«Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования технологии пестования в работе учителя-дефектолог»
консультация (4 класс) на тему
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования технологии пестования в работе учителя-дефектолог»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. Сухомлинский
Но трудности восприятия общества всегда возникают у любого ребенка – и здорового, и с ОВЗ - в силу отсутствия социального и жизненного опыта. Дети со сложной структурой дефекта, как правило, со слабо сформированными либо отсутствующими навыками самообслуживания, речи, каких-либо способностей не только общаться, но и показать свои части тела, кивком головы или жестом своё отношение к чему-либо или желание получить что-то. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как важными источниками развития.
Конечно же, такие дети не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети, настолько отстающие в развитии.
Для плодотворного общения дефектолога и детей очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта, что и является первоначальной задачей. Актуальность ее усиливается тем, что у наших детей (в силу их проблем и заболеваний) очень ограничен круг окружающих людей и нет социального опыта в общении с чужими людьми.
Эта задача решается продуктивнее при использовании таких средств, как, например, игротерапия. В этом процессе важна тесная взаимосвязь учителя, воспитателя, психолога, логопеда и дефектолога. Мы работаем в одном ключе, используя одни и те же коррекционные подходы и методы при взаимодействии с детьми.
Получая знания на занятиях с дефектологом, дети с воспитателем закрепляют их на занятиях и в повседневной жизни, в режимных моментах с помощью пестушек, потешек, поговорок. Например:
Доступные детям считалки:
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
— Раз, два, три,
В этот счет выходишь
В рамках проекта мы применяли также и фольклор, как одно из главных средств для побуждения детей к проявлению голоса и формирования речи, и для воспитания положительных эмоций у детей со сложными дефектами, а главное - желания сотрудничать с педагогом.
В нашей работе применение технологии пестования помогают: прививать у детей интерес к стихотворной речи, музыке; формировать чувство ритма и умение сопереживать герою и друг к другу; развивать интерес к народным музыкальным инструментам; воспитывать эмоциональную отзывчивость. В соприкосновении с народным творчеством дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную деятельность, проявить свои возможности в пении и танце, получить радость.
Именно они развивают и поддерживают в детях радостные и грустные, весёлые и спокойные эмоции, побуждая к проявлению звуковых реакций, звукокомплексов, а в дальнейшем - формированию речевых навыков, способствуя гармонизации состояния ребенка.
Дети со сложной структурой дефекта хорошо откликаются на потешки, приговорки, колыбельные песенки, которые погружают их в светлый уютный мир.
Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития детей с тяжёлыми дефектами. Намеченные планы и перспективы мы (учителя, воспитатели, психолог, логопед и учитель-дефектолог) решаем, работая в тесной связи, используя общие приёмы, методы и требования по отношению к детям, создавая мир доброты, фантазии и творчества, приносящий радость всем участникам педагогического процесса и взрослым и детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направленность учебных предметов на социализацию детей со сложной структурой дефекта
Статья из опыта работы...
«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»
Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...
Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению
Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению...
Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»...
«Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»
Выступление на ШМО "Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»...
«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»
laquo;Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗЦель применения информационно ...