Методическая разработка внеурочного занятия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина. «Дружба в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
методическая разработка (3, 4 класс)

Азарова Ольга Анатольевна

Внеурочное занятие, посвященное теме дружбы Пушкина и его однокурсников-лицеистов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  внеурочного занятия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина

1. Ф.И.О. учителя: Азарова Ольга Анатольевна

2. Класс:    3-4    

3. Тема внеурочного занятия  «Дружба в жизни и творчестве А.С. Пушкина»

4. Цель:  познакомить с годами обучения в Царскосельском лицее, друзьями Пушкина - И. Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям и лицею

5.  Методы:

  • словесный (беседа, рассказ, чтение стихов);
  • наглядный (демонстрация видеосюжета);
  • символического видения (ассоциация объекта с портретами)
  • стимулирования и мотивации (познавательные и занимательные  факты, создание ситуаций успеха);
  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

6. Технологии: деятельностного метода, игровые, информационно – коммуникационные. 

7. Планируемые результаты:

Личностные умения:  формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение жизни и творчества А. С. Пушкина;
формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

формирование личностного отношения к произведения поэта.

  • Метапредметные умения

1.Познавательные: вспомнить  стихи А. С. Пушкина о дружбе, познакомиться с лицейской жизнью поэта и его друзей.

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение адекватно использовать речевые   средства для аргументации своей позиции, выразительное чтение стихов.

3. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.

Структура и ход мероприятия

№ п/п

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Проверяет присутствующих, проверяет подготовленность рабочего места учащихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. 

2

Актуализация знаний

-Ребята, что такое дружба?

-Кого называют другом?

-Чьи это стихи:

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…

Отвечают на вопросы.

Аргументируют свою точку зрения.

Стихотворение написал А.С.Пушкин

3

Обозначение темы мероприятия.

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей. Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. Пушкин провел в нем шесть лет. За годы у поэта  появились верные и надежные друзья: Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский, Яковлев, Матюшкин.

О жизни Пушкина в лицее узнаем из видеосюжета https://www.youtube.com/watch?v=m6hPAORKHb0

 

Дружбу Пушкин и его товарищи по лицею пронесут через всю жизнь и, конечно, это отразиться на творчестве великого поэта.

-Что по-вашему будет символом их дружбы?

После окончания лицея поэт Александр Пушкин и его товарищи решили, что ежегодно 19 октября они будут встречаться, вспоминая былую лицейскую жизнь.

Смотрят видеосюжет

Ежегодная встреча бывших лицеистов  19 октября Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

4

Чтение стихов о друзьях

-Представим, что мы путешественники во времени. На некоторое время перенесёмся в прошлое и познакомимся с друзьями Пушкина.  

На доске портреты Пущина,  Дельвига, Кюхельбекера, Малиновского

19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать учеников сели за парты и стали одноклассниками. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной жизни.

Вскоре все лицеисты наделили друг друга прозвищами. Кюхельбекера называли «Виля», «Кюхля», Антона Дельвига - «Тося», Малиновского – «Козак».  Иван Пущин отличался одновременно отчаянным и в то же время флегматичным характером, выделялся среди лицеистов высоким ростом, за что и получил прозвище «Большой Жано».

Александр Пушкин имел много прозвищ. Его прозвали «Француз» за то, что французский он уже тогда знал не хуже русского, а ещё — «Обезьяна» — за весёлый и неугомонный нрав.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и на всю жизнь дорогими   стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

В Лицее Пушкин и Пущин были не только друзьями, но и соседями. Пущин жил в комнате № 13, а Пушкин – в комнате № 14.

Вставали воспитанники в шесть часов утра. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках.

Дети, переодетые в исторические костюмы, читают стихи Пушкина, посвященные друзьям.  

И.И. Пущину

«Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!»

К Пущину (4 мая)

Любезный именинник,

О Пущин дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;

С пришельцем обнимися —

Но доброго певца

Встречать не суетися

С парадного крыльца.

Он гость без этикета,

Не требует привета

Лукавой суеты;

Прими ж его лобзанья

И чистые желанья

Сердечной простоты!

Дельвигу

Мы рождены, мой брат названый,
Под одинаковой звездой.
Киприда, Феб и Вакх румяный
Играли нашею судьбой.

Явилися мы рано оба
На ипподром, а не на торг,
Вблизи державинского гроба,
И шумный встретил нас восторг.

Избаловало нас начало.
И в гордой лености своей
Заботились мы оба мало
Судьбой гуляющих детей.

"К Кюхельбекеру"

В последний раз, в тиши уединенья,

Моим стихам внимает наш Пенат!

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья!

Итак, они прошли - лета соединенья; -

Итак, разорван он - наш братский верный круг!

Прости!.. хранимый тайным небом,

Не разлучайся, милый друг,

С фортуной, дружеством и Фебом, -

Узнай любовь - неведомую мне -

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости... где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я!

И пусть... (услышит ли Судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

5

Игра

Побудем на месте лицеистов  и посетим уроки в Царском селе.

  1. Урок словесности

Задание: подобрать рифму к словам  «дружба», «друг», «приятель»

  1. Урок французского языка

Задание: какие французские слова пришли в русский язык и активно используются.

Например, дежурный, пальто, шапка, жалюзи, шедевр, шофер и т. д.

  1. Гимнастические упражнения:

Задание: придумать упражнения на ловкость и гибкость, продемонстрировать 2 или 3 упражнения в паре.

  1. Урок рисования

Задание: нарисовать вымышленное животное

Обучающиеся делятся на команды, за правильный ответ получают жетоны. По количеству жетонов определяются 1, 2, 3 места

6

Викторина

Лицейские годы

  1. Какие прозвища были у Пушкина?
  2. По каким учебным дисциплинам Пушкин «оказал успехи» «превосходные»?
  3. Кто из лицейских друзей вызвал Пушкина на дуэль?

  1. Кого из своих лицейских друзей вспомнил умирающий Пушкин? 

Подведение итогов  игры и викторины

Обезьяна, тигр Француз

«В латинской словесности» и «в российской и французской словесности, также и в фехтовании  

На дуэль вызвал Пушкина

Кюхельбекер, обидевшийся на его строки:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

Умирая, Пушкин произнес: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Подсчитывают жетоны, анализируют свои ответы и действия.

7

Стихи о лицеи

Обучение в Царскосельском лицее сильно повлияли на всю последующую жизнь Пушкина.  В лицее он нашел настоящих и верных друзей, с которыми он сохранил близкие отношения на протяжении всей жизни.  Лицейское окружение смогло по достоинству оценить его произведения, что стало поддержкой для молодого поэта и сделало его сильнее в поэзии: друзья любили его эпиграммы, учителя признавали красоту его стихов.  Именно в лицее Пушкину удалось получить признание такого великого человека, как Державин. Молодой поэт прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» на переводном экзамене, чем заслужил признание государственного деятеля. Вместе со своим лицейским другом Дельвигом Пушкин отправил свои стихи в самый большой журнал «Вестник Европы», где вскоре был опубликован и получил очередное признание своего таланта.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок…

В альбом Пущину

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На-время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья…
Что было и не будет вновь…
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла… но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!

Была пора: наш праздник молодой…

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех её затей.

Воспоминания о Царском Селе

Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

Чем чаще празднует лицей…

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своём веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

8

Рефлексия

-Что больше всего ценил Пушкин в своих друзьях?

Преданная дружба  Александра Сергеевича и его однокурсников  является замечательный примером и для современного поколения. Дружба длиною в жизнь!

Ответьте на вопросы:

-Скажите, что интересного вы узнали сегодня?

-Какой должна быть дружба?

-Где в дальнейшем можем использовать знания и умения, которые получили?

        Продолжите начатые фразы:

Я хочу узнать больше о……………………

Меня удивило ………………………

Я хорошо усвоил, что ………………………

Желаю каждому надежных и верных  друзей!

Отвечают на вопросы, высказывают мнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Внеклассное мероприятие, которое посвящено жизни и творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....

Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Урок по литературному чтению с использованием презентации о жизни и творчестве А.С. Пушкина....

Литературная гостиная "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Литературная гостина "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" является результатом проектной деятельности учащихся 4 класса. Это проект был посвящен 215-летию поэта....

Презентация на тему : "Жизнь и творчество А.С.Пушкина."

В данном материале подчёркнуты основные интересные моменты жизни и творчесва А.С.ПУШКИНА....

Презентация к уроку литературного чтения :Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Презентация по теме:"Жизнь и творчество А.С. Пушкина" предназначена для уроков во 2 классе по литературному чтению....

Презентация по внеклассному чтению "Жизнь и творчество А.С.Пушкина."

Презентация  знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина....

Презентация Жизнь и творчество А.С.Пушкина 4 класс

Презентация к уроку по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс...