рабочая программа "Юный театрал"
рабочая программа (1 класс)

Ольга Борисовна Барашкина

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_teatral_dlya_sayta.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное     бюджетное  общеобразовательное    учреждение

«Горная   средняя    школа»

                                                                                                

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-43. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/О.Б.Барашкина/

ФИО

Протокол № ___ от «__»____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____________/Горбушкина А. И./

ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Горная СШ»

____________/Л.В.Коваленко/

ФИО

Приказ № ___ от «__»_____________20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Юный театрал»

(Общекультурное направление)

1 класс

Барашкина Ольга Борисовна,

учитель начальных классов

п. Горный

2019 - 2020 учебный год

                                                            Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.

        Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований Примерной основной образовательной программы МБОУ Горной СОШ.    

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального  направления.

Назначение программы.          

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят театр.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

      Начинать занятия театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или  выступая перед публикой,  почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру.

      Актуальность и перспективы.

 Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Возрастная группа обучающихся, на которую ориентированы занятия: 6-10 лет

Объём часов отпущенных на занятия: 66 часов в год, 2 часа в неделю.

Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
  4. Развитие творческих способностей.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы-  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

     Цель занятий в театре: развитие творческих способностей детей средствами

                                                        театрального искусства.

     Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
  • знакомство учащихся с основами театрализации (театральная игра и актёрское мастерство,  сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история театра);
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  • формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • развитие коммуникативной культуры детей.

   

 Формы и методы работы:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  •  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений до разыгрывания роли. Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Работа над спектаклем способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
  • построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность.

  • создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

             -  обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные

            отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

       - переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении

      насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

       - технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных

      и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

       - устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

       - насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными

     стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,

     положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека.

Ожидаемые результаты:

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням. Первый уровень результатов— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

-        внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

-        умение строить речевое высказывание в устной форме.

Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

У ученика будут сформированы:

-        познавательные интересы, учебные мотивы.

-        чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-        умения вносить необходимые коррективы;

-        умения планировать работу и определять последовательность действий.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

У ученика будут сформированы:

-        умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-        целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

-        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-        активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

                          К концу обучения в учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о театре
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

                    -  использовать изученные системы при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

работать с различными материалами, создавая поделки своими руками.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

     

                                             

                                                                   Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Театр. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Основы актерского

мастерства.

Особенности театральной терминологии

6

2

4

3

Театр. Творчество.

8

2

6

4

Фольклор.

5

Работа над ролью.  Пластичность.

12

4

8

6

Театральная мастерская.

10

2

8

7

Посещение театра

2

0

1

8

Работа над речью. Речевая гимнастика.

12

4

8

9

Творческие проекты.

6

1

5

10

Постановка спектакля. Спектакль

8

4

6

Всего

68

20

48

 

Учебно - тематическое планирование

№ занятия

Тема

Описание примерного содержания занятий

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1-2

Вводное занятие. Правила ТБ.

Организационные вопросы. Правила по технике безопасности.

2

3.09-5.09

3-4

Особенности театральной терминологии. Экскурсия в осенний лес.

Особенности организации работы театра. Особенности театральной терминологии.

2

10-12.09

5-6

Основы актерского

мастерства. Азбука театра. Афиша. Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Особенности организации работы театра. Первые театры, их устройство, сцена, декорации, актёры, места для зрителей.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

2

17.19.09

7-8

 Виды театров. Театры нашего города. Театральные профессии.

Знакомство детей с историей  театра  в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Работа с библиотечным материалом. Чтение рассказов о театре. Виды театра «Театр зверей». Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.)

2

24-26.09

9-10

Фольклор.

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, и с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

2

1-3.10

11-12

Фольклор.

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, и с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

2

8-10.10

13-14

Творчество.

Игры со словами, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.  Формы – творческие игры, конкурсы.

2

15.17.10

15-16

Творчество.

Создание различных по характеру образов. Проживание вместе с героями действий и поступков. Обсуждение этюдов, воспитание у ребят интереса к работе друг друга, самокритичность, формирование критерий оценки качества работы.

2

22-24.10

17-18

Творчество.

Сочинение произведений, обогащение словарного запаса, развитие логики, построение сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа, формирование чувства вкуса.

2

5-7.11

19-20

Творчество.

Сочинение произведений, обогащение словарного запаса, развитие логики, построение сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа, формирование чувства вкуса.

2

12-14.11

21-22

Работа над ролью. Пластичность.

Комплексные ритмичные, музыкальные. Пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребёнка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной нагрузки.

Формы – театрализованные упражнения.

2

19-2111

23-24

Работа над ролью. Индивидуальные занятия.

Игры и упражнения,  направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, логики и орфоэпии. В отличии от бытовой речи речь актёра должна отличаться дикционной частотой, чёткостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

2

26.28.11

25-26

Речевая гимнастика. Использование фольклорного материала для развития речи.

Использование фольклорного материала для развития речи. Игры и упражнения,  направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, логики и орфоэпии. В отличии от бытовой речи речь актёра должна отличаться дикционной частотой, чёткостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

2

3-5.12

27-28

Речевая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

 «Речевые разминки»,

«Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках», «Чистота произношения звука, логопедические игры»

2

10-12.12

29-30

Работа над ролью.

Координация движений и равновесие «Игры на создание образа животного в движении и покое», работа над жестами и мимикой «Упражнения на развитие мимических мышц».

2

17.-19.12

31-32

Речевая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

 «Речевые разминки»,

«Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках», «Чистота произношения звука, логопедические игры»

2

24.12

9.01

33-34

Театральная мастерская. Основы работы с различными материалами.

Театр своими руками - изготовление настольного театра к русским народным сказкам, театр марионеток, кукольный театр, пошив кукол для постановок. Основы зрительской культуры «Мы в театре». Театральная мастерская – изготовление декораций, костюмов, масок.

2

14-16.01

35-36

Театральная мастерская. Изготовление персонажей из пластилина.

Изготовление персонажей из пластилина к сказке «Маша и медведь».

2

21-23.01

37-38

Театральная мастерская. Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Изготовление аппликаций к русским народным сказкам.

2

28-30.01

39-40

Работа над спектаклем. Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Способы и приёмы изготовления. 

Изготовление мелких декораций из различного материала: цветной бумаги, фольги, картона, ткани и т. д.

2

4-6.02

41-42

Работа над спектаклем.

Интонация и выразительность речи.

2

11-13.02

43-44

Посещение театра. 

Посещение театра в г. Ачинске.

2

18-20.02

45-46

Работа над речью. Составление сценария.

Чтение сказок, анализ поступков героев. Ролевые речевые игры.

2

25-27.02

47-48

Работа над речью. Составление сценария.

Чтение сказок, анализ поступков героев. Ролевые речевые игры.

2

3-5.03

49-50

Театральная мастерская.

Изготовление аппликаций к русским народным сказкам.

2

10-12.03

51-52

Театральная мастерская. Работа над проектом. «Театр своими руками»

Театр своими руками - изготовление настольного театра к русским народным сказкам, театр марионеток, кукольный театр, пошив кукол для постановок. Основы зрительской культуры «Мы в театре». Театральная мастерская – изготовление декораций, костюмов, масок.

2

7-9.04

53-54

Театральная мастерская. Работа над проектом. «Театр своими руками»

Театр своими руками - изготовление настольного театра к русским народным сказкам, театр марионеток, кукольный театр, пошив кукол для постановок. Основы зрительской культуры «Мы в театре». Театральная мастерская – изготовление декораций, костюмов, масок.

2

14-16.04

55-56

Театральная мастерская. Работа над проектом. «Театр своими руками»

Театр своими руками - изготовление настольного театра к русским народным сказкам, театр марионеток, кукольный театр, пошив кукол для постановок. Основы зрительской культуры «Мы в театре». Театральная мастерская – изготовление декораций, костюмов, масок.

2

21-23.04

57-58

Работа над ролью.

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

2

28-30.04

59-60

Речевая гимнастика.

 Дикция, голос, тембр, скороговорки чистоговорки.

2

7-12.04

61-62

Изготовление реквизита для спектакля.

Изготовление реквизита для спектакля. Подготовка костюмов.

2

14-19-04

63-64

Работа над спектаклем.

Работа над ролью. Постановка голоса. Индивидуальные и коллективные упражнения.

2

21-26-04

65-66

Работа над речью.

Индивидуальные и коллективные упражнения.

2

28.04.

67-68

Генеральная репетиция. Спектакль.

Генеральная репетиция. Работа над ролью. Постановка голоса.

2

                                       

                                                                      Информационно-методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

      Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

                                                                                              Используемая литература

  1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

Предполагаемые результаты курса.

 -выступления перед зрителями в школе;

-участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

     Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников театра, их родителей, а также зрителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театр - не мода, театр - жизнь

Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Рабочие программы кружков "Кукольный театр" и "Капелька".

Кружок "Кукольный театр" рассчитан на учащихся начальных классов.Цель кружка:- эстетическое воспитание учащихся , создание атмосферы творческого взаимодействия, сотрудничества.Занятия кружка помогут д...

Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на с...

Рабочая программа "Театр после уроков"

Рабочая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми,...