статья: Развитие коммуникативных навыков как основа успешной социализации детей с ОВЗ.
статья (2 класс)
В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на передний план выходит проблема развития коммуникативных качеств школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно, родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков
как основа успешной социализации детей с ОВЗ.
«Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л.С. Выготский
Педагоги ГБОУ школы № 370 Московского района:
Ткаченко Елена Владимировна, учитель начальных классов
Солдаткина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов
Михеева Марина Николаевна, учитель начальных классов
Кошкина Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов
В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на передний план выходит проблема развития коммуникативных качеств школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно, родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. И напрасно, ведь общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Особенно остро эта проблема встает перед ребенком с ОВЗ. Очень часто можно наблюдать у нашего «Особого ребенка» полное отсутствие навыков коммуникации. Качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же это за качества:
- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей
- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими
- умение организовывать общение и слушать собеседника
- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться.
Социализация-это процесс, необходимый любому человеку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Главная задача любой семьи, имеющей ребенка - научить самостоятельности, т.е научить ребенка жить без взрослых. В большинстве своем дети практически безболезненно приобретают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, т.к. постоянно видят перед собой родителей и, через призму взаимоотношений с ними, и происходит процесс усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Т.е. происходит процесс становления личности.
Различают две формы социализации:
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальныхролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения;
Но даже в самой положительной семье, где ребенок здоров, активен, и родители действительно занимаются ребенком, социализация-это каждодневный труд. А что делать если ребенок «выбивается» из нормы или проживает в семье, не способной привить ему общепринятые образцы поведения?
Ежегодный мониторинг качественного состава учащихся нашей школы выделяет следующие категории обучающихся: дети-инвалиды, Часто болеющие дети, дети, обучающиеся на дому, «группа риска», тубинфицированные обучающиеся, многодетные, малообеспеченные, опекаемые и т.д. С каждым годом все меньше обучающихся, не относящихся ни к какой из этих категорий. Растет процент детей, которых можно отнести сразу к нескольким категориям.
Мы видим проблемы социализации наших детей, их отклонения от нормального становления личности. Т.е. мы видим «ослабленную личность», неуверенную в себе, эмоционально неустойчивую, не умеющую взаимодействовать с другими, не способную организовать себя, поставить цель.
Можно выделить несколько основных проблем социализации ребенка с ОВЗ: нарушение его связи с миром
ограниченная мобильность
бедность контактов со сверстниками и взрослыми
в ограниченное общение с природой
недоступность ряда культурных ценностей, а иногда
и элементарного образования
Как же помочь ребенку с ОВЗ социализироваться?
Первый вариант – пассивный - приспособиться к окружающей среде, к определенным социальным условиям. Этот путь наиболее простой и не требует от ребенка значительной работы над собой. Достаточно лишь понаблюдать за социальной средой, и приспособиться. (Хотя, именно это путь наиболее приемлемый для наших «особенных деток»).
Второй вариант – активный- интегрировать ребенка в окружающую среду. Этот путь наиболее сложный, он требует вооружить ребенка необходимыми навыками для активного вхождения в социум.
А как быть, если ребенок не хочет, а чаще всего не способен, ни приспосабливаться, ни тем более интегрироваться в социум?
- специальные условия обучения и воспитания:
- специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
- выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
- оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
- обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
- создание условий для коммуникации;
- мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции;
Мы стремимся к созданию образовательного пространства, которое составляют учащиеся, педагоги, родители, специалисты. Но при этом, очень важно, что положительные результаты достигаются длительной работой в тесном сотрудничестве ВСЕХ участников образовательного процесса.
Как только ребенок приходит в образовательное учреждение, особо важными становятся именно коммуникативные навыки ребенка. Общение выступает в качестве одного из основных условий его развития, формирования личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Педагоги должны помочь детям научиться общению, помочь приобрести необходимые для этого качества:
Желание вступать в контакт с окружающими;
Знать нормы и правила, необходимые для общения с окружающими;
Уметь слушать собеседника, организовать диалог;
Уметь эмоционально сопереживать;
Умение разрешать конфликтные ситуации;
Для решения проблемы коммуникации ФГОС ОВЗ выделяет коммуникативные УУД:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности
- определение целей и способов взаимодействия
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Хорошо влияет на развитее коммуникативных качеств школьников общение с людьми разного возраста. Это позволяет ребенку одновременно усвоить несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о младших, ответственность за них. Все это служит для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
При организации взаимодействия с обучающимися для развития у них навыков социализации, можно выделить несколько уровней взаимодействия:
Первый: ребенок взаимодействует с педагогами как значимыми носителями положительного повседневного опыта.
Второй: ребенок взаимодействует со сверстниками на уровне класса, школы, т.е. в знакомой защищенной социальной среде. На этом уровне ребенок получает или не получает первое практическое подтверждение социальных знаний, начинает их ценить, или отвергает.
Третий: ребенок взаимодействует с различными социальными объектами за пределами школы, в открытой незащищенной общественной среде.
Наиболее успешно развитие навыков коммуникации и социализации происходит в менее академической обстановке.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность - объединяет все виды деятельности школьников, в которой наиболее возможно целесообразное решение задач их воспитания, социализации, адаптации.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное, социальное, духовно - нравственное. Внеурочную деятельность реализуется при помощи: проектной деятельности, внеклассных мероприятий, зоотерапии, различных конкурсов, общественной деятельности, профориентации, посещения театров, экскурсий в музеи, а также посещения центра реабилитации инвалидов.
Общаясь с детьми, родителями было отмечено, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения.
По своему содержанию социализация - есть процесс становления личности. У детей с ОВЗ социализация затруднена. Поэтому, проблема социализации выходит на первый план в работе педагогов!
Важное место занимает экскурсия. Экскурсия - эффективная организационная форма работы по адаптации к жизни в обществе и их социализации.
Мы активно посещаем музеи нашего города, театры. Сотрудничаем с учебными центрами океанариума, музея воды. Реализуется программа «Наш Эрмитаж», в декабре дети нашей школы со 2 по 9 класс выступают с новогодним представлением на сцене Эрмитажного театра.
Внеклассные мероприятия проходят в интересных формах: беседы, праздники, мастер – классы.
Зоотерапия - это необычные занятия, на которые мы выезжаем в Лен. обл. ( Конный центр «Солнечный остров» г.Всеволожск и «Конно – сказочный хуторок» г .Токсово). Дети общаются, ухаживают, кормят животных.
Посещение центра реабилитации инвалидов. Организованные поездки классов на занятия: в соляной камере, бассейне, спортивные занятия, творческие занятия.
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация ребёнка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Мы с начальной школы знакомим детей с разными профессиями. Конечно, мы начинаем малышей знакомить с профессиями через игровую деятельность, посещая детский центр «Кидбург». Посещаем пожарную часть № 38 на ул.Севастьянова д.11.
Общественно – полезная деятельность. Наших детей можно назвать волонтёрами. Они с удовольствием участвуют в уборке территорий не только школы, но и города, активно участвуют в акции «, помогают учителям в организации районных мероприятий «Масленица», «День Победы», «День полного снятия Блокады Ленинграда», изготовление плакатов, открыток, поздравлений ветеранам. Наши дети показывают концерты ветеранам, в больницах для пожилых людей, для детей. Про общественную деятельность нашей школы можно рассказывать много!
Участие в конкурсах. Наши дети с учителями участвуют и являются победителями как районных, городских, международных конкурсов детского творчества.
Наша школа несколько лет участвует в проекте «Сказание о Земле Русской». Дети с учителями и родителями с вторсырья, подручного материала изготавливали крепости, русскую избу, самолёты, храмы, активно и творчески защищали свои работы. Организуются выставки в библиотеке «Спутник».
«Зазывалка»
А. Монковская (воспитатель ГБОУ школы № 370)
Если вам и детям надо
Сделать краше жизнь свою,
Мы всегда принять вас рады
В нашу дружную семью!
Все гордятся жизнью школьной,
Кто учиться к нам пришел!
И родители довольны,
Если детям хорошо!
Доброта и пониманье
В каждом классе каждый день,
И особое вниманье
Для того, с кем дружит лень!
Любим творчества заботы,
Ведь таланты в каждом есть!
Мы домашнюю работу
Выполняем тоже здесь!
Педагогов наших хвалим,
Можем петь и танцевать!
В конкурсах и фестивалях
Нам не сложно побеждать!
Очень часто посещаем
Театры, выставки, музей…
И, конечно, здесь встречаем
Замечательных друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как условие успешной социализации детей
Материал о патриотическом воспитании детей....
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...
Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )
В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей....
«Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования технологии пестования в работе учителя-дефектолог»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В. Сухомлинский...
Статья "Развитие коммуникативных навыков как основа успешной социализации детей с ОВЗ"
laquo;Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л.С. Выготский. В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстн...
Формирование коммуникативных навыков – как основа социализации ребенка с РАС
Задачами реализации содержания коррекционной работы с детьми с РАС являются: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;-развитие способност...
Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания
Из опыта работы педагога по трудовому воспитанию подростков...