Бумажная фантазия
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горная средняя школа»
662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.
Тел. 94-2-71, 98-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Барашкина О.Б./ ФИО Протокол № ___ от «__» сентября 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _________/Горбушкина А.И./ ФИО «__» сентября 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Горная СШ» __________/Коваленко Л.В./ ФИО Приказ № _____-од от «__» сентября 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Бумажные фантазии»
(художественно-эстетическое направление)
название учебного курса для изучения которого написана программа
1-4 КЛАССЫ
указание параллели, класса, где реализуется программа
-
Барашкина Ольга Борисовна, IКК
фамилию, имя и отчество разработчика программы, квалификационная категория
п. Горный
2018- 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Бумажные фантазии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы "Чудесные поделки из бумаги" Богатеева З.А.
Цель учебного курса:
Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике бумагопластики
Отличительные особенности программы.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития. Программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года, чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками, постоянно переходить от простого к сложному.
Задачи курса:
Обучать различным приемам работы с бумагой.
- закреплять и расширять знания, полученные на занятиях.
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры, истории, изобразительного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Занятия в кружке увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.
Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам работы с бумагой. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.
Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На освоение данной программы отводится 68 ч. в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся во второй половине дня по одному часу. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы 15 человек.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
Приоритетное направление – духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира; освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка. Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать точные движения рук
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРО
ГРАММЫ КУРСА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Задачи обучения:
- Ознакомление с некоторыми графическими и живописными приемами и техниками выполнения рисунков.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения видеть красоту.
- Приобщение к навыкам коллективной и групповой работы.
- Воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.
К концу учебного года воспитанники должны знать:
У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
К концу первого года обучения учащиеся научатся:
- организовывать свое рабочее место;
- овладеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- узнает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- пользоваться инструкционными картами и схемами;
- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
- уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 2 часа |
2 | Аппликация (виды аппликаций) | 28 часов |
3 | Оригами | 10 часов |
4 | Бумагопластика | 10 часов |
5 | Творческие работы | 18часов |
Всего | 68 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Дата |
1 | Введение | Инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы. | 2 | |
2 | Простые аппликации. Аппликация «Светофор» | Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей | 2 | |
3 | Простые аппликации. Аппликация «Собачка» | Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей | 2 | |
4 | Простые аппликации. Аппликация «Гриб» | Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей | 2 | |
5 | Простые аппликации. Аппликация «Рыбки» | Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей | 2 | |
6 | Геометрическая аппликация «Ракета» | Составление геометрических орнаментов | 2 | |
7 | Геометрическая аппликация «Дом» | Составление геометрических орнаментов | 2 | |
8 | Геометрическая аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка. | Составление геометрических орнаментов | 2 | |
9 | Обрывная аппликация «Бычок» | Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. | 2 | |
10 | Обрывная аппликация «Рыбки» | Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. | 2 | |
11 | Обрывная аппликация «Зима» | Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. | 2 | |
12 | Обрывная аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка. | Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. | 4 | |
12 | Обрывная аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка. | Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. | 2 | |
13 | Оригами. Поделка «Котик» | Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа. | 2 | |
14 | Оригами. Поделка «Собака» | Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа. | 2 | |
15 | Оригами. Поделка «Зайка» | Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа. | 2 | |
16 | Оригами. Поделка «Лягушка» | Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа. | 2 | |
17 | Оригами Творческая работа. «Зоопарк» | Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа. | 4 | |
18 | Бумагопластика. Поделка «Цветок» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
19 | Бумагопластика. Поделка «Ваза с цветами» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
20 | Бумагопластика. Поделка «Цветок» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
21 | Бумагопластика. Поделка «Цветок» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
22 | Бумагопластика. Поделка «Цветок» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
23 | Обрывная аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка «Цветная полянка» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
24 | Аппликация из салфеток. Творческая работа Сюжетная картинка «Мишка в лесу» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
25 | Аппликация из салфеток. Творческая работа Сюжетная картинка «Чудо-дерево» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
26 | Аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Бабочки» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
27 | Аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Зоопарк» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
28 | Аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Ромашки» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
29 | Объёмная аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Волшебные розочки» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 2 | |
30 | Объёмная аппликация из цветной бумаги. Творческая работа «Веерные цветы» | Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. | 4 | |
31 | Выставка детских работ | Организация выставки | 2 |
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия: «Академия «Умелые руки».)
2. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
3. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
4. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
5. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
6. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
8. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
9. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
10.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.
11.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Бумажные фантазии", Оригами.
Программа кружка для организации внеурочной деятельности в 1 классе....
План конспект урока труда в 4-м классе. "Бумажные фантазии", техника: квиллинг и модульное оригами "Рамочка для фотографии".
Первый материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее и...
Программа "Бумажные фантазии"
Программа«Бумажные фантазии» включает в себя – историю возникновения и развития работы с бумагой, а также необходимые сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с простейш...
Презентация "Организация работы кружка "Бумажные фантазии"
Одной из форм системы дополнительного образования являются кружки. Проведение их в группе продлённого дня является неотьмлемой частью с учетом введения ФГОС. К занятиям в кружке учащихся нередко...
Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии - оргами"
Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результ...
программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....
Бумажные фантазии 1-4 классы
Декоративное творчество, на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически....