Рабочие программы по внеурочной деятельности для 4 класса.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по В.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti._zanimatelnaya_grammatika.doc | 107 КБ |
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_druzhim_s_matematikoy.docx | 39.65 КБ |
veselyy_karandash.doc | 77.5 КБ |
istoki.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Составитель:
Желтикова Лидия Петровна
первая квалификационная категория
Нижневартовск
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку.
Цель курса внеурочной деятельности:
создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлятьанализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы.
Воспитательные УУД:
Воспитание культуры обращения с книгой. Формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. | Игра, дискуссия, беседа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре «Вставь нужную букву и назови звук». |
Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | Игра, дискуссия, беседа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов. | Игра, дискуссия, беседа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». |
Состав слова (морфемика). овладение понятием «родственные слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слов по составу. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения. Имя существительное. Местоимение. Глагол. Основные признаки. Имя числительное. Наречие. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Сложные предложения. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». |
Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа, проектная деятельность. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в игре – викторине. |
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. | Игра, дискуссия, беседа, практическая работа, проектная деятельность. | Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы». Участие в празднике «Я узнал русский язык». |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Количество учебных часов | |
По плану | Факти- чески | |||
07.09 | В мире безмолвных и неведомых звуков. | 1 | ||
14.09 | Игра – занятие «Волшебные слова». | 1 | ||
21.09 | Фразеологические обороты. | 1 | ||
28.09 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | ||
05.10 | К словам – родственникам. | 1 | ||
12.10 | К словам – родственникам. | 1 | ||
19.10 | Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение. | 1 | ||
26.10 | Все ли однородные одного рода. | 1 | ||
02.11 | Конструирование сложных предложений из простых предложений. | 1 | ||
16.11 | Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря». | 1 | ||
23.11 | О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения. | 1 | ||
30.11 | В гостях у Омонимов и Антонимов. | 1 | ||
07.12 | Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание. | 1 | ||
14.12 | Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы. | 1 | ||
21.12 | Основа плюс морфема, или как делают слова. | 1 | ||
28.12 | Игра - занятие «Образование слов». | 1 | ||
18.01 | Где живут слова и как они находят своё место. | 1 | ||
25.01 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
01.02 | Род имен существительных. Число имен существительных. | 1 | ||
08.02 | Склонение имен существительных. | 1 | ||
15.02 | Три склонения имен существительных. | 1 | ||
22.02 | Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. | 1 | ||
01.03 | Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные. | 1 | ||
15.03 | Местоимение. На своем прямом месте. | 1 | ||
22.03 | Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение. | 1 | ||
05.04 | На своем чужом месте. Глагол. Времена глагола. | 1 | ||
12.04 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | 1 | ||
19.04 | I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. | 1 | ||
26.04 | Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. | 1 | ||
03.05 | Глаголы – исключения. | 1 | ||
10.05 | Имя числительное. Про непростые числа и простые числительные. | 1 | ||
17.05 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | 1 | ||
24.05 | Обобщающий урок – КВН «Части речи». | 1 | ||
25.05 | Я узнал русский язык. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «____» августа 2017г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ №275 от «30» августа 2017г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Дружим с математикой»
4 Б класс
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Желтикова Лидия Петровна
первая квалификационная категория
Нижневартовск, 2017
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 4 класса МБОУ «СШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Она направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель курса внеурочной деятельности:
на занятиях по внеурочной деятельности «Дружим с математикой», расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий
.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Предметные результаты:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
- анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Воспитательные результаты
- Воспитание любознательного, активно заинтересованно, познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
- - воспитание чувства справедливости, ответственности;
.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
| В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. |
Считать десятками до 1000000. Называть многозначные числа и записывать их цифрами, поразрядно, сравнивать числа. Называть любое следующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и самостоятельно записывать 3двузначные числа. Называть любое последующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и записывать многозначные числа. Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их группами. Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их парами, с опорой на числовой луч. Применять способ Закрепить умение поразрядного сравнения с опорой на числовой луч.
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Часы | |
По плану | По факту | |||
1 | 01.09 | Числа в пределах 1000000 и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение части и целого | 1 | |
2 | 08.09 | Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись многозначных чисел цифрами. | 1 | |
3 | 15.09 | Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины. | 1 | |
4 | 22.09 | Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | |
5 | 29.09 | Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками. | 1 | |
6 | 06.10 | Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач. | 1 | |
7 | 13.10 | Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 | |
8 | 20.10 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач на нахождение целого по известным частям. | 1 | |
9 | 27.10 | Запись сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | |
10 | 03.11 | Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел. Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. | 1 | |
11 | 17.11 | Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки. | 1 | |
24.11 | Решение задач разных видов. Составление многоу-гольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | |||
12 | 01.12 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | |
13 | 08.12 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соот-ветствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач. | 1 | |
14 | 15.12 | Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геомет-рическими фигурами. | 1 | |
15 | 22.12 | Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов. | 1 | |
16 | 29.12 | Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение столбиком. | 1 | |
17 | 19.01 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколь-ко способов решения. | 1 | |
18 | 26.01 | Выполнение сложения многозначных чисел стол-биком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью. | 1 | |
19 | 02.02 | Вычитание многозначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | |
20 | 09.02 | Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | ||
21 | 16.02 | Умножение на двузначное число. | 1 | |
22 | 02.03 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Умножение суммы на число . | 1 | |
23 | 16.03 | Умножение чисел на 1000 и на 10000. | 1 | |
24 | 23.03 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
25 | 30.03 | Построение конструкции по заданному образцу. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. | 1 | |
26 | 06.04 | 1 | ||
27 | 13.04 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | |
28 | 20.04 | Умножение на однозначное число и двузначное число. | 1 | |
29 | 27.04 | Деление на 1000 и на 10000. Практические способы нахождения площадей фигур. | 1 | |
30 | 04.05 | Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
31 | 11.05 | Деление на двузначное число. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
32 | 18.05 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
33 | 25.05 | Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. | 1 | |
34 | Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21»
Рассмотрено Принята Утверждаю:
на заседании методического на Педагогическом совете школы директор школы
объединения, протокол № ___ протокол № 1 ____________/ Е.В.Афанасьева
от _______________2017г. от « » августа 2017г. приказ № __ от « » августа 2017г.
Руководитель МО ___________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Веселый карандаш»
4 Б класс
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Желтикова Лидия Петровна
первая квалификационная категория
Нижневартовск, 2017г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш» предназначена для обучающихся 4 А класса МБОУ «СШ «№21».
Программа «Веселый карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель курса внеурочной деятельности
- раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Воспитательные результаты
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Основы изобразительной грамоты (13ч.) | Беседа Игра Конкурсы Выставки Праздники
| Различать цвета красок. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет. Создавать композиции на тему. Любоваться красотой природы. Рассматривать пейзажи в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. |
Декоративно – прикладное искусство (17ч.) | Беседа Игра Конкурсы Выставки Праздники | Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Создавать композиции на тему. Любоваться красотой природы |
Наше творчество (4ч.) | Беседа Игра Конкурсы Выставки Праздники | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | 1 | |
2 | «Деревья». | 1 | |
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. | 1 | |
4 | Натюрморт. | 1 | |
5 | Осенний натюрморт. | 1 | |
6 | Небо в искусстве. | 1 | |
7 | Монотипия. «Отражение в воде». | 1 | |
8 | «Зимние забавы». | 1 | |
9 | « Цветы и травы осени». | 1 | |
10 | « Скачущая лошадь». | 1 | |
11 | «Улицы моего села». | 1 | |
12 | «Новогодний бал». | 1 | |
13 | Выставки, экскурсии. | 1 | |
14 | Введение в тему. | 1 | |
15 | «Цветы». | 1 | |
16 | «Цветы и травы». | 1 | |
17 | «Цветы и бабочки». | 1 | |
18 | Плакат – вид прикладной графики. | 1 | |
19 | Поздравления к 23 февраля. | 1 | |
20 | Открытка – поздравление к 8 марта. | 1 | |
21-22 | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. | 2 | |
23-24 | «Осенние листья». | 2 | |
25-26 | «Туманный день». | 2 | |
27 | Кукольный антураж. | 1 | |
28 | Цветоведение. | 1 | |
29 | Флористика. | 1 | |
30 | Оформление работ, выставки, посещение выставок. | 1 | |
31 | «День Победы». | 1 | |
32 | Творческая аттестационная работа. | 1 | |
33 | Оформление работ к выставке. | 1 | |
34 | «Наша галерея». | 1 | |
Всего | 34ч. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21»
Рассмотрено Принята Утверждаю:
на заседании методического на Педагогическом совете школы директор школы
объединения, протокол № ___ протокол № 1 ____________/ Е.В.Афанасьева
от _______________2017г. от « » августа 2017г. приказ № __ от « » августа 2017г.
Руководитель МО ___________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Истоки»
4 Б класс
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Желтикова Лидия Петровна
первая квалификационная категория
Нижневартовск, 2017г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 4 А класса МБОУ «СШ «№21».
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)
«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)
Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Цели курса внеурочной деятельности
- Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
- Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
- Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
- Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
- Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- чувство собственной ценности;
- чувство защищённости, уверенности в поддержке;
- доверие к оценке, отношениям, чувствам;
- опыт в различных эмоциональных состояниях;
- моральная установка на отзывчивость;
- способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;
- способность испытывать высшие нравственные чувства – гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;
- осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;
- проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)
Метапредметные результаты
- понятно и грамотно формулировать свою мысль;
- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;
- выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- уважать мнение собеседников;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;
- позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
- умение считаться с мнением других;
- способность радоваться совместному успеху
- умение управлять собственной деятельностью
- умение делать выбор;
- умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);
- умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё
мнение, приходить к согласию);
- умение быть ответственным.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Введение (1 ч.) | Ресурсный круг. Работа в четверке. | Сотрудничать в четверке. Работать в ресурсном круге. |
Традиции образа. Родные образы. (9 ч.) | Ресурсный круг. Работа в паре. Работа в четверке. | Выполнять различные роли в группе, сотрудничать. Развивать умение работать в ресурсном круге. Работать в паре. Учиться оформлять свои мысли в устной речи. Оценивать свои результаты совместной работы, свой вклад в общий результат. |
Традиции слова. (7 ч.) | Ресурсный круг. Работа в паре. Работа в четверке. | Сотрудничать в четверке. Работать в ресурсном круге. Доносить информацию в доступной форме. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать. |
Традиции дела. Умелые Дела (10 ч.) | Ресурсный круг. Работа в паре. Работа в четверке. | Уметь строить диалог с партнером. Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах, работая в четверках. Работать в ресурсном круге, сотрудничать. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, работая в четверке. Оценивать свои результаты совместной работы, свой вклад в общий результат. |
Традиции праздника. (6 ч.) | Ресурсный круг. Работа в паре. Работа в четверке. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Активизировать работу в четверке. Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. Уметь строить диалог. |
Заключительный урок. (1 ч.) | Ресурсный круг. Работа в паре. Работа в четверке. | Активизировать работу в четверке. Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. Уметь строить диалог. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Категории | Количество часов |
1 | Вводный урок. | Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3. Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. | 1 | |
2 | Первые образы. Отец. Мать. | Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? | 1 | |
3 | Родители. | Семья-любовь, забота, согласие. | 1 | |
4 | Отечество. | Как в образе отечества отражается живая связь времен? | 1 | |
5 | Мир. | Какие три образа живут в слове «мир»? | 1 | |
6 | Священные образы. Спаситель. | «Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. | 1 | |
7 | Богородица. Ангел-хранитель. | Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Образ Ангела-хранителя. | 1 | |
8 | Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. | Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе? | 1 | |
9 | Образы-знаки. | Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков? | 1 | |
10 | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. | 1 | |
11 | Сердечные слова. Родительское благословение. | Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? | 1 | |
12 | Родительское благословение. | Доброе дело начинается с благословения. | 1 | |
13 | Сердце сердцу весть подает. | Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает? | 1 | |
14 | Сердечные слова. | Доброе слово способно вершить великие дела. | 1 | |
15 | Честные слова. | Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком? | 1 | |
16 | Правила честного слова. | Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. | 1 | |
17 | Обобщающий урок. «Традиции слова». | Слово-ключ, открывающий сердца. | 1 | |
18 | Труд. Земледельцы. | Земледельцы кормят все Отечество. Земледелие. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность. Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда. | 1 | |
19 | Ремесленники. | Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье. Добросовестность. Репутация. Терпение. | 1 | |
20 | Купцы и предприниматели. | Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы. Купец. Предприниматель. Деловые люди. Дальновидный ум. Ярмарка. Торжок. Честная торговля. Добрые дела. Доброе имя. | 1 | |
21 | Служение. Воинство. | Почему воинское служение считается священной обязанностью? Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага. Отцы – командиры. Талант полководца. «храм – памятник» | 1 | |
22 | Священство. | Традиции духовного служения. Духовные войны. Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним. | 1 | |
23 | Суд и управление. | Как соблюсти порядок и справедливость? Как соединить закон и правду? Управление государственное и местное. Власть. Суд. Добросовестность. Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость. | 1 | |
24 | Творчество. Искусники. | Талант – способность к творчеству. Икона – окно в духовный мир. Картина – отображение земного мира. Талантливый человек – большой труженик. Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир. Художники. Живописцы. Художественный язык. Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение. | 1 | |
25 | Книжники. | Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. Наука. Знания о мире. Книжники. Достоверные знания. Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников. | 1 | |
26 | Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. Праведное дело. Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность | 1 | |
27 | Гулять всем миром. | Какие праздники связанны с земледельческим календарем? Когда и как отращивали, собирались на братчину и шли крестным ходом? Праздник. Земледельческий календарь. Общинные праздники. Братчины Заветные и обетные. Храмовый престольный праздник. | 1 | |
28 | Гулять всем миром. | К празднику готовились всем миром. Гулянье. Хоровод. Трапеза. Ярмарка. Молебен. Крестный ход. Гостевание. | 1 | |
29 | Радоваться всей семьей. | Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. Семья. Гостеприимство. Трапеза. | 1 | |
30 | Радоваться всей семьей. | О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»? Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Крестильная рубашка. Крестильный крест. Крестные родители. | 1 | |
31 | Помнить всем Отечеством. | Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские. Возложение венков. Минута молчания. Воинский парад. Долг памяти. Благодарность. Торжественное богослужение. Народное гуляние. Ярмарка. Память. Уважение. | 1 | |
32 | Молиться всей церковью. | Обычаи православного праздника. Крестный ход. Богослужение. Водосвятие. Моление. Ликование. Духовная радость. Вера. Надежда. Мудрость. | 1 | |
33 | Потрудиться душой. | Традиции праздника. Особый настрой. Заветное и заповедное слово праздников. Единодушие. Гостеприимство. Любовь. Уважение. Почитание. Забота. | 1 | |
34 | Традиции Отечества. | Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки. Традиции. Отечество. Память. | 1 | |
Всего | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...