Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии - оргами"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Данная программа разработана на 4 года обучения, для учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Терский филиал
МБОУ Заворонежской СОШ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Заворонежской СОШ:
_________________________________
В.В.Жукова
«___»__________20__г.
Дополнительная образовательная программа
«Бумажные фантазии оригами»
Возраст: 7 -11 лет
Срок обучения – 4 года
Составитель: учитель начальных классов
Кравцова Галина Николаевна
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, окружающего мира.
Цель программы
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Бумажные фантазии оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек.
В 1 год обучения в кружок «Бумажные фантазии оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Год обучения | Количество часов (академических) | Кол-во детей в группе | |
в неделю | в год | ||
1 | 2 | 66 | 10 |
2 | 2 | 68 | 10 |
3 | 2 | 68 | 10 |
4 | 2 | 68 | 10 |
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Формирование группы. Беседа по охране труда. | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с искусством оригами. Базовые формы. | 2 | 2 | 4 |
3 | Базовая форма «Треугольник» | 2 | 14 | 16 |
4 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 10 | 12 |
5 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 5 | 6 |
6 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 5 | 6 |
7 | Базовая форма «Конверт» | 1 | 3 | 4 |
8 | Цветы к празднику 8 Марта. | 2 | 6 | 8 |
9 | Летние композиции | - | 4 | 4 |
10 | Впереди – лето! | - | 2 | 2 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
12 | Оформление выставочных работ | - | 2 | 2 |
Итого | 15 | 53 | 68 |
2 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. | 2 | 2 | |
2 | Повторение «Базовые формы» | 2 | 2 | |
3 | Летние композиции | 1 | 1 | 2 |
4 | Базовая форма «Треугольник» | 2 | 4 | 6 |
5 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 4 | 6 |
6 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 1 | 2 |
7 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 2 | 8 | 10 |
8 | Базовая форма «Конверт» | 2 | 6 | 8 |
9 | Базовая форма «Рыба» | 2 | 8 | 10 |
10 | Базовая форма «Дверь» | 4 | 10 | 14 |
11 | Цветы к празднику 8 Марта. | - | 4 | 4 |
12 | Итоговое занятие Оформление выставочных работ | - | 2 | 2 |
Итого | 18 | 50 | 68 |
3 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. | 2 | 2 | |
2 | Летние композиции | 1 | 3 | 4 |
3 | Чудесные превращения бумажного листа | 2 | 8 | 10 |
4 | Модульные оригами | 2 | 10 | 12 |
5 | Оригами на праздничном столе | 4 | 8 | 12 |
6 | Цветы к празднику 8 марта. | 2 | 8 | 10 |
7 | Оригами – почта. | 2 | 8 | 10 |
8 | Впереди - лето | 2 | 4 | 6 |
9 | Итоговое занятие Оформление выставочных работ | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 18 | 50 | 68 |
4 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. Повторение «Базовые формы» | 1 | 1 | 2 |
2 | Оригами в Интернете | 3 | 3 | 6 |
3 | Летние композиции | 1 | 3 | 4 |
4 | Изделия из складки | 2 | 6 | 8 |
5 | Базовая форма «Катамаран» | 2 | 6 | 8 |
6 | Новогодние украшения | 2 | 8 | 10 |
7 | Базовая форма «Птица» | 2 | 6 | 8 |
8 | Цветы и вазы оригами | 2 | 10 | 12 |
9 | Базовая форма «Лягушка» | 1 | 1 | 2 |
10 | Творческие работы | 2 | 4 | 6 |
11 | Итоговое занятие Оформление выставочных работ | 1 | 1 | 2 |
Итого | 19 | 49 | 68 |
Содержание программы
1 год обучения ( 68 ч)
- Формирование группы. Беседа по охране труда (2 ч)
- Знакомство с искусством оригами. Базовые формы (4 ч) Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Кармашек (кошелек)
- Базовая форма «Треугольник» (16 ч) Стилизованный цветок. Лисенок и собачка. Котик и бычок. Яхта и пароход. Композиция «Кораблики в море». Стаканчик и фуражка. Снегирь и синица. «Композиция «Птицы в лесу».
- Базовая форма «Воздушный змей» (12 ч) Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке». Ворона. Сказочная птица. Сова.
- Базовая форма «Двойной треугольник» ( 6 ч) Рыбка и бабочка. Головастик и жук.
- Базовая форма «Двойной квадрат» (6 ч) Жаба. Композиция «Островок в пруду». Яхта.
- Базовая форма «Конверт» (4 ч) Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
- Цветы к празднику 8 Марта (6 ч) 8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Открытка «Букет гвоздичек». Бутоны роз. Композиция «Букет роз». Подснежник.
- Летние композиции (4 ч) Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций. Нарцисс. Волшебный цветок.
- Впереди лето! (2 ч) Парусный кораблик - гонки на столе.
- Итоговое занятие (2 ч) «Чему мы научились за год».
- Оформление выставочных работ (2 ч)
2 год обучения ( 68 ч)
- Вводное занятие. Беседа по охране труда (2 ч) Оригами – искусство складывания из бумаги. Беседа по охране труда.
- Повторение «Базовые формы» ( 2 ч) Базовые формы – основа любого изделия.
- Летние композиции (2 ч) Полевые и садовые цветы Колокольчики. Подсолнух. Ромашка. Каллы.
- Базовая форма «Треугольник» (6 ч) . Птица счастья. Голубь. Композиция «Голубь мира». Домик с крыльцом и домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. Композиция «Дачный поселок».
- Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч) Лебеди (2 способа). Утка с утенком.
- Базовая форма «Двойной треугольник» (2 ч) Тропическая рыбка
- Базовая форма «Двойной квадрат» (10 ч) Золотая рыбка. Краб.
- Базовая форма «Конверт» (8 ч) Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Композиция «Аквариум».
- Базовая форма «Рыба» (10 ч) Царевна-Лебедь. Композиция «Закат солнца над лебединым озером». Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду».
- Базовая форма «Дверь» (14 ч) Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». Рыбка-вуалехвостка. Декоративные рыбки.
- Цветы к празднику 8 Марта (4 ч) . Поздравительная открытка «Роза».
- Итоговое занятие. Оформление выставочных работ ( 2 ч) «Оригамская сказка».
3 год обучения (68 ч)
- Вводное занятие. Беседа по охране труда ( 2 ч). История развития искусства оригами.
- Летние композиции ( 4 ч) Лесные цветы. Рассказы и легенды о цветах. Калужница. Ландыш. Сон-трава. Композиция «На лесной полянке»
- Чудесные превращения бумажного листа (10 ч) Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей). Простые коробки (2 варианта) Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги. Коробки для подарков. Базовая модель. Коробки для подарков. Различные варианты.
- Модульные оригами (12 ч) Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодняя гирлянда. Разноцветная звезда из 4 деталей. Звезда из 8 модулей. Звезда из 16 модулей. Ветка ели. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». Оформление класса к Новому году.
- Оригами на праздничном столе (12 ч) Правила этикета. Приглашение – открытка с летящей птицей и рамочка для карточки гостя. Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», салфетка для столового серебра, салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень» . Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка) с декоративными углами. Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо». Вазочка «Не увлекайся конфетами».
- Цветы к празднику 8 Марта. (10 ч) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Василёк и гвоздика. Композиция «Букет гвоздик». Японская ваза для цветов. Объемные тюльпаны. Объемные колокольчики. Оформление выставки «Цветы для наших мам».
- Оригами – почта (10 ч) Различные виды конвертов для писем.Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).
- Впереди лето (6 ч) Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки (2 варианта) и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
- Итоговое занятие. Оформление выставочных работ (2 ч) Оригамская сказка о четырех братьях.
4 год обучения
- Вводное занятие. Беседа по охране труда. Повторение «Базовые формы» (2ч)
- Оригами в Интернете (6 ч). Знакомство с сайтом «origami-school.narod.ru». Компьютерная презентация «Цветочные композиции». Путешествие по сайту Московского центра оригами. Компьютерная презентация «Бумажный сад оригами».
- Летние композиции (4 ч) Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема Дицентра («Разбитое сердце»). Хризантема.
- Изделия из складки (8 ч) . Гвоздика и роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
- Базовая форма «Катамаран» (8 ч) Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама
- Новогодние украшения (10 ч) Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей
- Базовая форма «Птица» (8 ч) Знакомство с базовой формой «Птица». Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
- Цветы и вазы оригами (12 ч) Игольчатая астра. Космея. Высокая ваза для цветов. Объемный нарцисс. Ваза для цветов «Пирамида». Крокус с листом. Фуксия. Ваза-кашпо «Четыре замка».
- Базовая форма «Лягушка» (2 ч) Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
- Творческие работы ( 6 ч) Композиция «Букет цветов». «Мой бумажный сад оригами.»
- Итоговое занятие. Оформление выставочных работ (2 ч) Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
Календарный план
1 класс.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Формирование группы. Беседа по охране труда | 2 | |
Знакомство с искусством оригами. Базовые формы. – 4 ч. | |||
2 | Знакомство с искусством оригами. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами, международные условные знаки и приемы складывания. | 2 | |
3 | Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Кармашек (кошелек) | 2 | |
Базовая форма «Треугольник». – 16 ч. | |||
4 | Базовая форма «Треугольник». Стилизованный цветок. Цветы из «конфеток». | 2 | |
5 | Лисенок и собачка. Котик и бычок. | 2 | |
6 | Яхта и пароход. Композиция «Кораблики в море». | 2 | |
7 | Снегирь и синица. Грибы. Гусеница. | 2 | |
8 | «Композиция «Птицы в лесу». | 2 | |
9 | Стаканчик и фуражка. Письмо Карлсону. | 2 | |
10 | Весёлый квадрат. Пирамидка. Снегурочка и Дед Мороз. | 2 | |
11 | Звездочка. Звездочка-вертушка. Снежинка. Еловая ветка. | 2 | |
Базовая форма «Воздушный змей» - 12 ч | |||
12 | Кролик и щенок. Собачка и котик. | 2 | |
13 | Курочка и петушок. Цыплёнок. | 2 | |
14 | Композиция «Домашние животные во дворе». | 2 | |
15 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 2 | |
16 | Ворона. Сова. | 2 | |
17 | Сказочная птица. | 2 | |
Базовая форма «Двойной треугольник» - 6 ч | |||
18 | Рыбка и бабочка. | 2 | |
19 | Головастик и жук. | 2 | |
20 | Композиция «На реке» | 2 | |
Базовая форма «Двойной квадрат» 6 ч | |||
21 | Жаба. Лягушонок | 2 | |
22 | Яхта. Водяная лилия. | 2 | |
23 | Композиция «Островок в пруду». | 2 | |
Базовая форма «Конверт» - 4 ч | |||
24 | Пароход и подводная лодка. | 2 | |
25 | Композиция «В море». | 2 | |
Цветы к празднику 8 Марта – 8 ч | |||
26 | 8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Подснежник. | 2 | |
27 | Открытка «Букет гвоздичек». | 2 | |
28 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 2 | |
29 | Избушка на курьих ножках. Праздник цветов в лесу. | 2 | |
Летние композиции - 4 ч | |||
30 | Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). | 2 | |
31 | Складывание цветов. Оформление композиций. Нарцисс. Волшебный цветок. | 2 | |
Впереди лето! - 2 ч | |||
32 | Парусный кораблик - гонки на столе. | 2 | |
33 | Итоговое занятие « Чему мы научились за год.» | 2 | |
34 | Оформление выставочных работ | 2 |
Литература
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и фантазия"
Программа 2-летнего обучения в кружке декоративно-прикладного творчества для детей младшего школьного возраста...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА « ИНФОРМАТИКА - СТРАНА ФАНТАЗИЙ »
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Информатика – страна фантазий» реализуется в соответствии с технической направленностью образования.Программа составлена на основе авторской программы Н....
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению "Фантазия"
Занятия дополнительного образования то место, которое посещают дети у которых есть проблеммы в развитиии. В процессе занятий ведётся коррекционная работа по преодолению недостатков. 70 % содержания пл...
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Бумага и фантазия»
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Бумага и фантазия» (внеурочная деятельность). Возможно использование как во время учебного процесса, так и во время работы ...
Справка по итогам мониторинга по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» естественно- научной направленности
Диагностика занимает очень важное место в воспитательно-образовательном процессе. Она позволяет через мониторинг и коррекцию системы педагогической деятельности осуществлять процесс обучения, воспитан...