Урок мастерская "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_urok.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-мастерская по теме: «Однокоренные слова»
Учитель: Покровская Марина Анатольевна
Класс: 1а
Цели урока:
- Познакомить уч-ся с понятиями «корень», «однокоренные слова»
- Научить выделять корень в словах
- Развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы, работать в группах, формулировать и излагать свои мысли.
- Воспитывать любовь к родному языку, интерес к изучению русского языка
Оборудование: плакаты, раздаточный материал.
Ход урока.
Этапы, содержание, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1.Организационный момент. 3 минуты | Определяет цели урока. Настраивает на восприятие материала | Готовятся к уроку | |
2.Подготовительная работа. 3 минуты | Подготавливает к формированию задачи урока | Высказывают свои мнения | Задание на доске |
3. Основная работа 25 минут а) фронтальная работа б) творческая работа по группам (продолжить сказку) в) самостоятельная работа по группам | Формулирует задания Предлагает начало сказки Объясняет задание на карточках Помогает сформулировать окончательный вывод | Выполняют задания, делают выводы Придумывают окончание сказки Выполняют задания на карточках Формулируют правило | Задание на доске Задание на карточках |
4. Закрепление материала 10 минут | Объясняет задание для самостоятельной работы | Выполняют самостоятельную работу | Задание на доске |
5. Итог урока. Момент рефлексии. 4 минуты | Подводит итог работы | Повторяют сделанные на уроке выводы |
1. Организационный момент
а) Класс разбивается на четвёрки.
б) Ребята, сегодня у нас будет необычный урок русского языка. Мы будем не просто учитель и ученики, а станем учёными языковедами.
языковед |
Что за интересное слово. Как вы его понимаете? Вот и мы будем сегодня открывать что-то новое, необыкновенное и очень интересное.
2. Основной материал
а) На доске высказывания:
Смотри в корень!
Корень зла
Коренная переработка
Какое слово повторяется? Попробуйте объяснить эти фразы. Кто попробует объяснить, что такое корень?
Стало понятнее? Давайте попробуем разобраться в более сложном высказывании:
Корень – значимая часть слова.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подбери слова.
Постановка цели: Наша задача к концу занятия сделать так, чтобы это стихотворение стало нам понятно. Для этого будем разбирать его по частям.
Корень – значимая часть!
Как вы думаете, корень – часть чего?
б) Продолжите сказку.
Всё на свете из чего-нибудь состоит. Облако из множества капелек, лес из множества деревьев, речь из предложений, предложения из слов, а слова…
Что же у вас получилось?
Корень – это часть слова, причём очень важная. Как дерево растёт от корня и выпускает множество новых веток, так и от корня слова могут вырасти новые слова.
У меня на доске только корни дерева. Попробуйте вырастить целое дерево.
Как вы думаете, какие слова могут вырасти на этом дереве? (варианты детей).
Вернёмся к стихотворению (вторая строчка). Что значит, родственные слова?
Шла по улице медная монета. Она была круглая и блестящая. А навстречу ей шёл медовый пряник, тоже круглый и блестящий. Он улыбнулся и сказал: «Как мы похожи, наверное, мы родственники».
- Ребята, медная монетка и медовый пряник родственники? Почему? Найдём у них общую часть (корень, из которого они выросли). Так почему они не родственники? Значение разное.
Вывод: Значит, у родственных слов должны быть не только похожие корни, но и похожее значение.
в) 6 листов по группам. Вырастите дерево от корня -свет- , докажите, что это родственные слова. Чтобы дерево выросло, какие два условия нужны?
Как по-другому мы можем назвать родственные слова? Однокоренные.
Вот мы и разобрались со стихотворением. Что же такое однокоренные слова?
3. Закрепление
А сейчас мы вырастим дерево наоборот. У меня даны слова одного дерева. Запишите их, а затем найдите, от какого корня они выросли.
Подводник, гриб, ночевать, водица, мороз, водопад, грибник. Подберёзовик, ночной, морозный, водолаз, ночь, вода, грибной, берёза. Грибочек, ночник, заморозки, полночь, водитель, берёзовый, березняк.
Проверка: Какое слово выпало? Почему?
4. Итог.
Что же мы как языковеды сегодня узнали? Где нам могут пригодиться однокоренные слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
В данной папке помещён материал к уроку:- конспект урока- презентация...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова» (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...
Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»
Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...
Комментарии
Спасибо за интересный урок.