать. И находит место, где можно приложить руки. Это ржаное поле, на котором от засухи гибнет хлеб. Он рыхлит сухую землю; говоря: «Я хлебу помогаю, чтобы он жил».
В этом произведении говорится о самых главных в жизни людей вопросов – вопросы жизни и смерти, любви к ближним, труда и его роли в жизни человека.
Ребята 4 класса уже достаточно взрослые. Поэтому были проведены классные часы на следующие темы:
- Труд земледельца – кормильца.
- Труд ученика.
- Труд в твоей семье.
Было предложено написать сочинение на тему «Кем был твой прадет на Руси». Одна ученица рассказала в своем сочинении о своем прадедушке, который был председателем колхоза.
Очень важно для младших школьников обратиться к образам былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. При разборе и анализе былин дети узнают, что былинные богатыри не просто великолепные воины, но они скромны, трудолюбивы, ценят дружбу, старших, верны данному слову.
Нужно рассказать, что Илья Муромец – реальный исторический герой. Его мощи находятся в Киево-Печерской лавре. 33 года Илья был недвижим. От беды избавили его калики перехожие.
Обязательно разбираем роль калик. Они не только изменили его, но и поставили задачу Илье: «Служи народу русскому верой и правдой». Читая другие былины, «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», обращаем внимание на то, что Илья Муромец выбирал прямую дорогу, не боясь, что она самая опасная. Он сражался за веру – за «русский православный закон». Отстаивая веру, право на счастье, Илья изменил надпись на камне, т.е. изменил судьбу.
Часто задавая детям вопрос:
- Кто такие былинные богатыри? Дети отвечают, что богатыри – это воины. На данном этапе нужно рассказывать им о вооружении древнерусского воина, что оружие и доспехи делали мастера – кузнецы. Дети узнают о кузнечном ремесле на Руси. Кузнечное ремесло – очень тяжелая физическая работа, поэтому она доступна не каждому. На Руси богатыри – кузнецы пользуются особым уважением и почетом.
Предлагаю ребятам нарисовать иллюстрации к былинам, организуем выставку работ в классе.
На уроке знакомимся с картиной В.Васнецова «Богатыри». Дети узнают очень много о самом художнике. В.Васнецов рос в многодетной семье сельского священника и в детстве очень любил сказки. Он нарисовал много картин по мотивам сказок. И на завершающем этапе пишем сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри».
Работая над образами былинных богатырей, мы создаем прекрасный материал таким ценностям, как; не желай другим того, что не хочешь себе, не думай и не говори о том, что не хочешь, не участвуй в делах зла, но работай на поприще добра.
В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начитается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей: труд, игру, общение с природой, музыку, творчество». (7.с.192.)
Список литературы.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2.-М.,1981.с.81-83.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. В кн.: Ушинский К.Д. Избранные произведения. М-Л, 1946.с.153.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.Т.1.М «Педагогика»1979г. С.161.
- Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г., Духовно – нравственное воспитание в начальной школе М.2004г.
- Аманашвили Ш.А. «Единство цели». М «Просвешение» 1987г. С.68.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т-1 М. «Педагогика». 1979г.с.176.
- Сухомлинский В.А Избранные педагогические сочинения. Т-1 М «Педагогика» 1979г. С. 192.
Духовно – нравственное
воспитание младших
школьников на уроках
литературного чтения
Учитель начальных
классов I категории
МБОУ Арефинской СОШ
Вачского района
Нижегородской обл.
Самойлова Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Огромная роль для решения этой проблемы лежит на учителе начальных классов, так как работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...