Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка
Инновационный педагогический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_proekt.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Цель истинного образования –
пробудить в молодом поколении
стремление ко всему духовно-нравственному.
Д.С.Лихачёв
Без глубокого нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести, —
ничего, чем человек есть человек.
В.Г. Белинский
Духовный или нравственный потенциал человека во многом зависит от качества воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Нравственные качества человека будущего общества включает в себя способность понимать и уважать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, мужественно переносить трудности, быть трудолюбивыми, радоваться жизни, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, даже тех, кто были 5-10 лет назад. Они более изнежены, свободны, смелы и самоуверенны¸ более активны и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, у них широкий и малоконтролируемый доступ к информационным каналам и средствам.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его педагогическому мастерству
В начальной школе огромную роль в духовно-нравственном воспитании играют уроки литературного чтения, включая и внеклассное чтение. Воспитание бесполезно, если оно не затрагивает эмоции человека. Главная проблема! Не в том, что дети не такие какие то! Это то, что не используется воспитательный и нравственный потенциал литературных источников, с которыми знакомятся дети в начальной школе! Почему возникла необходимость что то менять, что то предлагать новое, иное, другое? Потому что то, что есть, не удовлетворяет, не достигает цели, существующая практика не решает в полной мере эту проблему!
Проведя анализ учебников Литературного чтения в начальной школе, мы делаем вывод, что имеющегося содержания достаточно. Авторы учебников подобрали достаточно хороших материалов для обучения, развития и воспитания младших школьников, но этот материал учителям качественно надо подавать. Авторами подобраны хорошие тексты, но методические рекомендации направлены на поверхностный неглубокий анализ, основанный на недоверии в возможности ребенка младшего школьного возраста, ориентированного на некоего усредненного ученика, не выходящей за пределы актуального развития ребенка. А чтобы добиться реального воспитательного эффекта, чтобы произошло проживание этого опыта, эмоциональное осмысление, надо построить работу с текстом на пределе возможного, т.е. в «зоне ближайшего развития». (Л.С.Выготский)
Цель проекта: разработать и апробировать наиболее эффективные способы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания на уроках литературного чтения;
- проанализировать учебную программу по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
-разработать систему уроков по литературному чтению, направленных на духовно-нравственное воспитание;
-разработать методические рекомендации по реализации данного проекта.
- разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов, включающей в себя воспитание духовно-нравственных основ личности.
Исходя из цели и задач исследования, была выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения будет эффектным, если:
- выявлен и актуализируется нравственный потенциал художественных произведений, изучаемых в начальной школе;
- разработаны методические подходы, приемы и средства анализа художественных произведений с точки зрения духовно-нравственного потенциала произведения;
- целенаправленно включена в учебную деятельность школьников система заданий, соответствующих направлениям духовно-нравственного воспитания и развития;
- содержание направлено на адекватную эмоциональную реакцию детей; эмоционально-ценностное проживание; на этическое понимание ценности произведений;
- разработана система мониторинга отслеживания результативности проекта.
Объект исследования – уроки литературного чтения в начальной школе.
Предметом исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В результате реализации проекта духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
Приобретение воспитанниками социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. |
Получение школьниками опыта проживания и эмоционально-ценностного переживания, духовно-нравственного потенциала художественных произведений, базовых ценностей общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | Получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. |
V. Механизмы реализации.
«Технология проблемного диалога» применяется мной и на уроках литературного чтения. При применении технологии проблемного диалога, роль учителя – координирующая, направляющая. Тексту отводится приоритетная роль – его читают, анализируют, трансформируют. По тексту дискутируют, сочиняют.
Приём «Противопоставление фактов».
На уроке литературного чтения по теме: Паустовский «Кот-ворюга» (3 класс). После знакомства и обсуждения текста по содержанию, учащимся предлагается выбрать описание поступков кота в начале и в конце рассказа.
- Воровал всё - Хозяин и сторож
- утащил кукан с окунями - Мирно захрапел у печки
- Грозно выл
- Вы выбрали две противоречивые характеристики. Как же с котом произошли такие перемены? Объясните причину таких перемен.
В этот момент дети уже готовы назвать главную мысль текста. Учитель предлагает выбрать наиболее точную формулировку главной мысли текста.
- Кот – хозяин и сторож дома.
- Человек должен любить животных и заботиться о них.
- Лёнька – смышлёный мальчик.
Приём: «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание).
Приём « Яркие личности»)
Приём «проблематизации»
Учитель намеренно даёт задание, с которым до настоящего времени дети не сталкивались. Учащиеся выполняют его неправильно – отсюда возникает проблемная ситуация. Учитель помогает детям обнаружить противоречие. Так дети поставлены в условия, когда они вынуждены думать, размышлять, искать пути решения проблемы, способы разрешения обнаруженного противоречия
В течение урока, пытаясь её разрешить.
Приём: «Чтение-сканирование» (Чтение с пометками, чтение с выделением ключевых слов). Применяется во время операционно-содержательного этапа.
Такой приём используется, когда нужно внимательно «вчитаться» в текст.
использовать приём «Составление цитатного плана».
Приём «Узелки на память» - для наилучшего запоминания изучаемого материала, на этапе рефлексии детям предлагается «завязать узелки на память» (Это могут быть карточки, какие-то значки или просто – загибаем пальчики).
В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс технология проектной деятельности учащихся.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Примеры проектов:
Тема проекта | Цель | Форма работы | Результат |
Природа родного края | Узнать о богатствах природы нашего края | Индивидуально, в парах | Дети не только узнали больше о природе своего края, они рассказали и об охраняемых редких растениях и животных. |
Мы-кулинары | Узнать, в ходе работы над проектом, какие продукты полезны для здоровья Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда | Групповая | В данном проекте многие дети описали традиционные блюда бурятской и русской кухни. |
Я-путешественник | Совершить заочное путешествие в любой город и рассказать о его достопримечательностях | Групповая, в парах | Дети рассказали о городах-героях и городах, в которых они побывали. |
Кто нас защищает | Узнать как можно больше об армии, военных и воинских званиях Российской армии | Индивидуальная, групповая | Дети рассказали не только о военных, но и о пожарных, работниках МЧС, полиции и др. Многие приводили примеры своих родственников, которыми гордятся. Одна группа рассказала о подвиге героя России Алдара Цыденжапова |
Моё любимое животное | Рассказать о своем домашнем питомце | Индивидуальная | Дети с большим удовольствием участвовали в проекте рисовали рисунки, приготовили презентации, фотографии домашних питомцев. |
Моя мама лучшая на свете | Подготовить рассказ о своей маме | индивидуальная | В результате этого проекта появилась книжка-малышка «Моя мама». |
VI. Этапы реализации
Проект реализуется в течение четырех лет. 1-4 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...