ПФДО "Кукольная мастерская"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОДОЛЬСК
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» (МОУ «СОШ № 21»)
Принята на заседании
педагогического совета
от «___» декабря 2019 г.
Протокол № __________________
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
«Кукольная мастерская»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 8-14 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественная
Автор-составитель:
Орехова Наталья Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Подольск, 2019
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Шефнер Вадим Сергеевич
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016), а также в соответствии с обновлением нормативно-правовой базы и тенденций развития дополнительного образования согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность программы – художественная
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Наряду с промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. И эта тема далеко не исчерпана. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Изначально кукла служила тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.
Рукотворная кукла – часть народной традиции, через куклу осуществляется связь между миром детства и миром взрослых. Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя обрядовая кукла, или кукла оберег. Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая. Бабушки с любовью делали своим внукам куклы, а дети бережно относились к своим куклам. Играя в куклы, девочка училась быть мамой, она пела своей кукле колыбельные песни, рассказывала кукле сказки, шила для куклы одежду. Девочка готовила себя к роли мамы, хозяйки. Кукла, сшитая своими руками, становилась своеобразным экзаменом для девочки, подтверждением мастерства, искусного владения иглой, умением шить и вышивать. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки: на деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, ваты или соломы, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову, руки и одевали в нарядную одежду, обязательно покрывали платок.
Игровые куклы относятся к типу образных игрушек, роль которых стимулировать развитие речевых навыков у детей младшего возраста и развитие связной речи у более старших детей. А многократное обыгрывание различных ситуаций, знакомых ребенку («кормление куклы», кукла заболела», «пора спать»), простой и естественный путь закрепление приобретенного жизненного опыта.
Игрушку – куклу никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, дети не только демонстрировали своих кукол, но и могли поиграть. Любимых девушкиных кукол клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
К игровым куклам относятся такие куклы – закрутки, как «кукла - полено», малышок – голышок, «девка – баба» и другие. В семье, когда ребенок подрастал, мама делала ему маленькую куколку «зайчика», надевала на пальчик и сгибала его, чтоб в ладошку спрятался. И в результате у малыша появлялся дружок Зайка, с которым поиграть можно и доверить свои секреты.
Обрядовые куклы – это куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) целыми сообществами. Нередко эти куклы одновременно несли и обережную функцию. Кукла для семейного, свадебного обряда изготавливалась, как правило из материала, который приближен к дому, домашнему очагу (зола) и ткани (вытканной дома), как один из символов рода. Если кукла относилась к земледельческим обрядам – то материалом, как правило, была солома. Изготовление куклы было заложено в ритм обряда и занимало совсем немного времени. Делался акцент на сути обряда, т. е. выделялись руки, солнце, грудь, как символ плодородия и т.д.
спорились дела.
Обережная кукла изготавливалась и предназначалась для конкретного человека или семьи и несла, как считалось, обереговый смысл. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой. (женская суть, зольная, кукла на полене). Обережными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Самые первые куклы делались из золы. Потом были куклы из травы, из сена, из целебных трав, из ниток, из тряпочек, из зерна…
У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. Много удивительных кукол здесь можно назвать, самые интересные, на мой взгляд, следующие:
Направленность программы- художественная.
Актуальность программы заключается в том, что без прошлого нет будущего. Мы должны помнить об этом и восстановить связь времён. В настоящее время одна из важнейших задач – это приобщение детей к истокам народной культуры. Решая эту задачу, мы развиваем художественно – эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое воспитание.
К сожалению, мы стали забывать историю нашей страны, мы теряем народные ценности, мы забываем народные традиции и праздники. Мы не рассказываем нашим детям, как жили и работали наши дедушки и бабушки, как они отдыхали, что передавали своим внукам и правнукам. На многие вопросы, которые касаются истории нашего народа, не всегда могут ответить взрослые, не говоря о детях. По моему мнению, настало время повернуться к истории наших предков лицом. Начать переоценивать исторические ценности и заново знакомиться с ними.
Новизна программы аключается и в форме проведения занятий. Говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Конечно, когда речь идёт о младших школьниках, они это скорее чувствуют, нежели понимают, но роль осознания себя как части культуры Родины, в дальнейшем воспитании переоценить невозможно.
Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только
имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.
Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
Педагогическая целесообразность - данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Цель программы:
Создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности.
Пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения истории русской народной куклы и народного костюма.
Рукотворное создание народной куклы с учетом традиций.
Задачи программы:
- Приобщение к культуре своего народа через знакомство с историей, значением и технологией изготовления традиционной тряпичной куклы.
- Показать через куклу народную культуру (мировоззрение): через
рассказы о быте, праздниках и обрядах, проводимых с куклой.
- Изучение народных костюмов.
- Раскрытие роли народной куклы в жизни людей
- Воссоздание истории возникновения куклы
- Обучение составления типологии кукол по признакам.
- Обучение основам изготовления куклы (способы).
- Формирование ручного труда.
- Обучение навыкам работы с различными инструментами с соблюдением правил техники безопасности.
- Обучение умению подготовки ткани к работе .
- Обучение умению по шаблону раскроить изделие.
- Обучение умению оценивать свою работу и работу других детей.
- Формирование нравственных представлений у детей, их личностное развитие.
- Создание условий для эмоционального и психофизического раскрепощения детей.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:
– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
– постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;
– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.
Отличительные особенности программы: Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем самым, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. При желании можно расширить программу на 3-4 года ребята знакомятся с историей происхождения куклы, различными видами кукол и игрушек, сувенирными изделиями, осваивают различные технологии прикладного творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки. Ребята владеют определенными умениями и навыками работы с швейной иглой и ножницами, навыки копирования и вырезания.
Адресат программы. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности учащихся. Программа курса позволяет вести обучение детей 8-12 лет.
При комплектовании учитывается возраст детей. Группы формируются из детей по возрастам: 8-10 лет, 10-12 лет. Комплектование в группу детей одного возраста позволяет построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.
Объем и срок освоения программы. Программа «Кукольная мастерская», рассчитана на 1 год обучения - 3 часа в неделю (108 часов в год).
Форма обучения – очная. Форма занятия – групповая. Группа от 10 до15 человек для каждого года обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группах от 10 до 15 человек. Содержание программы представлено различными видами деятельности и помогает школьникам овладеть необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление кукол. Дети знакомятся с народным творчеством и историей народа, тесно связывая с жизненным опытом, обогащают знания, приобретают навыки
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа во внеурочное время (согласно режиму работы школы) в классной комнате (кабинете руководителя объединения).
Программа строится с учетом основных методических принципов:
- Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
- Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).
- Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
- Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа.
- Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов, живущих по соседству.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
- Развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации.
- Формирование установки на безопасный труд.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, свободе.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные результаты:
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умений видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
- Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- Формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
- Формирование общаться с искусством, в частности с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств крестьянского искусства.
Предметные результаты:
- Понимание значения народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
- Понимания взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с литературой, музыкой и историей русского народа.
- Формирование умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к выполняемому изделию.
- Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.
- Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий.
- Формирование умения выбирать и использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
К концу обучения дети должны
знать:
- названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
- названия материалов, из которых делают кукол;
- названия кукол, выполненных в течение учебного года.
уметь:
- изготавливать самостоятельно куклу;
- правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
- правильно использовать инструменты.
иметь представление:
- о видах декоративно-прикладного искусства;
- о народных традициях, связанных с определённой куклой
Пройдя полный курс обучения, дети:
– будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;
– освоят основные техники выполнения народной куклы;
– узнают и овладеют основными законами композиции изделий;
– овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в костюм;
– будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол.
Формы аттестации
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.
Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,
Критерии отбора работ:
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологии;
- творческий подход к работе.
Механизм оценки результативности освоения программы.
Критерии оценки
Для подведения итогов реализации программы применяется уровневая система оценивания результатов по следующим критериям: освоение знаний и технологических приёмов, качество и результат выполнения практической работы, творческие решения, самостоятельность при выполнении работы, проявление анализа и самоконтроля, работа с информацией, коммуникативность, активность.
Критерии имеют три уровня: низкий, средний и высокий. Оценивается по трёхбалльной системе:
низкий -1 балл,
средний -2 балла,
высокий –3 балла.
Критерии | оценка |
ФИ ребёнка:
Наличие интереса к занятиям
Знание правил ТБ
Умение выкроить деталь из ткани с помощью шаблона
Умение собрать целое изделие из отдельных деталей
Умение закреплять декоративные элементы на готовом изделии
Умение правильно сшивать отдельные детали в целое изделие
Самостоятельность при изготовлении изделия
Творческий подход к проекту
Итоговый балл
Структура учебного занятия по изготовлению тряпичной куклы.
Структура занятия по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, то есть последовательность реализации педагогических задач на занятии.
1. Вводная часть. Прежде чем приступить к заданию, необходимо сформулировать цель работы. Мыслительную деятельность детей нужно направлять на процесс поиска оптимального оригинального решения учебной задачи. Это активизирует мышление, повышает внимание.
2. Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народной тряпичной куклы, а также с перечнем материалов и их свойствами. Совместно с детьми следует определить последовательность ведения работы.
3. Выполнение эскизов. Эскизирование используется на итоговых занятиях по изготовлению авторских работ. Эскиз необходим для того, чтобы определить пропорции игрушки и деталей, фасон и конструкции костюма, украшения и отделку. Эскиз лучше выполнять, используя краски.
4. Изготовление основы куклы. Работа по изготовлению куклы может проходить как в репродуктивном режиме – в процессе поэтапного показа последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе использования усвоенных технологий.
5. Создание костюма куклы. В традиционной тряпичной кукле закрепились наиболее древние и устойчивые форм русской одежды. Костюм куклы всегда состоял из отдельных частей. Их взаимная согласованность и соподчиненность важны для создания гармоничного единства. Надо найти единство и взаимосвязь между главным и второстепенным, целым и его частями. Композицию костюма можно считать удачной, если ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого. Создание костюма начинается с оформления рубахи, выкройка деталей производилась «на глаз» методом наложения выбранной ткани на туловище, как делали это народные мастера. Можно было обмерить туловище по линии груди и линии талии, измерить высоту туловища, сделать припуски на швы и подгибку и выкроить деталь. На первых этапах работы конфигурации деталей должна быть проста, соответствовать простым геометрическим формам. Далее костюм выполняется в соответствие эскизом и производится окончательное оформление куклы.
6. Оформление куклы. Оформление куклы включает выполнение парика, головного убора, мелких деталей и украшений. Если кукла-крестьянка — «красна девица», то волосы заплетаются в косу и украшаются девичьей повязкой с шелковыми лентами. Если же кукла — «мать с ребенком», то волосы убираются под платок или сборник. Молодухе можно надеть кокошник, шитый бисером и блестками. Можно выполнить всевозможные отделки: банты по низу платья, пояс по линии талии, кружевные оборки по низу рукава и т.д. Куклам-крестьянкам можно надеть несколько ниток бус, серьги. Наиболее распространенные способы декорирования кукольного костюма — вышивка, золотое и бисерное шитье. Несмотря на то, что эти виды отделки ткани открывают широкие возможности для творчества, при создании некоторых моделей одежды иногда требуются и другие способы декорирования изделий, например, роспись по ткани или тиснение по фольге, обработка кожаных деталей. Выбирая орнаментированные ткани для кукольных костюмов, дети могут столкнуться с проблемой несоответствия масштаба рисунка с размерами куклы. Орнамент, как правило, оказывается слишком крупным, и отдельные его мотивы целиком заполняют детали одежды. Самостоятельная роспись специальными красителями льняных, хлопчатобумажных или шелковых полотнищ позволяет не только избежать этого недостатка, но и создавать неповторимые, оригинальные кукольные наряды.
7. Итог занятия. В конце занятия организуется просмотр, анализ продуктов детского творчества и уборка рабочего места. Детям целесообразно задать следующие вопросы: С какими материалами работали на занятии? Какие операции по обработке ткани выполняли? Что вы запомнили из рассказа о кукле? Что чувствовали при изготовлении куклы? Какая кукла понравилась и почему? Есть ли в ней настроение, характер?
Учебный тематический план
Тема занятия | Теория ч. | Практика ч | Всего ч | |
1 | Вводное занятие. Какие бывают игрушки. Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом. Изготовление «Волшебного сундучка» | 1 | 2 | 3 |
2 | Изготовление «Волшебного сундучка» | 3 | 3 | |
3 | История народной куклы. Традиционный русский костюм Изготовление «Волшебного сундучка» | 1 | 2 | 3 |
4 | Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые | 2 | 1 | 3 |
5 | Одарок на подарок | 0,5 | 2.5 | 3 |
6 | Утешница | 0,5 | 2,5 | 3 |
7 | Подорожница Пеленашка, | 0,5 | 2,5 | 3 |
8 | Ангел. Желанница | 0,5 | 2,5 | 3 |
9 | День и ночь | 0,5 | 2,5 | 3 |
10 | Северная берегиня | 0,5 | 2,5 | 3 |
11 | Зайчик на пальчик. Бессонница, птичка | 0,5 | 2,5 | 3 |
12 | «Валдайский колокольчик» | 0,5 | 2,5 | 3 |
13 | Вепсская «мамушка» Вепсская «Капустка» | 0,5 | 2,5 | 3 |
14 | Вепсская сложная. «Радостея». | 0,5 | 2,5 | 3 |
15 | «Покосница» | 0,5 | 2,5 | 3 |
16 | «Благополучница» | 0,5 | 2,5 | 3 |
17 | «Кубышка-травница». | 0,5 | 2,5 | 3 |
18 | Зернушка | 0,5 | 2,5 | 3 |
19 | Куватка и их виды. | 0,5 | 2,5 | 3 |
20 | Мартенички | 0,5 | 2,5 | 3 |
21 | Коса – девичья краса. «Доля» | 0,5 | 2,5 | 3 |
22 | Масленница широкая. «Маслена домашняя». | 0,5 | 2,5 | 3 |
23 | «Веснянка». «Первоцвет» | 0,5 | 2,5 | 3 |
24 | Столбушка | 0,5 | 2,5 | 3 |
25 | Мамка с детьми | 0,5 | 2,5 | 3 |
26 | Параскева- Пятница | 0,5 | 2,5 | 3 |
27 | Орловская кукла | 0,5 | 2,5 | 3 |
28 | Кукла на ложке Каша | 0,5 | 2,5 | 3 |
29 | Десятиручка | 0,5 | 2,5 | 3 |
30 | Погремушка Колокольчик | 0,5 | 2,5 | 3 |
31 | Масленица Вербница | 0,5 | 2,5 | 3 |
32 | Хозяюшка – благополучница | 0,5 | 2,5 | 3 |
33 | Здоровье Бабочка | 0,5 | 2,5 | 3 |
34 | Морковница Луковница | 0,5 | 2,5 | 3 |
35 | Березка Рябинка | 0,5 | 2,5 | 3 |
36 | Благодать.Подготовка к выставке. Выставка работ. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Итого | 20 | 88 | 108 |
Содержание программы 108ч
1. Вводное занятие. Какие бывают игрушки. Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол (3 часа)
Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места.
2. Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол (3 часа)
3. История народной куклы, русский костюм (3 часа)
Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука
Знакомство с текстильными изделиями, понятие о традиционной кукле и лоскутном шитье, как видах декоративно-прикладного творчества.
Наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Рассказ о русском костюме. Рубаха, сарафан, понёва, передник. Головные уборы. Платки, кокошники, повойник, сорока, повязки – ленты, накосники. Пояса.
Рассматривание. Зарисовки элементов народного женского костюма. Изготовление отдельных элементов русского народного костюма.
4.Типы кукол: обрядовые, обереговые, игровые(3 часа)
Рассказ об истории и смысле традиционной куклы (обереговая, обрядовая). Просмотр презентации о народной кукле, рассматривание образцов.
Игра «Хоровод»
Тряпичные народные куклы (96 часов)
5. «Отдарок на подарок». (3 часа)
Куколка благодарности.
Изготовление куклы
6. Особенности народного костюма. «Утешница». (3 часа)
Это очень ласковая, добрая кукла-малышка, которая может «утешать» голосом мамы или бабушки. И, конечно же, боль от ушиба или другой неприятности быстро улетучится и ребёнок успокоится!
Изготовление куклы
7. Сила оберега. «Подорожница». «Пеленашка». (3 часа)
Подорожница-славянская обрядовая кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача. Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась.
Изготовление куклы
«Пеленашка» на основе квадрата
Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол.
Изготовление кукол «Пеленашка», «Младенчик». Оценка работы
Пеленашка.
Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спелёнатую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.
Спелёнатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.
Изготовление куклы
8. «Ангел». «Желанница». (3 часа)
Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол.
Изготовление куклы «Ангелочек».
Желанница. Оберег дома. Олицетворяет любовь, чтобы пара любящих людей была неразлучна. Дарует защиту предков.
Изготовление куклы.
9. Всякому времени свой час. «День и ночь» (3 часа)
Кукла – перевертыш Тульской губернии. Служили защитой жилища днём и ночью. Разрешалось играть с ней ребятишкам, помогала уложить их спать, если они капризничали. Для этого куклу подвешивали над колыбелькой, переворачивая темной стороной к малышу. День и Ночь – это две куклы разных цветов, связанные одной веревочкой (черная и белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Изготовление куклы.
10. «Северная Берегиня» (3 часа)
Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому. Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кроваткии (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и невзгод. Изготовление куклы
11. Узелковые игровые куклы. «Бессонница». «Зайчик на пальчик». «Птичка». (3 часа)
Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» (возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.
Игровая кукла «птичка» делалась как забавная игрушка для детей. Также ее можно было подарить в качестве оберега с пожеланием счастья.
Изготовление кукол.
12. Кукла добрых вестей «Валдайский колокольчик» (3 часа)
Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.
Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
Просмотр презентации
13. Вепсская «мамушка». (3 часа)
Мамушка – это вежа женщины, у которой детки подросли и уже с охотой помогают матери. Такое их состояние, когда они рады это делать и готовы быть с родителями, рядом. Важно не упустить этот момент и не оттолкнуть ребёнка от себя. Побыть с ним. "Мамушка" — хозяйка своего мира, семьи, знает свои задачи, цели, хранительница очага. От неё исходит спокойствие и сила. Руки куклы сделаны в виде детей — мальчика и девочки. Детки являются продолжением рук матери.
Изготовление кукл
Вепсская «Капустка».
Обрядовая кукла. Делалась «а также могла дариться» девушкам на «выданье», у которой ещё не было жениха. Молодой человек, увидев куклу в руках девушки или в её окошке понимал, что девушка свободна и ждет своего суженого. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
Изготовление куклы
14. Вепсская сложная. «Радостея». (3 часа)
является и обереговой куклой, и игровой. Делалась такая куколка перед рождением малыша без использования ножниц - чтобы жизнь ребенка не была резанная, и детали куклы не сшивались - чтобы будущая жизнь малышка не была колотая.
Изготовление куклы
15. «Покосница» (3 часа)
Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником. Бытовала «Покосница» в деревне Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области.
Изготовление куклы
16. «Благополучница» (3 часа)
Оберег дома. Олицетворяет благополучие, достаток. Не даёт проникнуть в дом невзгодам.
Изготовление куклы
17. «Кубышка-травница». (3 часа)
Эта кукла изготавливается на здоровье. Значение куклы. Кукла выполнена на основе лечебных трав. Куклу - Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной или полевой аромат.
Изготовление куклы
18. Зерновушка (еще одно название – Зернушка) (3 часа) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Кукла заполняется зерном, поэтому целесообразно начать с беседы о хлебе. Затем познакомить с куклой-зерновкой.
Изготовить её и попросить пощупать. Делятся ощущениями. Дети вспомнят об игрушках с наполнителем из мелких пластмассовых шариков. Сравниваем. Делаем вывод, что зерновка лечебная кукла.
19. Кувадка (или Куватка) (3 часа)– одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.
«Кузьма и Демьян» – покровители семейного очага и ремёсел
Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Изготовление куклы
Дети развивают свою фантазию и изготавливают кукол сами, а учитель помогает декорировать куклы. В конце занятия выставка.
Куватка сложная. «Неразлучники»
Кукла «Купавка»- (3 часа) это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления «Купавки» очень прост. (Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Просмотр презентации
20. «Мартенички» (3 часа)
Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Изготовление куклы
21. Коса – девичья краса. «Доля» (3 часа)
Кукла очень яркая, нарядная, красивая. Это девушка готовая выйти замуж. В этом состоянии важно открыть в себе свою Славность, знать её, уметь её показать другим. Все ли знают свою славутность – это и внешняя и внутренняя красота и уверенность в своих силах, и нарождающееся женское чарованье (женская притягательность и привлекательность для мужчин). Славутность – это состояние девушки позволяющее привлечь жениха. Сексуальная привлекательность в её нынешнем понимании, только часть славутности. Позволяющее, строить после семью на своей силе, быть Хозяйкой в ней, а мужу Хозяином. Очень важная женская Вежа. Посмотрите на рукава куклы. Как в сказке — она будет ими творить Свой мир. «…После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого – птицы лебеди…..» Пословица «Какова Девка-токова и препевка». Заложите в основании семьи своё состояние Славутности.
Изготовление куклы
22. Масленница широкая. «Маслена домашняя». (3 часа)
Такую куклу изготавливали на сам праздник и бережно хранили в доме на протяжении всего года, чтобы затем, накануне масленицы, сжечь или сплавить по реке подобную мотанку и создать новую.
Изготовление куклы
23. «Веснянка». «Первоцвет» (3 часа)
Куклы на основе ниток. Их значение и применение.
Изготовление кукол. Оформление мини-выставки в виде хоровода.
24. Владимирская столбушка. (3 часа)
Курская столбушка.
Архангелогородская столбушка.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.
Просмотр презентации
25. «Мамка с детьми» (3 часа)
Длиннорукавка, у нее на поясе шесть младенчиков. Защита, оберег, сплочение семьи, рода. Люди разъезжаются по разным городам, странам. Эта кукла — помощь и поддержка рода. Очень сильная по энергетике. Всем, кто оторван от родового гнезда, рекомендуется иметь эту куклу. Изготовление куклы
26. Кукла из медвежьей стороны (Каргопольская кукла). Параскева-Пятница(3 часа)
27. «Орловская кукла» (3 часа)
Эту куклу очень быстро окрестили Орловской мадонной.
Изготовление куклы
28. «Кукла на ложке». (3 часа)
29. «Десятиручка». (3 часа)
Десятиручка (еще ее называют Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек
30. «Погремушка». «Колокольчик». (3 часа)
31. «Масленица». « Вербница». (3 часа)
32. «Хозяюшка – благополучница» (3 часа)
33. «Здоровье». «Бабочка». (3 часа)
34. «Морковница». «Луковница». (3 часа)
35. «Березка». «Рябинка». (3 часа)
36. «Благодать». Подготовка к выставке. Выставка работ. (3 ч.)
Материально- техническое обеспечение программы
Техническое оснащение.
- Кабинет, имеющий хорошее освещение.
- Стулья, рабочие столы.
- Стол и стул педагога.
- Доска.
Инструменты и приспособления.
- Ножницы.
- Иглы, игольницы.
Материалы.
- Хлопчатобумажные, льняные ткани.
- Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
- Тесьма, кружево, сутаж.
- Синтепон, вата, крупы.
Дидактическое обеспечение.
- Таблицы с поэтапным выполнением изделий.
- Иллюстрации.
- Образцы готовых кукол.
- Шаблоны для изготовления одежды и кукол.
Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ.
Кадровое обеспечение: Воспитатели дополнительного образования, учителя начальных классов, учителя технологии.
Нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”,
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
• О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
• Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
• Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
• Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
• Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
• СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы от 10 сентября 2014 г.
• Устав МОУ СОШ № 21
Используемая литература.
Для детей:
- Берстенева Е., Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
- Феррари В. «Игрушка своими руками»
- «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
Для родителей:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
Для педагогов:
- Войдинова М.Н. «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
- Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
- Горичева В.С. «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
- Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010.
- Зимина И.«Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.
- Котова И.Н., А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
- Птушкина О. «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
Информационное обеспечение – интернет-ресурсы, содержащие обучающие источники:
https://www.youtube.com/watch?v=akjdwtoPkP4
https://www.youtube.com/watch?v=NFFKJRrMCgc
https://www.youtube.com/watch?v=I2vs0lmUmW4&t=63s
https://www.youtube.com/watch?v=DSYvORNW89U
https://www.youtube.com/watch?v=oOtD7kUEHnM
https://www.youtube.com/watch?v=GlOxK5RnmkI
https://www.youtube.com/watch?v=M8Q4BG_lOc0
https://www.youtube.com/watch?v=fU2mk7j5unU
https://www.youtube.com/watch?v=vKhXbh0hNmg
https://www.youtube.com/watch?v=8wu71gtzVHA
https://www.youtube.com/watch?v=0pP1Qb8dILI
https://www.youtube.com/watch?v=BgkVi1kUPZk
https://www.youtube.com/watch?v=rUkKakRBbjQ
htps://www.youtube.com/watch?v=RJvJOq0tr60
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №21
________/А.В.Зюзин/
«___» декабря 2019г.
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа
«Кукольная мастерская» 108 ч.
(стартовый уровень)
Время проведения занятия: занятие – четверг 14.30-15.15, 15.25-16.10, 16.20-17.05
Педагог: Орехова Н.С.
№ п/п | Месяц | число | групповая | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | январь | групповая | 3 | Вводное занятие. Какие бывают игрушки. Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом. Изготовление «Волшебного сундучка» | МОУ СОШ № 21 | опрос | |
2 | январь | групповая | 3 | Изготовление «Волшебного сундучка» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
3 | январь | групповая | 3 | История народной куклы. Традиционный русский костюм Изготовление «Волшебного сундучка» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
4 | январь | групповая | 3 | Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
МОУ СОШ № 21 | |||||||
5 | февраль | групповая | 3 | Одарок на подарок | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
6 | февраль | групповая | 3 | Утешница | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
7 | февраль | групповая | 3 | Подорожница Пеленашка, | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
8 | февраль | групповая | 3 | Ангел. Желанница | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
9 | март | групповая | 3 | День и ночь | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
10 | март | групповая | 3 | Северная берегиня | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
11 | март | групповая | 3 | Зайчик на пальчик. Бессонница, птичка | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
12 | март | групповая | 3 | «Валдайский колокольчик» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
13 | апрель | групповая | 3 | Вепсская «мамушка» Вепсская «Капустка» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
14 | апрель | групповая | 3 | Вепсская сложная. «Радостея». | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
15 | апрель | групповая | 3 | «Покосница» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
16 | апрель | групповая | 3 | «Благополучница» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
17 | май | групповая | 33 | «Кубышка-травница». | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
18 | май | групповая | 3 | Зернушка | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
19 | май | групповая | 3 | Куватка и их виды. | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
20 | май | групповая | 3 | Мартенички | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
21 | сентябрь | групповая | 3 | Коса – девичья краса. «Доля» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
22 | сентябрь | групповая | 3 | Масленница широкая. «Маслена домашняя». | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
23 | сентябрь | групповая | 3 | «Веснянка». «Первоцвет» | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
24 | сентябрь | групповая | 3 | Столбушка | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
25 | октябрь | групповая | 3 | Мамка с детьми | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
26 | октябрь | групповая | 3 | Параскева- Пятница | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
27 | октябрь | групповая | 3 | Орловская кукла | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
28 | октябрь | групповая | 3 | Кукла на ложке Каша | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
29 | ноябрь | групповая | 3 | Десятиручка | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
30 | ноябрь | групповая | Погремушка Колокольчик | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | ||
31 | ноябрь | групповая | 3 | Масленица Вербница | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
32 | ноябрь | групповая | 3 | Хозяюшка – благополучница | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
33 | декабрь | групповая | 3 | Здоровье Бабочка | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
34 | декабрь | групповая | 3 | Морковница Луковница | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
35 | декабрь | групповая | 3 | Березка Рябинка | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа | |
36 | декабрь | групповая | 3 | Благодать.Подготовка к выставке. Выставка работ. | МОУ СОШ № 21 | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
Урок мастерская "Однокоренные слова"
Урок-мастерская по русскому языку. Тема "однокоренные слова"...
Авторская поэзия. Мастерская стиха. Хокку. 4 класс
Поэзия хокку таинственна как и сама Япония. Но если учитель полюбил её, то и дети будут относиться точно также. А какие прекрасные хокку они создают! На этом уроке они знакомятся с правилами перевода,...
Мастерская "Потолкуем о маме"(1 класс)
Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудр...
Творческая мастерская
Мастерская «Доброта» Цель: 1. Сформировать в сознании детей понятие «доброта» 2. Расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека 3. Пробудить интерес к чте...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГЖЕЛИВ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГЖЕЛИ
В мастерской художника Гжели...