Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания
статья
Из опыта работы педагога по трудовому воспитанию подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trudovoe_vospitanie_v_ztspd.docx | 412.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания
В рамках воспитательной работы ГКУСО РО Зверевского центра помощи детям все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.
Для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение воспитанников к самообслуживающему и общественно-полезному труду.
Педагогический коллектив центра привлекает детей к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь ребенка.
Полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.
Также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Целью трудового воспитания в нашем учреждении является развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- приобщение детей к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;
- воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;
- воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;
- воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;
- воспитание основ трудовой культуры;
Реализация работы по трудовому воспитанию детей в нашем учреждении осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.
Первый этап начинается с момента, когда к нам приходят дети, мы учим их бережному отношению к центру помощи детям с самого первого дня. Показываем множество поделок, рисунков, вышивок, оформленные помещения – все, что сделано руками таких же детей. Стараемся заинтересовать вновь прибывших ребят в ручном труде.
Почти все дети не имеют навыков по уходу за собой. И следующий второй этап заключается в организации «собственного» труда.
Прежде всего, дети приучаются к аккуратному исполнению санитарно-гигиенических норм ухода за одеждой, обувью. Учатся правильно заправлять постель, гладить вещи, делать мелкий ремонт, стирать.
Постоянны напоминания о том, что это твой дом, и от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших и основных компонентов трудового воспитания. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, проветрить помещение, помочь почистить картофель на кухне и т.д. Все эти простые вещи учат делать работу осознанно, с пониманием сути своих действий.
На третьем этапе, когда ребенок постепенно входит в коллектив и имеет собственные дела, мы спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего центра, чем ты хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, познакомиться с работой в компьютерном зале, подыграть на шумовых инструментах в оркестре, попробовать спеть в микрофон, под музыкальное сопровождение, выделяем склонность и интерес ребенка к чему-либо. В то же время закрепляем за ним обязанности в группе, на территории (клумба, грядка и т.д.), за которым нужен уход.
В выработке многих умений и навыков, в повышении интереса к различным видам искусства имеет участие детей в различных кружках.
Ребенок на сцене чувствует свою значимость, нужность людям, верит в свои силы, чувствует себя уверенно и в жизни, общителен, культурен. Дети занимаются, они понимают, как трудно овладеть игрой или вокалом, сколько нужно заниматься на инструменте. Что это тоже нелегкий труд.
Следующий четвертый этап открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением. Поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и педагогами – неотъемлемые компоненты этого этапа.
Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни
Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь в виду, что труд не только средство создания материальных ценностей, но и мощный фактор формирования внутреннего мира человека, его нравственных убеждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....
Рабочая программа по семейному воспитанию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа по семейному воспитанию для детей 7 - 11 лет....