Занятие «Строители городов» внеурочного курса «Строители будущего»
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)
Технологическая карта занятия из внеурочного курса для развития креативности, планирования, навыков стратегирования у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sg-1_muratova.docx | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Строители городов»
внеурочного курса «Строители будущего»
Занятие предполагает большой объем работы и выступления, поэтому рассчитан на 2 ч.
Тема: Создание макета вымышленного города.
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать командные отношения в коллективе класса и развитие способностей обучающихся к стратегированию, планированию и самоорганизации.
Задачи:
1.Расширить знания школьников об устройстве и функционировании города, как системы.
2. Развить стратегическое мышление детей для прогнозирования создания и развития систем.
3. Воспитать в детях чувство коллектива, работы в команде, чувство ответственности за результат своей части работы в рамках общего дела.
4. Развить способности обучающихся к самоорганизации внутри общей деятельности.
5. Развить творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны улучшить командные отношения в коллективе в рамках работы;
- наблюдение за своим городом с точки зрения его создателя;
- модель города - используемая игровая площадка для дальнейших самостоятельных взаимодействий учащихся в классе во внеурочное время.
Формирование УУД:
Личностные:
Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Уметь находить свое место в общей деятельности.
Метапредметные:
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
- коммуникативные: уметь работать в команде: попробовать одну из ролей – лидера или участника команды; находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Предметные:
Получить знания о структуре города, как системе; получить знания об истории Санкт—Петербурга.
Оборудование: презентация (Power Point), отрывок из фильма «Санкт-Петербург. История одного города», мультфильм «Код Петербурга», марш строителей МП3 и «чуча-чача», листы с распечатанными блоками-частями города, динамичная музыка МП3 для групповой работы, конверты с заданиями для групп, наборы для групп (лист А0, объемные фигуры из строительного материала текстолит, цветной картон и цветная бумага, картон, клей, ножницы, фломастеры, мелки, карандаши простые и цветные, длинная линейка, ластики, циркуль), карты городов, рабочие места для групп, рабочее место учителя с ПК.
Использование ИКТ продиктовано тем, что дети начального школьного возраста легко воспринимают красочную в то же время обширную информацию в форме коротких фильмов, а так же рассказ, сопровождаемый визуальной информацией на экране.
Кроме того, необходимо передать масштаб работы по созданию города, как это происходило, а наглядные возможности кино и анимации делает это на очень высоком уровне.
Необходимое IT оборудование: компьютер, проектор.
Перед началом урока необходимо разделить детей на 3-4 команды до 7-8 человек в команде и выбрать в них капитанов.
Презентация перед началом урока установлена на слайд №1.
Организационная структура урока.
- Организационный момент. Приветствие.
- Актуализация знаний:
- Мотивация и постановка проблемы. Дробление проблемы на части 1.
- Изучение нового материала.
- Дробление большой проблемы на части 2, формулировка задач, распределение ролей в командах,
- Выход из проблемы: уточнение и закрепление изученного, создание города и решение проблемы.
- Презентация проекта:
- Подготовка презентации своего проекта - выбор отвечающего и помощника.
- Презентация проектов городов.
- Рефлексия, подведение итогов.
Организационная структура урока | |||||
Название этапа | Задачи | Длительность, мин | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Функции и виды деятельности преподавателя. Ход урока. | Формы и виды деятельности учащихся |
Организационный момент | Подготовка к уроку, концетрация внимания детей. | 3 | Беседа Презентация | Организационная и эмоциональная функция. Учитель настраивает ребят на совместную деятельность: Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. – Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проявим во время урока охоту Стремиться командой своей создавать! Проверьте, готовы ли вы к уроку? Готовы работать в своих командах? Какая команда лучше готова к началу урока? | Ребята активизируются, настраиваются на работу в команде, успокаиваются и «слушают тишину». |
Актуализация знаний. | |||||
Мотивация и постановка проблемы. | Формулирование тем урока | 5 | Беседа Презентация | Функция управления и информационная. Учитель задает вопросы, систематизирует ответы ребят, поощряет ребят к ответам. Помогает сформулировать проблему и цель урока. Когда вы вырастите большими, в каких городах вы хотели бы жить? Что отличает эти города? А если вы сами будете участвовать в развитии или создании города, как вы думаете, будет город, в котором вы живете, лучше? Хотите стать создателем городов, чтобы помочь в будущем стать своему городу еще лучше, еще удобнее? Хотите создать макет своего собственного великолепного города? Отлично тогда вперед! | Дети отвечают на поставленные вопросы и формулируют проблему. |
Дробление проблемы на части 1. | Развитие стратегического мышления. Подача нового материала. | 8 | Мозговой штурм Работа на доске под руководством учителя Презентация | Как вы думаете, легко ли построить город? С чего начать работу? Конечно, это непростая задача. Что нужно знать, чтобы построить город? Вместе наносим «огурцы» с названиями на доску. 1. математика и геометрия (школьные предметы) 2. язык, коммуникация 3. технические знания в области строительства 4. вкус к цвету и форме 5. понимание как живет сообщество людей в рамках города 6. понимание, как будет развиваться город, как он будет сообщаться и контактировать с другими городами 7. как построить дороги и мосты (технические знания) 8. как организовать движение транспорта, чтобы можно было быстро передвигаться по городу. 9. Как организовать управление городом и всеми службами. И многое другое! Вы большие молодцы! Итак, мы с вами сегодня будем строителями городов! Мы поймем, из каких важных частей состоит город. Какие службы работают в городе, чтобы он жил и развивался, чтобы каждому горожанину было приятно и хорошо жить. | Учитель задает вопросы, а дети отвечают. Учитель фиксирует ответы на доске, чтобы они были наглядно видны. Формируют задачи в первом понимании. |
Изучение нового материала. Дробление проблемы на части 2. | 15 | Просмотр м/ф Беседа Презентация | Начнем мы с того, что подумаем, а как же появились города на нашей планете, как вы думаете? Итак, у нас два варианта:
Давайте посмотрим, как создавался Санкт-Петербург, и каким он вырос. Фрагмент ролика «история одного города» - 1 минута. Когда-то это было сплошное болото с речушками на берегу Финского залива. И именно это место, дающее выход в Балтийское море для России привлекло внимание Царя Петра 1. Он решил здесь построить новую столицу и утвердить навсегда выход России напрямую к Европейским странам через Балтийское море. Это выгодно и для экономики и для обороны страны. Экономика – это что такое? Торговля, вывоз своего товара и привоз заграничных товаров, создание новых машин, производство чего-либо, промышленность и многое другое. Итак, история Города Петра. Мультфильм «Код Петербурга» На примере Санкт-Петербурга, давайте подумаем, какие же службы необходимы городу, какие задачи необходимо решить.
| Смотрят м/ф Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы, дополняют, анализируют информацию Все части города развешиваются на доске в виде блоков. | |
Изучение нового материала. Дробление проблемы на части 2. | 15 |
Все 12 условных блоков выстроены на доске. Теперь вы понимаете, сколько интересной и большой работы скрывается под понятием ГОРОД!? | Ребята отвечают, помогают формулировать, размышляют, дополняют ответы. | ||
Дробление большой проблемы на части 2, формулировка задач, распределение ролей в командах, | 7 | Беседа, презентация
| Сколько возможностей для проявления своих сил и знаний!? Кто хотел бы быть архитектором и проектировать красивые дома? Кто хочет быть мостостроителем, инженером, строителем дорог? Кто хочет строить и управлять метрополитеном? Кто хочет учить детей? Кто хочет лечить людей? Кто хочет развлекать людей, дарить им хорошее настроение? Итак, в группах, распределите роли – кто и за какую часть ответственен в вашем городе. Детям выдаются конверты с заданием –
| Дети отвечают на вопросы, распределяют задачи в командах. | |
Физкульт-минуткаутка | 3-4 | Звучит динамичная музыка Чуча-чача. | А теперь команды – построение! Вы готовы к тому, чтобы приступить к созданию города? Сейчас проверим! Кто дружнее всех танцует? У какой команды никто не сидит в стороне? | Дети выполняют упражнения 3 – 4 минуты | |
Выход из проблемы. Решение задач. | 30 | Призыв, Построение, презентация. | Команды, стройся! Готовы к созданию своего города? Тогда – проследуйте к своим рабочим местам и приступайте! Когда вы придумаете название города, посылайте ко мне вашего гонца и он получит пакет материалов для работы. (Марш строителей, пока идут участники): Да, не зря мы верим, люди, Во время выполнения задания, учитель управляет работой команд, помогает, хвалит, подбадривает, замечает полезные действия и идеи. На слайде в это время написан план работы в группах. | Выполняют согласно условиям | |
Презентация проектов. | |||||
Подготовка выступления, презентации. | 10 | Управление деятельностью. Контроль времени. Презентация | Управление процессом. Ваши проекты готовы? Конечно, город строится всегда и всегда растет и хорошеет. Но вы сейчас выберете тех ребят из ваших команд, кто будет рассказывать о ваших городах всем нам. Даю вам 2 минуты, чтобы выбрать ребят. Приготовились? Начали! Составлен список выступающих. Теперь проведем жеребьевку – кто каким номером выступает. От команд выходят капитаны и берут карточку с номером. Составлена очередность выступления команд. А теперь прошу вас подготовить презентацию вашего города – вам нужно дать напутствия вашим выступающим, что им надо рассказать о вашем городе, как его представить. Ваше время – 5 минут. Вы можете прорепетировать ваше короткое выступление. | Обсуждение, высказывание мнений детьми Слушание. Ответ на вопрос | |
Презентация городов. | 20 | Управление анализом и подведением итогов урока. Итак, приглашаем выступить команда. Выступление команд со своими проектами. | Выступление команд – представление своих городов. | ||
Подведение итогов. | |||||
Итог урока. рефлексия | 3 | Спасибо всем! Скажите, как вам понравились ваши города? Скажите, а какой город лучше всех?... Громче! Ну, тогда все вы победители – и я вручаю вам звезды вашим командам-городам, а вам – небольшие призы! Вам понравилось занятие?.. Завтра и всегда – на переменах – продолжайте улучшать и достраивать свои города! Вы можете присоединять новые территории, приклеивая бумагу. Вы можете сделать из пластилина, картона или других материалов – машинки, автобусы, самолеты, поезда, людей и многое другое! Молодцы ребята! Вы справились с заданьями И блеснули знаньями А волшебный ключ к ученью: Упорство и терпенье, Чтобы всё вам не забыть, Лучше вспомнить, повторить. Повторенье – мать ученья, так уж говориться, И для усвоения лучше повториться. | Позитивное подытоживание ребятами своих действий на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"
Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы-будущее России"
Комплексная программа «Мы – будущее России» направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО. Деятельность классного руководителя в оптимизационной модели организации вне...
Конспекты занятий подготовительного курса для будущих первоклассников "Звуковичок"
Представляю конспекты занятий подготовительного курса для будущих первоклассников "Звуковичок"....
Коррекционно-развивающее психологическое занятие в 1 классе. "Волшебники-строители"
Занятие предназначено для 1 класса коррекционной школы VIII вида, также можно проводить в ДОУ. Цели занятия: познакомить детей со свойствами песка, развивать пространственные представления, слуховую и...
Конспект внеурочной деятельности "Путешествие по достопримечательностям города Челябинска" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)
Планируемые результаты:Личностные:-уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся о достопримечательно...
Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема занятия: Как построить дом? Профессия -строитель.
Цель урока: Познакомить учащихся с профессией - строитель.Задачи:Формировать знания о профессии строитель;Дать новое понятие - «плотник»;Развивать мелкую моторику;Развивать внимание и мышл...