Внеурочное занятие , посвященное творчеству Аркадия Гайдара "Любимые писатели. Аркадий Гайдар и его герои". Литературное лото.
книга (3 класс)
В основу литературного лото легли пять произведений Аркадия Гайдара: "Р.В.С.", "На графских развалинах", "Чук и Гек", "Дальние страны", "Горячий камень". К каждому произведению разработана карта - игровое поле с шестью окошками. В ходе игры дети должны заполнить правильно все окошки фишками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie.docx | 974.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеурочного занятия, посвященный творчеству
Аркадия Гайдара, - юбиляру 2019 года
Тема внеурочного занятия:
«Любимые писатели. Аркадий Гайдар и его герои»
Форма занятия: литературное лото.
Класс: 4.
Цели: расширить и углубить знания детей о творчестве Аркадия Гайдара, создать условия для мотивации к читательской и творческой деятельности, учить понимать нравственное значение поступков героев, развивать умение работать в команде.
Оборудование: выставка книг Аркадия Гайдара, детские рисунки к его произведениям; пять игровых карт, тридцать карточек с заданиями, фишки.
Описание: командная игра. В основу лото легли пять произведений Гайдара: «Р. В. С.», «Дальние страны», «На графских развалинах», «Чук и Гек», «Горячий камень». К каждому произведению сделана карта – игровое поле. На нем шесть окошек. В ходе игры дети должны заполнить все окошки фишками.
Ход занятия
- Подготовительный этап.
О нем Лев Кассиль написал: «Был он широкоплеч, не по годам рослый. Когда спросили у него, сколько ему лет, сказался шестнадцатилетним и ушел в Красную Армию, на фронт».
Аркадий Петрович Гайдар – замечательный детский писатель, родившийся на Курской земле. В этом году исполняется 115 лет со дня его рождения. Я предлагаю окунуться в мир героев писателя, вспомнить его произведения и попробовать ответить на вопрос: Что лежит в основе поступков героев Аркадия Гайдара?
- Основной этап.
Команды получают игровые карты и инструкции.
К каждому произведению подобрано шесть заданий (для всех текстов они одинаковые).
Задание №1 - «Узнай произведение по цепочке слов».
Задание №2 – «Из какого произведения отрывок?».
Задание №3 – «О каком герое идет речь?».
Задание №4 – «Выражение из текста».
Задание №5 – «Верные друзья».
Задание №6 – «Узнай предмет по его описанию».
Карточки с заданиями.
1)»Узнай произведение по цепочке слов»:
Цепочка слов | Ответ |
Синие горы – письмо – телеграмма – чемоданы – лесной домик – Новый год | «Чук и Гек» |
Старик – колхозный сад – болото – печать - жизнь | «Горячий камень» |
Зеленая речка – беспризорник – Волк – граф – пальма - больница | «На графских развалинах» |
Разъезд №216 – Алешино – Тихая речка – палатка – аэроплан - завод | «Дальние страны» |
Украина – всадник – сараи – петлюровцы – красноармейцы - бумажка | «Р. В. С.» |
2) «Из какого произведения отрывок?»
Отрывок | Ответ |
«Раньше хоть мимо дорога была, но с тех пор как построили новый мост через Зеленую речку, совсем усадьба в стороне осталась. И стоит она на опушке, над оврагом, как надмогильный памятник старому режиму». | «На графских развалинах» |
«Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом – и высунуться некуда. Одно только развлеченье – с горы кататься». | «Дальние страны» |
«На дороге чуть заметной точкой виднелся еще отряд. Вот он взметнулся на последнюю горку возле никольского оврага… скрылся. Улеглось облачко пыли, поднятое копытами над гребнем холма. Проглянуло сквозь него поле под гречихой, и на нем - больше никого». | «Р. В. С.» |
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской сраной». | «Чук и Гек» |
«И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси». | «Горячий камень» |
3) «О каком герое идет речь?»
Описание героя из текста | Ответ |
«Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой, рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым». | Старик «Горячий камень» |
«… До вещей был не завистлив и не жаден. Он, конечно был растеря и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, - вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки. Но зато умел петь». | Гек «Чук и Гек» |
«…Спою я что-нибудь, а потом скажу: «Всем товарищам нижайшее почтенье, чтобы был вам не фронт, а одно развлеченье. Получать хлеба по два фунта, табаку по осьмушке, не попадаться на дороге ни пулемету, ни пушке». | Жиган «Р. В. С.» |
«Ишь, разбойник, и игры-то у него разбойные… Смотри-ка, какой Петлюра выискался! Вот погоди, придет отец – он тебе покажет, как атаманствовать». | Яшка «На графских развалинах» |
«Хорошо жить… А вырасту – будет еще лучше. Вырасту – сяду на настоящего коня, пусть мчится. Вырасту – сяду на аэроплан, пусть летит. Вырасту – стану к машине, пусть грохает. Все дальние страны проскачу и облетаю. На войне буду первым командиром. На воздухе буду первым летчиком. У машины буду первым машинистом». | Петька «Дальние страны» |
4) «Выражение из текста»
Выражение | Ответ |
«Станция «Крылья самолета» | «Дальние страны» Стал называться разъезд №216 |
«А на самом деле я самый счастливый человек на свете…» | «Горячий камень» Слова старика Ивашке Кудряшкину |
«Граждане! Будьте добры, оплатите детский труд!» | «Р. В. С.» Слова Жигана. |
«И этот звон… сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море» | Звон курантов на Спасской башне в новогоднюю ночь |
«…И как хорошо становится жить…» | «На графских развалинах» Слова Дергача в больнице |
5) «Верные друзья»
Кличка собаки, насекомое | Ответ |
Волк | «На графских развалинах» |
Верный | «Дальние страны» |
Шмель | «Р. В. С.» |
Смелый | «Чук и Гек» |
Какое насекомое упоминается в тексте? | Лесная пчела в «Горячем камне» |
6) «Узнай предмет по описанию»
Описание предмета | Ответ |
«…два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые» | Печать на горячем камне. «Горячий камень» |
«… тоже круглый, но поменьше, похожий на ручные часы, с острой стрелкой». | Компас. «Дальние страны» |
Там «…хранились серебряные бумажки от чая, конфетные обертки, галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса и еще всякие нужные вещи». | Металлическая коробочка «Чук и Гек» |
«Только Димка забегал сюда часто, потому что здесь как-то особенно тепло грело солнце, приятно пахла горько-сладкая полынь и спокойно жужжали шмели над широко раскинувшимися лопухами». Что это за место? | Черные сараи «Р. В. С.» |
«Он подошел.., заколебался было, но, почувствовав на себе насмешливый взгляд товарища, рывком выдернул большую и старую… Губы его задрожали, глаза заслезились; однако, силясь вызвать улыбку, он сказал, немного заикаясь: -И я тоже не сморгнул». Что рывком выдернул Валька? | Крапиву «на графских развалинах» |
- Подведение итогов литературного лото.
- Рефлексия
Герои произведений Аркадия Гайдара – простые деревенские ребята, а вот поступки они совершают взрослые. Ивашка Кудряшкин хочет помочь одинокому старику, Жиган спас члена реввоенсовета, Дергач помог поймать бандитов. Но у всех в основе поступков лежит что-то общее. Какие человеческие качества помогли ребятам поступить правильно, по-честному? Кто из ребят вам понравился, почему?
Чему вас научили произведения Гайдара?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного творчеству С.Я. Маршака «Не может быть!»
Мероприятие посвящено творчеству С.Я. Маршака. Дети знакомятся с биографией Маршака. Мероприятие проходит в виде интерактивной встречи с героями произведений автора. Присутствуют игровые опросы,...
Презентация к внеурочному занятию "Праздник творчества и игры"
Презентация к внеурочному занятию "Праздник творчества и игры"...
Конспект внеурочного занятия "Посвящение в волонтера"
Конспект открытого внеклассного занятия Посвящение в волонтеры....
Учебный проект с использованием ВЕБ-квест технологии "В гости к писателям и их героям", посвященный творчеству Аркадия Гайдара и его рассказуу "Голубая чашка".
Учебный проект разработан для занятий по внеурочной деятельности и расчитан на два часа. Используется инструкционная карта, хрестоматия для чтения в начальной школе "Соловушка, Интернет-ресурсы....
Презентация к внеурочному занятию посвященному "Дню Земли".
Презентация создана для того, чтобы объяснить детям, что нужно быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. Нужно любить Землю и всё живое на ней!...
Конспект внеурочного занятия " Мир творчества К.И. Чуковского" ( 3 класс, курс: "Осмысленное чтение")
Цель: развитие у обучающихся навыка осмысленного чтения посредством организации работы с произведением К.И. ЧуковскогоЗадачи: 1. Расширить знания о творчестве и прочитанных произведениях К.И...
Методическая разработка внеурочного занятия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина. «Дружба в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
Внеурочное занятие, посвященное теме дружбы Пушкина и его однокурсников-лицеистов....