Рабочие программы по внеурочной деятельности для 4 класса.
рабочая программа (4 класс)

Желтикова Лидия Петровна

Рабочая программа по В.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск


Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся 4 класса.  

        Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку.

Цель курса внеурочной деятельности:

 создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлятьанализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы.

Воспитательные УУД:

Воспитание культуры обращения с книгой. Формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Фонетика и орфоэпия.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Игра, дискуссия,

беседа.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в игре «Вставь нужную букву и назови звук».

Графика.

Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Игра, дискуссия,

беседа.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в игре – викторине.

Лексика.

Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов.

Игра, дискуссия,

беседа.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Состав слова (морфемика).

овладение понятием «родственные слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слов по составу.

Игра, дискуссия,

беседа, практическая работа.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в игре – викторине.

Морфология.

Общее представление о частях речи.  Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения.                                                                                                                                                                                                                                                                Имя существительное. Местоимение. Глагол. Основные признаки. Имя числительное.

Наречие. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий.

Игра, дискуссия,

беседа, практическая работа.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в игре – викторине.

Синтаксис.

Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Сложные предложения.

Игра, дискуссия,

беседа, практическая работа.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Развитие речи.

Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.

Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Игра, дискуссия,

беседа, практическая работа, проектная деятельность.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в игре – викторине.

Текст.

Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.  Заглавие текста.  Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Игра, дискуссия,

беседа, практическая работа, проектная деятельность.

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в празднике «Я узнал русский язык».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество учебных часов

По плану

Факти-

чески

07.09

В мире безмолвных и неведомых звуков.

1

14.09

Игра – занятие «Волшебные слова».

1

21.09

Фразеологические обороты.

1

28.09

В глубь веков на Машине времени.

1

05.10

К словам – родственникам.

1

12.10

К словам – родственникам.

1

19.10

Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение.

1

26.10

Все ли однородные одного рода.

1

02.11

Конструирование сложных предложений из простых предложений.

1

16.11

Игра – занятие «Составление словосочетаний с  использованием орфографического словаря».

1

23.11

О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения.

1

30.11

В гостях у Омонимов и Антонимов.

1

07.12

Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание.

1

14.12

Основное об Основах.  Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы.

1

21.12

Основа плюс морфема, или как делают слова.

1

28.12

Игра  - занятие «Образование слов».

1

18.01

Где живут слова и как они находят своё место.

1

25.01

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные.

1

01.02

Род имен существительных. Число имен существительных.

1

08.02

Склонение имен существительных.

1

15.02

Три склонения имен существительных.

1

22.02

Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных.

1

01.03

Согласование имен существительных и прилагательных.  Краткие имена прилагательные.

1

15.03

Местоимение. На своем прямом месте.

1

22.03

Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение.

1

05.04

На своем чужом месте. Глагол. Времена глагола.

1

12.04

Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

19.04

I и II  спряжение глаголов.  Неопределенная форма глагола.

1

26.04

Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.

1

03.05

Глаголы – исключения.

1

10.05

Имя числительное. Про непростые числа и простые числительные.

1

17.05

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий.                  Степени сравнения наречий.

1

24.05

Обобщающий урок – КВН «Части речи».

1

25.05

Я узнал русский язык.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения, протокол № 1

от  «____» августа  2017г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «30» августа 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.В.Афанасьева

Приказ №275

 от «30» августа 2017г.

 Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«  Дружим с математикой»

 4 Б класс

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                                             Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка.

Программа  курса внеурочной деятельности  «Дружим с математикой» предназначена  для обучающихся 4  класса МБОУ  «СШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом  развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности -  позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 Она  направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Цель курса внеурочной деятельности: 

 на  занятиях по внеурочной деятельности «Дружим с математикой», расширять  математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать  формированию познавательных универсальных учебных действий

 

.

 


Результаты   освоения  курса  внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий  проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •   формирование пространственных представлений и пространственного воображения
  •   привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Метапредметные результаты  

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Предметные результаты:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,  
  • анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие   закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Воспитательные результаты

  • Воспитание любознательного, активно  заинтересованно, познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения   анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
  • - воспитание чувства справедливости, ответственности;

.


Содержание  курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

  1. Числа. Арифметические действия. Величины
  • Названия и последовательность чисел от 1 до  1 000 000. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 1000 000. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Таблица умножения многозначных  чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 1000 000 Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000.
  • Числа-великаны (миллион , миллиард и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Единицы длины. Километр

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

 

Считать десятками до 1000000. Называть  многозначные  числа и записывать их цифрами,      поразрядно, сравнивать   числа.

Называть любое следующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и самостоятельно записывать 3двузначные    числа.

Называть любое последующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и записывать многозначные числа.

Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их группами.

Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их парами, с опорой на числовой луч.  Применять способ Закрепить умение поразрядного сравнения с опорой на числовой луч.  

 


 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Часы

По плану

По факту

1

01.09

Числа в пределах 1000000 и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение части и целого

1

2

08.09

Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись многозначных чисел цифрами.

1

3

15.09

Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел.  Решение неравенств на соотношение между единицами длины.

1

4

22.09

Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

5

29.09

Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками.

1

6

06.10

Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач.

1

7

13.10

Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел.

1

8

20.10

Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач на нахождение целого по известным частям.

1

9

27.10

Запись сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

10

03.11

Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел.  Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

1

11

17.11

Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки.

1

24.11

Решение задач разных видов. Составление многоу-гольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

12

01.12

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

13

08.12

Построение рисунка (на листе в клетку) в соот-ветствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач.

1

14

15.12

Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геомет-рическими фигурами.

1

15

22.12

Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов.

1

16

29.12

Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение столбиком.

1

17

19.01

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколь-ко способов решения.

1

18

26.01

Выполнение сложения многозначных чисел стол-биком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью.

1

19

02.02

Вычитание многозначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу.

1

20

09.02

Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

21

16.02

 Умножение на двузначное число.

1

22

02.03

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.  Умножение суммы на число .

1

23

16.03

Умножение чисел на 1000 и на 10000.

1

24

23.03

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

25

30.03

Построение конструкции по заданному образцу. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

1

26

06.04

1

27

13.04

 Умножение многозначного числа на однозначное

1

28

20.04

 Умножение на однозначное число и двузначное число.

1

29

27.04

Деление на 1000 и на 10000. Практические способы нахождения площадей фигур.

1

30

04.05

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

31

11.05

Деление на двузначное число. Решение задач на

увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

32

18.05

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

33

25.05

Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел.

1

34

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21»

Рассмотрено                                           Принята                                                         Утверждаю:

на заседании методического                на Педагогическом совете школы               директор школы

объединения, протокол № ___            протокол № 1                                                ____________/ Е.В.Афанасьева 

от  _______________2017г.                  от «     »  августа 2017г.                                приказ № __ от «    » августа 2017г.

Руководитель МО ___________

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Веселый карандаш»

4 Б класс

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2017г.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш» предназначена для обучающихся 4 А класса МБОУ «СШ «№21».

           Программа «Веселый карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.  

Цель курса внеурочной деятельности

  • раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;
  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;
  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
  • осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, находить ответы.

Воспитательные результаты

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Основы изобразительной грамоты (13ч.)

Беседа

Игра

Конкурсы

Выставки

Праздники

 

Различать цвета красок. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет. Создавать композиции на тему. Любоваться красотой природы. Рассматривать пейзажи в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Декоративно – прикладное искусство (17ч.)

Беседа

Игра

Конкурсы

Выставки

Праздники

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Создавать композиции на тему. Любоваться красотой природы

Наше творчество (4ч.)

Беседа

Игра

Конкурсы

Выставки

Праздники

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Рисунок – тест

« Впечатление о лете».

1

2

«Деревья».

1

3

Зарисовка растений с натуры в цвете.

1

4

Натюрморт.  

1

5

Осенний натюрморт.

1

6

Небо в искусстве.

1

7

Монотипия. «Отражение в воде».

1

8

«Зимние забавы».

1

9

« Цветы и травы осени».

1

10

« Скачущая лошадь».

1

11

«Улицы моего села».  

1

12

«Новогодний бал».

1

13

Выставки, экскурсии.

1

14

Введение в тему.

1

15

«Цветы».

1

16

«Цветы и травы».

1

17

«Цветы и бабочки».

1

18

Плакат – вид прикладной графики.

1

19

Поздравления к 23 февраля.

1

20

Открытка – поздравление к 8 марта.

1

21-22

Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

2

23-24

«Осенние листья».

2

25-26

«Туманный день».

2

27

Кукольный антураж.

1

28

Цветоведение.

1

29

Флористика.

1

30

Оформление работ, выставки, посещение выставок.

1

31

«День Победы».

1

32

Творческая аттестационная работа.

1

33

Оформление работ к выставке.

1

34

«Наша галерея».

1

Всего

34ч.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21»

Рассмотрено                                           Принята                                                         Утверждаю:

на заседании методического                на Педагогическом совете школы               директор школы

объединения, протокол № ___            протокол № 1                                                ____________/ Е.В.Афанасьева

от  _______________2017г.                  от «     »  августа 2017г.                                приказ № __ от «    » августа 2017г.

Руководитель МО ___________

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Истоки»

4 Б класс

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2017г.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 4 А класса МБОУ «СШ «№21».

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Цели курса внеурочной деятельности

  • Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
  • Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
  • Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  • Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

- чувство собственной ценности;

- чувство защищённости, уверенности в поддержке;

- доверие к оценке, отношениям, чувствам;

- опыт в различных эмоциональных состояниях;

- моральная установка на отзывчивость;

- способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;

- способность испытывать высшие нравственные чувства – гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;

- осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;

- проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)

Метапредметные результаты

- понятно и грамотно формулировать свою мысль;

- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;

- выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- уважать мнение собеседников;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

- позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;

- умение считаться с мнением других;

- способность радоваться совместному успеху

- умение управлять собственной деятельностью

- умение делать выбор;

- умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);

- умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё

мнение, приходить к согласию);

- умение быть ответственным.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Введение (1 ч.)

Ресурсный круг. 

Работа в четверке.

Сотрудничать в четверке. Работать в ресурсном круге.

Традиции образа. Родные образы. (9 ч.)

Ресурсный круг. 

Работа в паре.

Работа в четверке.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать. Развивать умение работать в ресурсном круге. Работать в паре. Учиться оформлять свои мысли в устной речи. Оценивать свои результаты совместной работы, свой вклад в общий результат.

Традиции слова. (7 ч.)

Ресурсный круг. 

Работа в паре.

Работа в четверке.

Сотрудничать в четверке. Работать в ресурсном круге. Доносить информацию в доступной форме. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать.

Традиции дела. Умелые Дела (10 ч.)

Ресурсный круг. 

Работа в паре.

Работа в четверке.

Уметь строить диалог с партнером. Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах, работая в четверках. Работать в ресурсном круге, сотрудничать. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, работая в четверке. Оценивать свои результаты совместной работы, свой вклад в общий результат.

Традиции праздника. (6 ч.)

Ресурсный круг. 

Работа в паре.

Работа в четверке.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Активизировать работу в четверке. Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. Уметь строить диалог.

Заключительный урок. (1 ч.)

Ресурсный круг. 

Работа в паре.

Работа в четверке.

Активизировать работу в четверке. Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. Уметь строить диалог.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Категории

Количество часов

1

Вводный урок.

Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.

Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

1

2

Первые образы.

Отец. Мать.

Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

1

3

Родители.

Семья-любовь, забота, согласие.

1

4

Отечество.

Как в образе отечества отражается живая связь времен?

1

5

Мир.

Какие три образа живут в слове «мир»?

1

6

Священные образы.

Спаситель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

1

7

Богородица.

Ангел-хранитель.

Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.

Образ Ангела-хранителя.

1

8

Светлые образы.

Свет и просветители.

Праведники и мудрецы.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

1

9

Образы-знаки.

Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков?

1

10

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы.

1

11

Сердечные слова.

Родительское благословение.

Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее?

1

12

Родительское благословение.

Доброе дело начинается с благословения.

1

13

Сердце сердцу весть подает.

Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает?

1

14

Сердечные слова.

Доброе слово способно вершить великие дела.

1

15

Честные слова.

Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком?

1

16

Правила честного слова.

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

1

17

Обобщающий урок. «Традиции слова».

Слово-ключ, открывающий сердца.

1

18

Труд.

Земледельцы.

Земледельцы кормят все Отечество. Земледелие. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность.

Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда.

1

19

Ремесленники.

Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье.

Добросовестность. Репутация. Терпение.

1

20

Купцы и предприниматели.

Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы. Купец. Предприниматель. Деловые люди.

Дальновидный ум. Ярмарка. Торжок. Честная торговля.

Добрые дела. Доброе имя.

1

21

Служение.

Воинство.

Почему воинское служение считается священной обязанностью? Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага.

Отцы – командиры. Талант полководца. «храм – памятник»

1

22

Священство.

Традиции духовного служения. Духовные войны. Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь.

Владыка. Терпение. Любовь к ближним.

1

23

Суд и управление.

Как соблюсти порядок и справедливость? Как соединить закон и правду? Управление государственное и местное. Власть. Суд. Добросовестность. Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость.

1

24

Творчество.

Искусники.

Талант – способность к творчеству.

Икона – окно в духовный мир.

Картина – отображение земного мира.

Талантливый человек – большой труженик. Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир.

Художники. Живописцы. Художественный язык.

Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение.

1

25

Книжники.

Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. Наука. Знания о мире. Книжники.

Достоверные знания. Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников.

1

26

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. Праведное дело.

Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность

1

27

Гулять всем миром.

Какие праздники связанны с земледельческим календарем? Когда и как отращивали, собирались на братчину и шли крестным ходом? Праздник.

Земледельческий календарь. Общинные праздники.

Братчины Заветные и обетные. Храмовый престольный праздник.

1

28

Гулять всем миром.

К празднику готовились всем миром. Гулянье. Хоровод.

Трапеза. Ярмарка. Молебен. Крестный ход. Гостевание.

1

29

Радоваться всей семьей.

Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. Семья. Гостеприимство. Трапеза.

1

30

Радоваться всей семьей.

О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»? Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Крестильная рубашка. Крестильный крест. Крестные родители.

1

31

Помнить всем Отечеством.

Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские. Возложение венков. Минута молчания. Воинский парад. Долг памяти. Благодарность. Торжественное богослужение. Народное гуляние.

Ярмарка. Память. Уважение.

1

32

Молиться всей церковью.

Обычаи православного праздника. Крестный ход.

Богослужение. Водосвятие. Моление. Ликование.

Духовная радость. Вера. Надежда. Мудрость.

1

33

Потрудиться душой.

Традиции праздника. Особый настрой. Заветное и заповедное слово праздников. Единодушие. Гостеприимство. Любовь. Уважение. Почитание.

Забота.

1

34

Традиции Отечества.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки.

Традиции. Отечество. Память.

1

Всего  

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...