Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Самопознание» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Самопознание»
для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_samopoznanie.docx | 49.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения классных руководителей Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | Согласована с заместителем директора ________/М.В.Кокоулина/ «02» сентября 2019 г. | Утверждена приказом директора школы № 58/5-А от «02» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Самопознание»
для обучающихся 1-4 классов
2019-2020 учебный год
Составители:
учителя начальных классов
Игрим
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Самопознание» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича. При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.), идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности отводится в 1 классе - 33 часа, во 2, 3, 4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация осуществляется в виде (теста, проекта и др)
Реализация рабочей программы в полном объеме достигается при необходимости за счет использования современных педагогических технологий, в том числе дистанционных.
Срок реализации рабочей программы 4 года.
Цель программы:
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
- Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
и нравственных нормах поведения.
- Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
- Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
- Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника
обществом.
- Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
- Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
Формы и методы работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- занятия с использованием художественных средств выразительности;
- упражнения;
- тренинги;
- экскурсии;
- тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: | |||
- имеет представления о единстве человека и природы и позитивном влиянии природы на развитие человека; бережно и осознанно относится к окружающему миру;
|
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представление о своей этнической принадлежности. |
- проявляет интерес к природе родного края, ведет наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы;
|
|
Обучающийся получит возможность для формирования: | |||
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесбе-регающем поведении. | - интереса к познанию окружающего мира; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - реализации основ гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательного текста; - подводить анализируемые объекты под понятия разном уровня обобщения (например,: природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; | - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ре-ков библиотек, медиаресурсов; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
- принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости. | - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера;- использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
- принимать другое умнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; I- строить понятные | для партнера высказывания; - задавать вопросы; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля. | - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТи дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа предполагает тематическое содержания предмета по классам, что соответствует следующим разделам:
- «Радость познания»;
- «Учимся общению»;
- «Быть человеком»;
- «Как прекрасен этот мир!».
Первый раздел «Радость познания» вводит учащихся в предмет «Самопознание». В нем предусмотрены занятия, на которых дети проходят своеобразную адаптацию к школе. Они осмысливают новую для себя роль ученика, знакомятся с одноклассниками, учителями, со школой в целом. Учащиеся получают возможность вглядеться в свой внешний облик, понять самих себя, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые они выполняют, осознавать свои эмоции и вырабатывать умение управлять ими. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие детьми нравственных ценностей через интересный познавательный материал. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: человек, индивидуальность, ученик, школа, знание, познание, самопознание, учение, книга, учебник, увлечения человека.
Новая социальная роль ребенка - роль ученика школы - связана не только с освоением принципиально нового вида деятельности (учения), но и с изменением всей системы отношений, интересов, ценностей, уклада жизни ребенка. Знания дети данного возраста получают в основном через игровую, внешне и внутренне привлекательную, форму. В связи с этим необходимо широко использовать игровые методы обучения, предлагать различные задачи на осмысление ситуаций, на творческую деятельность, коммуникативно-деятельностное обучение с использованием элементов дискуссии.
Полученные знания позволят детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать формированию у детей доброты, чуткости, доброжелательности, навыков сотрудничества в процессе школьной жизни. Важность уроков данного раздела заключается еще и в том, что устойчивые доброжелательные отношения в школьном коллективе обуславливают в дальнейшем развитие положительных качеств личности уже взрослого человека.
Во втором разделе программы «Учимся общению» основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и другого, сопереживать, взаимодействовать); умению строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умению настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; овладению навыками разрешения межличностных конфликтов; развитию социальной активности. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: любовь, добро, культура общения, вежливость, настроение человека, дружба, друзья, человечность, милосердие, уважение.
Занятия раздела «Учимся общению» ориентированы на раскрытие позитивных аспектов организации доброжелательного климата в детском коллективе, оптимистический прогноз поведения учащихся через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определение достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Необходимо терпеливо учить школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, формировать и развивать умение детей прощать, проявлять снисходительность, благородство, терпимость.
Важно, чтобы в процессе обучения ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях.
Различные формы практического включения детей в упражнения, игры, творчество, эксперимент, деятельность должны способствовать приобщению растущего человека к нормам воспитанности, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитию коммуникативных и социальных навыков, умений и опыта общения, необходимых для правильного поведения в обществе и личностного развития.
Предполагается, что знания о приемах, средствах и методах вежливого общения, полученные на уроках данного раздела, дадут детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитывать в них добрые и искренние чувства к близким людям, одноклассникам, знакомым. Они научат детей понимать эмоциональное состояние собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
Третий раздел «Быть человеком» разработан с учетом психологических особенностей возрастного развития детей: возрастающей осознанности поведения, впечатлительности, интенсивного развития чувств, общего эмоционального тонуса (жизнерадостность, бодрость), волевых качеств. Раздел содержит материал, способствующий развитию навыков принятия ребенком нравственных ценностных ориентаций. Так, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как самостоятельность и ответственность, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Особое внимание уделяется формированию нравственных качеств ребенка, которые будут способствовать развитию доброты, дружелюбия, выдержки, целеустремленности, смелости, самоуважения, достоинства, умения сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.
Содержанием программы предусмотрено познание себя и других, развитие умения сравнивать, анализировать поступки других и собственные, видеть и оценивать их этическое содержание.
Содержание и методы обучения направлены на развитие эмоциональной отзывчивости детей, на создание условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии. Образовательный процесс должен быть построен с позиций самого ребенка, его жизненного опыта, поэтому информация, передаваемая ученикам в процессе образования и воспитания, должна быть не просто принята во внимание ребенком, но и эмоционально прожита. Необходимо использовать имеющийся опыт, на основе которого происходит обучение детей нравственным способам разрешения жизненных ситуаций.
При изучении раздела ведущим методом целесообразно использовать этическую беседу. В процессе обсуждения фактов проявления нравственности учителю необходимо пробуждать положительные эмоции детей, развивать чувство собственного достоинства. Содержание этических бесед должно быть связано с разнообразной деятельностью детей, чтобы они могли ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Эффективным приемом и средством нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков, анализе ситуаций, выражении своего личного отношения к ним. На уроках необходимо отводить время для размышлений, мечтаний о будущем – это минуты тишины и раздумий о разных проблемах: о самом себе, о близких и родных, о добре и зле, об улучшении жизни людей. В результате такой работы дети научатся: видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей в быту, в общественных местах; поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; действовать самостоятельно и самостоятельно находить решение поставленных задач.
Полученные представления о поступках и привычках людей дадут возможность младшему школьнику вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
Содержание четвертого раздела «Как прекрасен этот мир!» ориентировано на формирование у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром. В целях формирования эстетического отношения к природе и укрепления здоровья детей, необходимо организовывать экологически творческую деятельность. Эмоциональная насыщенность уроков обеспечивается использованием форм, привлекательных для младших школьников – познавательные, сюжетно-ролевые игры, праздники, практические работы с природным материалом, проектная деятельность, экскурсии, посильная для этого возраста природоохранная деятельность.
Структура содержания раздела «Как прекрасен этот мир!» создает условия для установления связей между элементами этических, валелогических, правовых знаний. Компоненты этих знаний, включенных в содержание раздела, связываются по смыслу с гуманистическими общечеловеческими ценностями. Так, на уроках, посвященных раскрытию ценности жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь и охрану здоровья, о праве детей на выживание и особую заботу государства об их здоровье, об обязанности каждого уважать право другого человека на жизнь, знакомятся с экологическими проблемами.
Тематическое планирование
внеурочных занятий в 1 классе
№
| Раздел (количество часов) Тема урока | Кол-во часов |
Раздел «Радость познания» | ||
1-2 | Здравствуйте, это я! | 2 |
2-4 | Я ученик. | 2 |
5-6 | Хочу всё знать! | 2 |
7-8 | Путешествие в Страну Самопознания | 2 |
Раздел «Быть человеком» | ||
9-10 | Азбука общения | 2 |
11-12 | Мои друзья | 2 |
13-14 | Радуга настроения | 2 |
15-16 | Любовь в моём сердце | 2 |
Раздел «Учимся общению» | ||
17-18 | Мой дом | 2 |
19-20 | Быть честными | 2 |
21-22 | Помогаем друг другу | 2 |
23-24 | Идём дорогою добра | 2 |
Раздел «Как прекрасен этот мир!» | ||
25-26 | Родная природа | 2 |
27-28 | Шаги к здоровью | 2 |
29-30 | Моя Родина | 2 |
31-32 | Праздник детства | 2 |
33 | Урок творчества | 1 |
Тематическое планирование
внеурочных занятий во 2 классе
№
| Раздел (количество часов) Тема урока | Кол-во часов |
Раздел «Радость познания» | ||
1-2 | Наполним радостью сердца | 2 |
2-4 | Мы как радуги цвета | 2 |
5-6 | Знания осветят путь тебе | 2 |
7-8 | Школа – наш общий дом | 2 |
Раздел «Быть человеком» | ||
9-10 | Добротой себя измерь | 2 |
11-12 | Красив тот, кто красиво поступает | 2 |
13-14 | Быть честным и искренним | 2 |
15-16 | Здоровому всё здорово | 2 |
Раздел «Учимся общению» | ||
17-18 | Учимся уважать себя и других | 2 |
19-20 | Учимся прощать | 2 |
21-22 | Учимся дружить | 2 |
23-24 | Учимся любить | 2 |
Раздел «Как прекрасен этот мир!» | ||
25-26 | Край, где мы с тобой растём | 2 |
27-28 | Учимся беречь природу родного края | 2 |
29-30 | Страна, где мы с тобой живём | 2 |
31-32 | В мире красоты | 2 |
33-34 | Итоговое повторение | 2 |
Тематическое планирование
внеурочных занятий в 3 классе
№
| Раздел (количество часов) Тема урока | Кол-во часов |
Раздел «Радость познания» | ||
1-2 | Изучаем общечеловеческие ценности | 2 |
2-4 | Учение – мой труд | 2 |
5-6 | Книга – источник знаний | 2 |
7-8 | Путь любви и добра | 2 |
Раздел «Быть человеком» | ||
9-10 | Культура общения | 2 |
11-12 | Начало начал… | 2 |
13-14 | Понимать себя и других | 2 |
15-16 | Всё начинается с любви… | 2 |
Раздел «Учимся общению» | ||
17-18 | Жизнерадостность и оптимизм | 2 |
19-20 | О доброжелательности | 2 |
21-22 | Щедрость и великодушие | 2 |
23-24 | Быть патриотом своей страны | 2 |
Раздел «Как прекрасен этот мир!» | ||
25-26 | Культурное наследие народа | 2 |
27-28 | В гармонии с природой | 2 |
29-30 | Секреты здоровья | 2 |
31-32 | Радость творчества | 2 |
33-34 | Итоговое повторение | 2 |
Тематическое планирование
внеурочных занятий в 4 классе
№
| Раздел (количество часов) Тема урока | Кол-во часов |
Раздел «Радость познания» | ||
1-2 | Здравствуй, мир! | 2 |
2-4 | Цель жизни | 2 |
5-6 | Мои увлечения | 2 |
7-8 | Какой я? | 2 |
Раздел «Быть человеком» | ||
9-10 | Учимся взаимопониманию | 2 |
11-12 | Традиции семьи | 2 |
13-14 | Мой коллектив | 2 |
15-16 | Доброе имя | 2 |
Раздел «Учимся общению» | ||
17-18 | Самостоятельность и ответственность | 2 |
19-20 | Смелость и решительность | 2 |
21-22 | Жить по совести | 2 |
23-24 | Я гражданин! | 2 |
Раздел «Как прекрасен этот мир!» | ||
25-26 | Живительные силы природы | 2 |
27-28 | Живая вода | 2 |
29-30 | Красота родной земли | 2 |
31-32 | Радость творчества | 2 |
33-34 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...
рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире искусства" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности для обучающихся 1-4классов...
Программа по внеурочной деятельности «Уроки самопознания» для обучающихся 1-4 классов
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Учимся создавать проект " для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы:создание условий для формирования делового общения в процессе работы над проектом и использование различных источников информации в проектной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"
Программа ВД "Путешествие по стране этикета"...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение» для обучающихся 1-4 классов
Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;обеспечение благоприятной, добр...