Программа внеурочной деятельности по БДД "Знатоки дорожной азбуки"
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
для начальных классов
«Знатоки дорожной азбуки»
составитель: Инсапова Раушания Рахимзяновна
учитель начальных классов
Цель программы:
- охрана жизни и здоровья детей,
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Учащиеся должны знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки;
3. сигналы светофора;
4. виды транспорта;
5. причины ДТП;
6. правила движения на велосипеде;
7. правила движения по дороге.
Учащиеся должны уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Срок реализации программы -4 года
Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, культурно-массовых мероприятий.
Тематический план.
1 год
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. |
2 | Улица полна неожиданностей. |
3 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) |
4 | Остановочный путь и скорость движения. |
5 | Пешеходные переходы. |
6-7 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. |
8 | Нерегулируемые перекрестки. |
9 | Регулируемые перекрестки. Светофор. |
10 | Где еще можно переходить дорогу. |
11 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
12 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
13-14 | Проект №1 Виды транспорта. |
15-16 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
17 | Где можно и где нельзя играть. |
18 | Ты – велосипедист. |
19-20 | Проект №2 Дорожные знаки. |
21 | Поездка за город. |
22 | Дорога глазами водителей. |
23-24 | Экскурсия «Я- пешеход». |
25 | Для чего нужны правила дорожного движения. |
26-27 | Проект №3 Правила для пешеходов. |
28-29 | Участники дорожного движения. |
30 | Светофор. |
31-32 | Проект №4Добрый светофор. |
33 | Обязанности пешеходов. |
34 | Движение по дороге в группе. |
35 | Экскурсия. |
Календарно-тематическое планирование
1 год
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. | Л: учебно-познавательные мотивы; П:с помощью учителя формулирует познавательную цель; Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи; К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами. | |
2 | Улица полна неожиданностей. | Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы. Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения. | |
3 | Практическое занятие (экскурсия, настольные игры). | Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой. Провести обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции). | Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути; П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства; Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения. | |
4 | Остановочный путь и скорость движения. | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. | Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи; Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге; К: с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию. | |
5 | Пешеходные переходы. | Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу; Р:с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. К:с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. | |
6-7 | Практическое занятие. Пешеходные переходы. | Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р: волевая саморегуляция; К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. | |
8 | Нерегулируемые перекрёстки. | Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. | ||
9 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. | Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | |
10 | Где ещё можно переходить дорогу. | Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). | ||
11 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. | ||
12 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка). | Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы; П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р:волевая саморегуляция; К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с товарищами | |
13-14 | Проект №1 Виды транспорта. | Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять пассажиры. | ||
15-16 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков). | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу; Р: с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. | |
17 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. | Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия; К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения. | |
18 | Ты – велосипедист. | История велосипеда, его общее устройство.Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем.Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. | ||
19-20 | Проект №2 Дорожные знаки. | Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. | Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами; Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
21 | Поездка за город. | Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. | ||
22 | Дорога глазами водителей. | Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)?Как водитель видит пешеходов-нарушителей? | ||
23-24 | Экскурсия «Я- пешеход» | Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. | Л:внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи; П:с помощью учителя устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К: Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. | |
25 | Для чего нужны правила дорожного движения | Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке. | ||
26-27 | Проект №3 Правила для пешеходов. | Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и обочине. Формировать представления первоклассников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам | ||
28 | Участники дорожного движения. | Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. | П: умение структурировать материал Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий. К: Слушать и слышать друг друга. | |
29 | Светофор. | Дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора. | ||
30-31 | Проект №4Добрый светофор. | Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. | ||
32 | Обязанности пешеходов. | Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. | Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы; П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К:с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | |
33 | Движение по дороге в группе. | Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. | ||
34 | Экскурсия. | Отработка практических навыков движения по дороге в группе. |
Учащиеся 1-го года должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Тематический план
2 год
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
3-4 | Практическое занятие. Почему на улице опасно? (экскурсия ) |
5 | Остановочный путь и скорость движения. |
6 | Пешеходные переходы. |
7 | Нерегулируемые перекрестки. |
8-9 | Регулировщик и его сигналы. |
10-11 | Проект № 1 «Регулируемая дорога». |
12 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
13 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
14 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
15 | Дорога в школу. |
16-17 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». |
18 | Где можно и где нельзя играть. |
19 | Ты – велосипедист. |
20 | Поездка за город. |
21 | Дорога глазами водителей. |
22-23 | Учусь читать дорожные знаки. |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход». |
28 | Правостороннее , двустороннее и одностороннее движение транспорта. |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». |
31-32 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. |
33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. |
34 | Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование
2 год
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД |
1 | Вводное занятие. | Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. К:с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения. Р: составление плана последовательности действий. | |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. | П:формулировка задач, которые следует решить. Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. Р: умение планировать свою деятельность. | |
3-4 | Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты. Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. | К:участвовать в коллективном обсуждении проблем. Р: принятие практической задачи | |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | П:поиск и выделение необходимой информации. | |
6 | Пешеходные переходы. | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. | Л: усвоение теоретических знаний П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |
7 | Нерегулируемые перекрёстки. | Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. | |
8-9 | Регулировщик и его сигналы. | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. | ||
10-11 | Проект № 1 «Регулируемая дорога» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. | К:интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Р: умение планировать свою деятельность. | |
12 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку. | П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. | |
13 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. | |
14 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы. | П:Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении. | |
15 | Дорога в школу. | Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. | П: умение структурировать знания Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий | |
16-17 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. | К:определение цели и функций участников, способов взаимодействия П:применение методов информационного поиска | |
18 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П: умение использовать наглядные модели. | |
19 | Ты – велосипедист. | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий | |
20 | Поездка за город. | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | П:самостоятельное создание способов решения проблем. | |
21 | Дорога глазами водителей. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. | |
22-23 | Учусь читать дорожные знаки. | Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. | П: умение использовать наглядные модели. | |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» | Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. | К: планирование общих способов работы. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий | |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. | Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода. | П:формулирование проблемы Р: формирование самооценки | |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход» | Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. | К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
28 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта | Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. | |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» | Формирование навыка расстановки дорожных знаков. | К: участвовать в коллективном обсуждении проблем | |
31-32 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств. | К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу. Л: развитие морального сознания. | |
33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. | П:установление причинно- следственных связей. | |
34 | Итоговое занятие. | Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД. | Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности |
Учащиеся 2-го года, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го года должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Тематический план
3 год
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. |
3 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. |
4 | Остановочный путь и скорость движения. |
5 | Пешеходные переходы. |
6-7 | Нерегулируемые перекрестки. |
8-9 | Регулируемые перекрестки. Светофор. |
10 | Проект №1 «История светофора». |
11 | Регулировщик и его сигналы. |
12 | Где еще можно переходить дорогу. |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. |
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. |
16-17 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. |
18-19 | Проект №2 «Зелёная дорога». |
20 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. |
21 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
22 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
23-24 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
25-26 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». |
27 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
28 | Где можно и где нельзя играть. |
29-30 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». |
31 | Ты – велосипедист. |
32 | Поездка за город. |
33 | Улица глазами водителей. |
34 | Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование
3 год
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | |
План | Факт | ||||
1 | Вводное занятие | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. | ||
2 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | Л: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий К:точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Р: постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. | ||
3 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. | К:точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. П: построение логической цепи рассуждений. | ||
4 | Остановочный путь и скорость движения. | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; | ||
5 | Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | Л: усвоение теоретических знаний П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; | ||
6-7 | Нерегулируемые перекрёстки. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | |||
8-9 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | П:применение методов информационного поиска Р: переопределение познавательной задачи в практическую. | ||
10 | Проект №1 «История светофора» | Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. | Р: принятие практической задачи К:чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели П:умение структурировать знания | ||
11 | Регулировщик и его сигналы. | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; | ||
12 | Где ещё можно переходить дорогу. | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П:применение методов информационного поиска Р: переопределение познавательной задачи в практическую. | ||
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; | ||
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. | П:применение методов информационного поиска Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности | ||
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. | П: построение логической цепи рассуждений | ||
16-17 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. | |||
18-19 | Проект №2 «Зелёная дорога» | Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. | Р:постановка учебной цели. | ||
20 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; | ||
21 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П:применение методов информационного поиска | ||
22 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. | П: умение структурировать знания | ||
23-24 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. | П:кодирование- использование знаков и символов. | ||
25-26 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки» | Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. | П:умение строить схемы Р: умение взаимодействовать со сверстниками К: устраивать эффективные групповые обсуждения | ||
27 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. | П: умение использовать наглядные модели. | ||
28 | Где можно и где нельзя играть. | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | Р: переопределение познавательной задачи в практическую. Л:формирование личностной рефлексии. | ||
29-30 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | П:кодирование (использование знаков и символов). Р: способность к организации своей деятельности. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. | ||
31 | Ты – велосипедист. | Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур. | К: стремление устанавливать доверительные отношения, способность к эмпатии. | ||
32 | Поездка за город. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | Р: способность к организации своей деятельности Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности П: построение логической цепи рассуждений. | ||
33 | Улица глазами водителей. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. | П:постановка и формулирование проблемы. Л: Формирование личностной и коммуникативной рефлексии. | ||
34 | Итоговое занятие. | Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
Учащиеся 3-го года должны знать:
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го года должны уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Тематический план
4 год
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2 | Безопасность пешеходов. |
3-4 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». |
5 | Знаем ли мы правила дорожного движения. |
6 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. |
7 | Проверка знаний правил дорожного движения. |
8-9 | Основные понятия и термины ПДД. |
10-11 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». |
12 | Предупредительные сигналы. |
13 | Движение учащихся группами и в колонне. |
14 | Перевозка людей. |
15 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
16-17 | Нерегулируемые перекрестки. |
18 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». |
19 | Оборудование автомобилей специальными приборами. |
20 | Труд водителя. |
21 | Разбор дорожной ситуации на макете. |
22-23 | Проект №4 «Ситуации на дороге». |
24-25 | Дорожные знаки. |
26 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. |
27 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. |
28 | Основные виды травм и первая помощь при них. |
29-30 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. |
31 | Поведение пассажиров после ДТП. |
32 | Обязанности велосипедистов. |
33 | Оценка дорожных ситуаций. |
34 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. |
35 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
Календарно-тематическое планирование
4 года
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | |
План | Факт | ||||
1 | Вводное занятие. | ||||
2 | Безопасность пассажиров. | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Р:самостоятельная постановка учебной цели Л:развитие морального сознания. П: построение логической цепи рассуждений. | ||
3-4 | Проект №1 Безопасность пешеходов. | Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. Р: формирование самооценки деятельности. | ||
5 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. | П: поиск и выделение необходимой информации. Л: развитие морального сознания через дискуссию. | ||
6 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения | Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. | Л:формирование личностной и коммуникативной рефлексии. | ||
7 | Проверка знаний правил дорожного движения. | Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. | К: адекватное межличностное восприятие. Р: способность к самоорганизации. Л:выработка кодекса моральных норм. | ||
8-9 | Основные понятия и термины ПДД. | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. | К: использование адекватных языковых средств. | ||
10-11 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | Закрепить полученные понятия. | П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме. К:планирование общих способов работы Р: способность к саморегуляции. | ||
12 | Предупредительные сигналы. | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. | П: построение логической цепи рассуждений. Р:самостоятельная постановка учебной цели | ||
13 | Движение учащихся группами и в колонне. | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. | Л: формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. | ||
14 | Перевозка людей. | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? | П: построение логической цепи рассуждений. | ||
15 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. | П: построение логической цепи рассуждений. | ||
16-17 | Нерегулируемые перекрестки. | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. | П: выдвижение гипотез и их обоснование. Р:самостоятельная постановка учебной цели | ||
18 | Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. | Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках. | П: знаково-символическое моделирование К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: формирование умения планировать свою деятельность. | ||
19 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. | П: умение анализировать объект. Л: усвоение теоретических знаний. К: способность с помощью вопросов добывать информацию. | ||
20 | Труд водителя. | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля. | К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем. | ||
21 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки. | Р: умение анализировать ситуации. К:умение слышать и слушать друг друга. П: умение выдвигать гипотезы и проверять их. Л:развитие морального сознания. | ||
22-23 | Проект №4 Ситуации на дороге. | Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. | Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. К:управление поведением партнёра. П: | ||
24-25 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. | П: построение логической цепи рассуждений. Р:самостоятельная постановка учебной цели | ||
26 | Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | П: умение делать выводы и умозаключения. | ||
27 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика. | К: умение аргументировать свою точку зрения. Р: организовывать учебное сотрудничество. | ||
28 | Основные виды травм и первая помощь при них. | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. | ||
29-30 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. | К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. | ||
31 | Поведение пассажиров после ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. | К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. | ||
32 | Обязанности велосипедистов. | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. | П: использовать разные виды информации. | ||
33 | Оценка дорожных ситуаций. | Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения. | Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. Р:самостоятельная постановка учебной цели | ||
34 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов. | П: применение методов информационного поиска. К: участвовать в коллективном осуждении проблем. Р:самостоятель ная постановка учебной цели. | ||
35 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни. | К: способность брать на себя инициативу. Л:развитие морального сознания. |
Учащиеся 4-го года должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го года должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Ожидаемые результаты.
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...
Программа внеурочной работы во 2классе Дорожная азбука
Программа имеет гражданско-патриотическое направление...
Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Азбука пешехода"
Программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука здоровья"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного трав...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» 1 – 4 класс
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» создана на основании программы В.А. Горского.Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.Задачи: познакомить школьников с...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...