Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )
статья по теме

В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_sotsializatsii_detey.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Социальная позиция человека может проявляться  только в деятельности (или ее отсутствии), и именно в формах, способах и содержании этих проявлений фиксируются  те результаты социализации, которые, с учетом сказанного, можно трактовать как персональную включенность  детей в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это – важнейший генеральный результат социализации учащихся..

В рамках достижения этой цели нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания: «Личностно-ориентированный подход как средство успешной социализации воспитанников». В соответствии с темой определены задачи воспитания:

  • Формирование нравственных ценностей, норм и правил  поведения в обществе;
  •  Формирование коммуникативных навыков  для организации досуга и быта;
  •  Развитие индивидуальных личностных качеств каждого  обучающегося;
  •  Выработка единых требований с родителями в воспитании детей.

Практика моей работы показывает, что большую роль в успешном решении данной проблемы играет выбор и использование  адекватных  педагогических технологий и приёмов работы, выбор правильных, необходимых направлений деятельности, каковыми являются:

  • Познавательная деятельность
  • Физическое воспитание и охрана здоровья
  • Коммуникативная деятельность
  • Трудовое воспитание
  • Эстетическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Работа с родителями, с семьёй

Немаловажным в своей деятельности считаю использование тех приёмов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, игры познавательной направленности, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки. Стараюсь так организовать деятельность обучающихся, чтобы каждый воспитанник мог в меру своих возможностей проявить способности, конечным результатом чего является комфортное ощущение себя в  классе каждым ребёнком, а далее - желание обучающихся посещать школу, учиться, принимать активное посильное участие в мероприятиях.

Одним из важных направлений моей деятельности является профилактическая работа в целях коррекции девиантного поведения,  направленная на предупреждение вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании, Интернет-зависимости.

Последние годы возрастает число детей, склонных к агрессивному реагированию на различные неблагоприятные жизненные ситуации. Психокоррекция данных проявлений проходит в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр.

Работа с родителями

   Работа с родителями ведётся на достаточном уровне: в группе  организована деятельность родительского комитета, родители посещают родительские собрания,  принимают участие в жизни ГПД, сформировано правильное отношение к школе, своим обязанностям, уважительное отношение к педагогам.

Воспитательный  процесс

     Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

     Профессионализм и продуктивность своей педагогической деятельности я вижу в следующем:

-организуя педагогическую деятельность, основываюсь на принципах гуманизации воспитания, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;

-определяя цели и задачи, выбираю и внедряю технологии воспитания в соответствии с особенностями учащихся, их нарушениями в развитии;

определяю формы организации воспитательного процесса, методы и приемы.

      В  своей деятельности использую современные педагогические технологии:

-Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);

-Личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская);

-Игровые технологии (Шмаков);

-Технология КТД (Иванов);

-Здоровьесберегающие технологии

-Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).

-Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры, практикумы, тренинги.

      Также в своей работе использую методы и приёмы:            

1.Способствующие  накоплению социально-положительного опыта:

     -   организация успехов в учении

     -   моральная поддержка

  -    убеждения

  -   доверие

  -   ожидание лучших результатов

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между

педагогом и воспитанником:

   -  просьба

   -  поощрение

   -  авансирование личности

   -  прощение

   -  поручительство

   -  проявление огорчения    

3.Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

   -  констатация проступка

   -  осуждение

   -  наказание

   -  предупреждение

   -  разоблачение или выявление виновного  

4.Приёмы со скрытым действием:

   -  параллельное педагогическое действие

    -  намёк

    -  ласковый упрёк

    -  мнимое безразличие

    -  ирония    

         Воспитательную работу я строю по пяти основным направлениям:

I. Основы социализации и общения:

-  познавательная деятельность;

-  нравственно-правовая деятельность, ценностно-ориентационная, экологическая деятельность – правила поведения в различных жизненных ситуациях, занятия по ППБ, ПДД, ОБЖ, самоорганизация;

-  посещение музея, библиотек;

-  нормы внешнего вида, правила этики.

II.  Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:

-  спортивно-оздоровительная деятельность;

-  просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;

III. Трудовое воспитание:

-   трудовая, общественно-полезная деятельность;

-  совместные творческие дела, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

IV. Эстетическое  воспитание:

-  творческая деятельность, участие в творческих конкурсах, посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений, жителей города;

-  художественно – эстетическая деятельность – оформление и дизайн группы, школы, участие в проведении праздников;

-  участие в кружках дополнительного образования;

-  участие в школьных концертах, смотрах, конкурсах;

V.   Работа с родителями:      

              Цели воспитания в семье и школе  обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям я использую согласованные взаимодействия.    

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.                                                  

Работу с родителями строю на принципах взаимной деятельности:

-  обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

-  доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

-  позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

       Свою деятельность с родителями или законными представителями

воспитанников организовывала, используя разные  формы:

        1. Изучение условий семейного воспитания

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”,  деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

         2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей. Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.

       3. Взаимодействие с родительским комитетом

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

Организовывая воспитательный процесс, создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. В педагогической деятельности стремилась к сочетанию обучения и

воспитания.

                      В практической деятельности соблюдаю нормы и правила профессиональной этики. В специальной школе важно не навредить социальному, нравственному здоровью детей. Для этого я создавала благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, уважала личность  каждого ребенка, использовала бесконфликтное общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он ни был.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.

Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса   воспитания и развития детей  на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Формирование внутригрупповых отношений как способа социализации детей(из опыта работы)

    Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. В данной работе рассматриваются этапы организации групповой работы,условия совместной деятельности,принципы вы...

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...

"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими...