Занятие «Строители городов» внеурочного курса «Строители будущего»
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)

Технологическая карта занятия из внеурочного курса для развития креативности, планирования, навыков стратегирования у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sg-1_muratova.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Строители городов»

внеурочного курса «Строители будущего»

Занятие предполагает большой объем работы и выступления, поэтому рассчитан на 2 ч.

Тема: Создание макета вымышленного города.

Тип урока:  комбинированный

Цель: формировать командные отношения в коллективе класса и развитие способностей обучающихся к стратегированию, планированию и самоорганизации.

Задачи: 

1.Расширить знания школьников об устройстве и функционировании города, как системы.

2. Развить стратегическое мышление детей для прогнозирования создания и развития систем.

3. Воспитать в детях чувство коллектива, работы в команде, чувство ответственности за результат своей части работы в рамках общего дела.

4. Развить способности обучающихся к самоорганизации внутри общей деятельности.

5. Развить творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны улучшить командные отношения в коллективе в рамках работы;

- наблюдение за своим городом с точки зрения его создателя;

- модель города - используемая игровая площадка для дальнейших самостоятельных взаимодействий учащихся в классе во внеурочное время.

Формирование УУД:

Личностные:

Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Уметь находить свое место в общей деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;

- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

- коммуникативные: уметь работать в команде: попробовать одну из ролей – лидера или участника команды; находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные: 

Получить знания о структуре города, как системе; получить знания об истории Санкт—Петербурга.

Оборудование: презентация (Power Point), отрывок из фильма «Санкт-Петербург. История одного города», мультфильм «Код Петербурга», марш строителей МП3 и «чуча-чача», листы с распечатанными блоками-частями города, динамичная музыка МП3 для групповой работы, конверты с заданиями для групп, наборы для групп (лист А0, объемные фигуры из строительного материала текстолит, цветной картон и цветная бумага, картон, клей, ножницы, фломастеры, мелки, карандаши простые и цветные, длинная линейка, ластики, циркуль), карты городов, рабочие места для групп, рабочее место учителя с ПК.

Использование ИКТ продиктовано тем, что дети начального школьного возраста легко воспринимают красочную  в то же время обширную информацию в форме коротких фильмов, а так же рассказ, сопровождаемый визуальной информацией на экране.

Кроме того, необходимо передать масштаб работы по созданию города, как это происходило, а наглядные возможности кино и анимации делает это на очень высоком уровне.

Необходимое IT оборудование: компьютер, проектор.

Перед началом урока необходимо разделить детей на 3-4 команды до 7-8 человек в команде и выбрать в них капитанов.

Презентация перед началом урока установлена на слайд №1.

Организационная структура урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация знаний:
  • Мотивация и постановка проблемы. Дробление проблемы на части 1.
  • Изучение нового материала.
  • Дробление большой проблемы на части 2, формулировка задач, распределение ролей в командах,
  • Выход из проблемы: уточнение и закрепление изученного, создание города и решение проблемы.
  1. Презентация проекта:
  • Подготовка презентации своего проекта - выбор отвечающего и помощника.
  • Презентация проектов городов.
  1. Рефлексия, подведение итогов.

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи

Длительность, мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя. Ход урока.

Формы и виды деятельности учащихся

Организационный момент 

Подготовка к уроку, концетрация внимания детей.

3

Беседа

Презентация

Организационная и эмоциональная функция. Учитель настраивает ребят на совместную деятельность:

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проявим во время урока охоту

Стремиться командой своей создавать!

Проверьте, готовы ли вы к уроку?

Готовы работать в своих командах?

Какая команда лучше готова к началу урока?

Ребята активизируются, настраиваются на работу в команде, успокаиваются и «слушают тишину».

Актуализация знаний.

Мотивация и постановка проблемы.

Формулирование тем урока

5

Беседа

Презентация

Функция управления и информационная. Учитель задает вопросы, систематизирует ответы ребят, поощряет ребят к ответам. Помогает сформулировать проблему и цель урока.

Когда вы вырастите большими, в каких городах вы хотели бы жить?

Что отличает эти города?

А если вы сами будете участвовать в развитии или создании города, как вы думаете, будет город, в котором вы живете, лучше?

Хотите стать создателем городов, чтобы помочь в будущем стать своему городу еще лучше, еще удобнее? Хотите создать макет своего собственного великолепного города?

Отлично тогда вперед!

Дети отвечают на поставленные вопросы и формулируют проблему.

Дробление проблемы на части 1.

Развитие стратегического мышления.  Подача нового материала.

8

Мозговой штурм

Работа на доске под руководством учителя

Презентация

Как вы думаете, легко ли построить город?

С чего начать работу?

Конечно, это непростая задача.

Что нужно знать, чтобы построить город?

Вместе наносим «огурцы» с названиями на доску.

1. математика и геометрия (школьные предметы)

2. язык, коммуникация

3. технические знания в области строительства

4. вкус к цвету и форме

5. понимание как живет сообщество людей в рамках города

6. понимание, как будет развиваться город, как он будет сообщаться и контактировать с другими городами

7. как построить дороги и мосты (технические знания)

8. как организовать движение транспорта, чтобы можно было быстро передвигаться по городу.

9. Как организовать управление городом и всеми службами.

И многое другое!

Вы большие молодцы! 

Итак, мы с вами сегодня будем строителями городов! Мы поймем, из каких важных частей состоит город. Какие службы работают в городе, чтобы он жил и развивался, чтобы каждому горожанину было приятно и хорошо жить.

Учитель задает вопросы, а дети отвечают. Учитель фиксирует ответы на доске, чтобы они были наглядно видны.

Формируют задачи в первом понимании.

Изучение нового  материала. Дробление проблемы на части 2.

15

Просмотр м/ф

Беседа

Презентация

Начнем мы с того, что подумаем, а как же появились города на нашей планете, как вы думаете?

Итак, у нас два варианта:

  1. Люди находили хорошее удобное место, селились в нем и постепенно это местечко разрасталось до города. Такова история части городов Золотого Кольца России, маленьких городов. Удобство – вода, пропитание, какое-либо производство, например, уголь, соль, и др.
  2. Люди продумывали стратегически выгодное место для расположения города и начинали его строительство. Таковы большие города, торговые морские порты, большие промышленные города, инновационные города, которые называют «силиконовые долины» и др.

Давайте посмотрим, как создавался Санкт-Петербург, и каким он вырос.

Фрагмент ролика «история одного города» - 1 минута.

Когда-то это было сплошное болото с речушками на берегу Финского залива. И именно это место, дающее выход в Балтийское море для России привлекло внимание Царя Петра 1. Он решил здесь построить новую столицу и утвердить навсегда выход России напрямую к Европейским странам через Балтийское море. Это выгодно и для экономики и для обороны страны.

Экономика – это что такое?

Торговля, вывоз своего товара и привоз заграничных товаров, создание новых машин, производство чего-либо, промышленность и многое другое.

Итак, история Города Петра.

Мультфильм «Код Петербурга»

На примере Санкт-Петербурга, давайте подумаем, какие же службы необходимы городу, какие задачи необходимо решить.

  1. Оценить местность, составить план будущего города и план работы – для этого нужны ученые (геологи, строители, инженеры, конструкторы), архитекторы, организаторы, промышленники.
  2. Для Санкт-Петербурга – надо было понять, где именно будут гавани и порты, какие именно порты – военные, пассажирские, торговые. Аэропорты и железнодорожные узлы и вокзалы. Для этого нужны специалисты – военные, мореплаватели, инженеры, железнодорожники, авиаторы и др. Это внешние связи города с миром.
  3. Нужно было справиться с болотами и реками – здесь нужны гидравлики, физики, инженеры, мостостроители.
  4. Как организовать сеть дорог, чтобы город хорошо снабжался с земли продуктами питания, грузами и др. И какие будут дороги.
  5. Чтобы построить город, нужно нарисовать карту местности, а потом нанести план города на карту. Значит, нужны картографы, топографы, географы.

Смотрят м/ф

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, дополняют, анализируют информацию

 Все части города развешиваются на доске в виде блоков.

Изучение нового  материала. Дробление проблемы на части 2.  

15

  1. Для города нужны хорошие улицы, дороги – нужны строители дорог. А когда построены дороги – нужна система транспорта и те, кто управляет транспортом и налаживает его…
  2. Чтобы осветить улицы, дома, производственные и культурные здания – нужна электро-энергетика и специалисты в этой области.
  3. Строителей, энергетиков, коммунальщиков, горожан и разработчиков нужно кормить и лечить? Нужно ли их одевать? Нужен ли им отдых от работы? Нужно ли охранять их покой? А значит, нужны – столовые, клубы и досуговые центры, банки, спортивные площадки, парки. Нужны полиция, больницы, швейные предприятия. А значит – нужны – врачи, полицейские, швеи, тренера, повара и др..
  4. Еще в Петербурге  построили метро, хотя это было очень сложно – значит, нужны сначала инженеры и строители метро, а потом и машинисты, и другие специалисты метрополитена.
  5. Когда основные сооружения уже построены и в городе появились горожане, которые живут в жилых домах, у них рождаются дети? Какие еще площадки нужны – детские поликлиники и магазины, дома творчества, школы и детские сады. Значит, нам еще нужны коммунальные службы, работники образования – учителя, воспитатели, и другие люди
  6. Еще нужны IT службы, которые будут управлять компьютерами, писать программы для разных служб – светофоров, службы спасения, энергетиками?
  7. Наконец, нужны люди, которые координируют все службы и управляют всем этим большим хозяйством – мэрия, мэр и службы управления городом.

Все 12 условных блоков выстроены на доске.

Теперь вы понимаете, сколько интересной и большой работы скрывается под понятием ГОРОД!?

Ребята отвечают, помогают формулировать, размышляют, дополняют ответы.

Дробление большой проблемы на части 2, формулировка задач, распределение ролей в командах,

7

Беседа, презентация

 

Сколько возможностей для проявления своих сил и знаний!?

Кто хотел бы быть архитектором и проектировать красивые дома?

Кто хочет быть мостостроителем, инженером, строителем дорог?

Кто хочет строить и управлять метрополитеном?

Кто хочет учить детей?

Кто хочет лечить людей?

Кто хочет развлекать людей, дарить им хорошее настроение?

Итак, в группах, распределите роли – кто и за какую часть ответственен в вашем городе.

Детям выдаются конверты с заданием –

  • придумать город,
  • дать ему название, придумать, что будет в нем уникально и интересно,
  • сделать карту-макет города, используя данные материалы,
  • выбрать выступающих, подготовить презентацию города на 1-2 минуты,
  • представить свой город всем присутствующим.

Дети отвечают на вопросы,

распределяют задачи в командах.

Физкульт-минуткаутка

3-4

Звучит динамичная музыка Чуча-чача.

А теперь команды – построение!

Вы готовы к тому, чтобы приступить к созданию города?

Сейчас проверим!

Кто дружнее всех танцует? У какой команды никто не сидит в стороне?

Дети выполняют упражнения 3 – 4 минуты

Выход из проблемы. Решение задач.

30

Призыв,

Построение, презентация.

Команды, стройся!

Готовы к созданию своего города?

Тогда – проследуйте к своим рабочим местам и приступайте!

Когда вы придумаете название города, посылайте ко мне вашего гонца и он получит пакет материалов для работы.

(Марш строителей, пока идут участники):

Да, не зря мы верим, люди,
Что войны сильней мы, люди,
Что вовек не тронет нас беда,
Солнце плыть над миром будет,
Вечно чистым небо будет,
Если атом строит города.

Во время выполнения задания, учитель управляет работой команд, помогает, хвалит, подбадривает, замечает полезные действия и идеи.

На слайде в это время написан план работы в группах.

Выполняют согласно условиям

Презентация проектов.

Подготовка выступления, презентации.

10

Управление деятельностью.

Контроль  времени.

Презентация

Управление процессом.

Ваши проекты готовы? Конечно, город строится всегда и всегда растет и хорошеет. Но вы сейчас выберете тех ребят из ваших команд, кто будет рассказывать о ваших городах всем нам. Даю вам 2 минуты, чтобы выбрать ребят.

Приготовились? Начали!

Составлен список выступающих.

Теперь проведем жеребьевку – кто каким номером выступает.

От команд выходят капитаны и берут карточку с номером.

Составлена очередность выступления команд.

А теперь прошу вас подготовить презентацию вашего города – вам нужно дать напутствия вашим выступающим, что им надо рассказать о вашем городе, как его представить. Ваше время – 5 минут. Вы можете прорепетировать ваше короткое выступление.

Обсуждение, высказывание мнений детьми

Слушание. Ответ на вопрос

Презентация городов.

20

Управление анализом и подведением итогов урока.

Итак, приглашаем выступить команда.

Выступление команд со своими проектами.

Выступление команд – представление своих городов.

Подведение итогов.

Итог урока. рефлексия

3

Спасибо всем! Скажите, как вам понравились ваши города?

Скажите, а какой город лучше всех?... Громче!

Ну, тогда все вы победители – и я вручаю вам звезды вашим командам-городам, а вам – небольшие призы!

Вам понравилось занятие?..

Завтра и всегда – на переменах – продолжайте улучшать и достраивать свои города! Вы можете присоединять новые территории, приклеивая бумагу. Вы можете сделать из пластилина, картона или других материалов – машинки, автобусы, самолеты, поезда, людей и многое другое!

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье,

Чтобы всё вам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить.

Повторенье – мать ученья, так уж говориться,

И для усвоения лучше повториться.

Позитивное подытоживание ребятами своих действий на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"

Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы-будущее России"

Комплексная программа «Мы – будущее России» направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО. Деятельность классного руководителя в оптимизационной модели организации вне...

Конспекты занятий подготовительного курса для будущих первоклассников "Звуковичок"

Представляю конспекты занятий подготовительного курса для будущих первоклассников "Звуковичок"....

Коррекционно-развивающее психологическое занятие в 1 классе. "Волшебники-строители"

Занятие предназначено для 1 класса коррекционной школы VIII вида, также можно проводить в ДОУ. Цели занятия: познакомить детей со свойствами песка, развивать пространственные представления, слуховую и...

Конспект внеурочной деятельности "Путешествие по достопримечательностям города Челябинска" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты:Личностные:-уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся о достопримечательно...

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема занятия: Как построить дом? Профессия -строитель.

Цель урока: Познакомить учащихся с профессией - строитель.Задачи:Формировать знания о профессии строитель;Дать новое понятие - «плотник»;Развивать мелкую моторику;Развивать внимание и мышл...