Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )
статья по теме
В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_sotsializatsii_detey.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Социальная позиция человека может проявляться только в деятельности (или ее отсутствии), и именно в формах, способах и содержании этих проявлений фиксируются те результаты социализации, которые, с учетом сказанного, можно трактовать как персональную включенность детей в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это – важнейший генеральный результат социализации учащихся..
В рамках достижения этой цели нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания: «Личностно-ориентированный подход как средство успешной социализации воспитанников». В соответствии с темой определены задачи воспитания:
- Формирование нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе;
- Формирование коммуникативных навыков для организации досуга и быта;
- Развитие индивидуальных личностных качеств каждого обучающегося;
- Выработка единых требований с родителями в воспитании детей.
Практика моей работы показывает, что большую роль в успешном решении данной проблемы играет выбор и использование адекватных педагогических технологий и приёмов работы, выбор правильных, необходимых направлений деятельности, каковыми являются:
- Познавательная деятельность
- Физическое воспитание и охрана здоровья
- Коммуникативная деятельность
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Нравственное воспитание
- Работа с родителями, с семьёй
Немаловажным в своей деятельности считаю использование тех приёмов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, игры познавательной направленности, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки. Стараюсь так организовать деятельность обучающихся, чтобы каждый воспитанник мог в меру своих возможностей проявить способности, конечным результатом чего является комфортное ощущение себя в классе каждым ребёнком, а далее - желание обучающихся посещать школу, учиться, принимать активное посильное участие в мероприятиях.
Одним из важных направлений моей деятельности является профилактическая работа в целях коррекции девиантного поведения, направленная на предупреждение вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании, Интернет-зависимости.
Последние годы возрастает число детей, склонных к агрессивному реагированию на различные неблагоприятные жизненные ситуации. Психокоррекция данных проявлений проходит в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр.
Работа с родителями
Работа с родителями ведётся на достаточном уровне: в группе организована деятельность родительского комитета, родители посещают родительские собрания, принимают участие в жизни ГПД, сформировано правильное отношение к школе, своим обязанностям, уважительное отношение к педагогам.
Воспитательный процесс
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Профессионализм и продуктивность своей педагогической деятельности я вижу в следующем:
-организуя педагогическую деятельность, основываюсь на принципах гуманизации воспитания, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;
-определяя цели и задачи, выбираю и внедряю технологии воспитания в соответствии с особенностями учащихся, их нарушениями в развитии;
определяю формы организации воспитательного процесса, методы и приемы.
В своей деятельности использую современные педагогические технологии:
-Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);
-Личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская);
-Игровые технологии (Шмаков);
-Технология КТД (Иванов);
-Здоровьесберегающие технологии
-Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).
-Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры, практикумы, тренинги.
Также в своей работе использую методы и приёмы:
1.Способствующие накоплению социально-положительного опыта:
- организация успехов в учении
- моральная поддержка
- убеждения
- доверие
- ожидание лучших результатов
2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между
педагогом и воспитанником:
- просьба
- поощрение
- авансирование личности
- прощение
- поручительство
- проявление огорчения
3.Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
- констатация проступка
- осуждение
- наказание
- предупреждение
- разоблачение или выявление виновного
4.Приёмы со скрытым действием:
- параллельное педагогическое действие
- намёк
- ласковый упрёк
- мнимое безразличие
- ирония
Воспитательную работу я строю по пяти основным направлениям:
I. Основы социализации и общения:
- познавательная деятельность;
- нравственно-правовая деятельность, ценностно-ориентационная, экологическая деятельность – правила поведения в различных жизненных ситуациях, занятия по ППБ, ПДД, ОБЖ, самоорганизация;
- посещение музея, библиотек;
- нормы внешнего вида, правила этики.
II. Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;
III. Трудовое воспитание:
- трудовая, общественно-полезная деятельность;
- совместные творческие дела, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
IV. Эстетическое воспитание:
- творческая деятельность, участие в творческих конкурсах, посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений, жителей города;
- художественно – эстетическая деятельность – оформление и дизайн группы, школы, участие в проведении праздников;
- участие в кружках дополнительного образования;
- участие в школьных концертах, смотрах, конкурсах;
V. Работа с родителями:
Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям я использую согласованные взаимодействия.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Работу с родителями строю на принципах взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Свою деятельность с родителями или законными представителями
воспитанников организовывала, используя разные формы:
1. Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей. Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.
3. Взаимодействие с родительским комитетом
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
Организовывая воспитательный процесс, создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. В педагогической деятельности стремилась к сочетанию обучения и
воспитания.
В практической деятельности соблюдаю нормы и правила профессиональной этики. В специальной школе важно не навредить социальному, нравственному здоровью детей. Для этого я создавала благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, уважала личность каждого ребенка, использовала бесконфликтное общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он ни был.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.
Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...
Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.
«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...
Формирование внутригрупповых отношений как способа социализации детей(из опыта работы)
Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. В данной работе рассматриваются этапы организации групповой работы,условия совместной деятельности,принципы вы...
Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"
В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....
"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы
Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми. Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими...
Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания
Из опыта работы педагога по трудовому воспитанию подростков...