Разработка мероприятия «Мы строители. История моего города» по курсу внеурочной деятельности на уровне НОО «Тропинка в профессию»,
классный час (3 класс)

Дугинова Полина Олеговна

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 10-11 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект мероприятия75.61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мероприятия «Мы строители. История моего города»

по курсу внеурочной деятельности на уровне НОО

«Тропинка в профессию»,

Пояснительная записка

Условия реализации практики организации внеурочной деятельности.

− изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

− педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

− создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы начальной школы;

− использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;

− сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

Актуальность представляемой практики организации внеурочной деятельности и ее развертывания в образовательной организации.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 10-11 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Краткая характеристика обучающихся.

возраст обучающихся 10-11 лет; группы участников практики могут формироваться несколькими способами: по классам обучения, по методу случайного выбора, формируются учителем с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Перечень охватываемых направлений внеурочной деятельности.

  1. общекультурное
  2. социальное

Уникальность представляемой практики организации внеурочной деятельности стоит в обеспечении возможности повышения эффективности профориентационной работы через систему воспитательных мероприятий, сопровождения и применения инновационных технологий по основным направлениям профориентационной работы.

Новизна заключается в том, что участниками практики являются ученики и педагоги общеобразовательных учреждений нашего города. Реализация практики позволяет организовать проведение профессиональных проб для учащихся, связанных с профессиональной деятельностью в различных областей. Практика осуществляется в интерактивном режиме, позволяющей включить в активную познавательную деятельность учащихся 1-4 классов.

Характеристика отдельных компонентов представляемой практики внеурочной деятельности

Практика реализуется в рамках программы внеурочной деятельности ««Тропинки в профессию»

1-4 класс.

Особенностями программы являются:

- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;

- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,

- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Курс направлен на повышение представлений о разнообразии профессий , через ряд мероприятий на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания младших школьников о профессиях. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.

Содержательные компоненты практики

Концептуальная основа.

Участвуя в реализации практики по оформлению проекта детской площадки, ученики получают возможность не только глубже познакомиться с профессией строитель, но и получить практические навыки об этой профессии, а также изучить свой родной край и узнать об истории возникновения улиц и в том числе через различные проектные задачи. Участники практики выступают в ролях разных работников, делая выбор своей будущей профессии. Ведь не только строители занимаются постройкой здания, но и архитекторы и другие, что помогает ребенку сформировать понятие о той или иной профессии.

Технологическая основа.

Для реализации практики «Мы строители. История улиц моего города» используется технология ролевой игры, в рамках которой ученики могут выступить в роли участников различных профессий, таких как историк, архитектор и строитель.

Цели обучения.

расширить знания учащихся об истории родного города; формировать самосознание учащихся и уважение к истории своего края, города, народа, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны. Сформировать понятия о профессии строителя.

Задачи обучения.

  • изучение названий улиц города;
  • прослеживание исторического развития названий улиц;
  • формирование понятий о профессии строитель.

Планируемые результаты и эффекты обучения.

  1. Появится чувство уважения, бережное отношение к историко-культурному наследию Орла;
  2. Расширены и систематизированы знания о родном городе;
  3. Усовершенствованы способы решения вопросов творческого и поискового характера;
  4. Научатся активно использовать ИКТ-технологии для решения поставленных задач;
  5. Усовершенствуются умения вести диалог, излагать свою точку зрения и ее аргументировать.

Предметное содержание.

  1. Вступительная часть:
  • Самоопределение к деятельности, организационный этап
  • Постановка проблемы
  • Постановка целей и задач
  1. Основная часть:
  • Актуализация знаний
  • Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
  1. Заключительная часть:
  • Подведение итогов
  • Рефлексия.

Способы организации учебного процесса, методы, приемы.

Практика «Мы строители. История моего города» это проектная задача, в которой есть свои правила и этапы. Для участия в практике формируются команды учащихся по 4-6 человек.

Перед началом учащиеся знакомятся с историей своего города, с понятием «что такое улица», а также вспоминают улицы своего города и районы.

Дальше проходит интерактивная игра о новых и старых названиях улиц нашего города. Затем ученики работают в своих командах и отгадывают по описанию известные улицы нашего города. После закрепления пройденного материала, учащийся начинают знакомиться с понятиями о профессии строитель и архитектор, а также с понятие план и макет здания. Затем каждая команда начинает формировать план своей детской площадки. Заключительным этапом реализации проекта является формирование макета своей детской площадки с учетом ранее построенного плана и защита проекта каждой группы.

Критерии для оценки команд:

1. четкое оформление плана и макета;

2. аргументированность выбора того или иного предмета для постройки площадки;

3. умение задавать и отвечать на вопросы, приводить аргументы;

В составе жюри могут быть ученики старших классов, учителя или люди данной профессии . Жюри оценивает команды согласно критериям, определяет победителей.

Организационные механизмы и условия практики.

Организационный план внеурочной деятельности

тема

Кол-во часов

форма проведения

1

«История происхождения улиц и их названия»

1

дидактическая игра, беседа

2

«Кто такие строители?»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

3

«Мы строители»

1

защита творческих проектов

К организационным условиям практики относится взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в учебном плане лицея, взаимосвязь начального и основного образования.

Необходимое ресурсное обеспечение практики.

Раздаточный материал, презентации с интерактивными элементами, Smart – доска.

Заключение о возможности тиражирования практики внеурочной деятельности.

Данная практика может быть реализована любым общеобразовательным учреждением при наличии соответствующих ресурсов. А также данный цикл мероприятий можно использовать на уроках окрущающего мира или на уроках краеведения.

Приложение 1

Ход мероприятия

Вступительная часть:

Оргмомент. Сегодня мы отправимся в путешествие, а с кем - мы узнаем, прочитав письмо: (слайд 2)

«Дорогие ребята, меня зовут Часовой, я путешествую во времени и сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в прошлое нашего города, а куда именно вы узнаете, отгадав загадку» (слайд 3)

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят.

(Улица)

Беседа (выявление проблемы)

  • Что такое улица? (Пространство между двумя рядами домов в населенном пункте, предназначенное для прохода и проезда.)
  • Названия каких улиц нашего города вам знакомы?

Работа над темой занятия.

Для каждого из нас самая главная улица – та, на которой мы живём. В разных городах нашей страны есть много улиц, известных всем.

Я на этой улице

Знаю каждый дом,

Мы по этой улице

С ребятами идем.

  • Назовите свои родные улицы.
  • Почему она так называется?
  • Что интересного находится на вашей улице?

Постановка цели и задачи: (слайд 4)

Сегодня тема нашего занятия «История города в названиях улиц». Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой?

«Узнать историю некоторых улиц нашего города»

Основная часть:

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так сказал по этому поводу: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают…Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».

Каждая улица имеет свое название.

– Как вы думаете: зачем улицам нужны имена?

– Откуда приходят названия улиц?

Названия улиц сберегают для нас память о минувшем. Некоторые улицы получили своё название от имён и фамилий выдающихся деятелей науки, культуры, героев войны, известных людей города.

Давайте мы свами окунемся в историю происхождения улиц в городе Орле и узнаем, как начали появляться улицы нашего с вами города.

(Рассказ ученика) (слайд 5-6)

Орёл – один из первых городов в России, где была построена электростанция и проложена трамвайная линия.

В период немецкой оккупации 1941-1943 гг. город Орёл почти полностью был разрушен, а после жителями началось активное восстановление города.

В настоящее время Орёл – город областного значения. Он разделён на 4 района: Советский, Заводской, Железнодорожный и Северный.

Первые улицы Орла получали свое название по дорогам, вдоль которых они вырастали, а также по наименованию церквей, стоявших на этих улицах (Воскресенская, Смоленская, Георгиевская, Борисоглебская, Покровская, Введенская).

К древнему Орлу с юга и запада подходили две дороги – Кромская и Карачевская. По обе стороны их возникли постройки, образовав постепенно улицы, получившие потом наименования Кромской и Карачевской. С севера к городу вели еще две дороги – Московская и Болховская. Их продолжение в пределах города образовало улицы, получившие свои названия по этим дорогам. Аналогичная причина лежит в названиях Новосильской и Курских улиц.

Одной из старейших улиц нашего города является Комсомольская, называвшаяся вначале Кромской. В Комсомольскую она была переименована в мае 1924 года. Теперь здесь пролегает автомагистраль, соединяющая Москву с Симферополем.

– Мы с вами сейчас узнали о старейшей улице нашего города. Напомните, пожалуйста, Часовому – какая эта улица? Какое название она имела сначала?

Мы отправляемся дальше в путешествие. Ребята, часовой хотел показать нам карточки с историей некоторых улиц, но споткнулся и уронил их. Из карточек выпали некоторые слова, давайте поможем часовому собрать карточки назад?

Игра «Подбери слово» (слайд 7-10)

Сейчас мы с вами будем работать группах, у каждой группы будет своя улица. Вам необходимо в местах пропусков вставить слова по смыслу, затем каждая группа прочитает нам свой рассказ об улице.

Что вы нового узнали об этих улицах?

Скажите, к каким районам относились улицы? (Заводской, Железнодорожный и Северный).

Какой район мы не назвали?

Сейчас мы вместе отправимся в Советский район и узнаем, какая же улица является самой старинной. (слайд 11)

В Советском районе старейшей является улица, носящая в настоящее время имя Ленина. В старину она называлась Большой Дворянской. Возникла улица на месте бывшего леса. Особенно усиленно она стала застраиваться с 1779 года, когда Орел стал губернским городом. Большая Дворянская становится главной улицей Орла. Здесь сосредоточивается основная торговля и поэтому купцы добиваются ее переименования в Болховскую, что и произошло в феврале 1784 года. Годом раньше в конце Болховской улицы (здесь теперь площадь Ленина) построили здания, в котором помещались различные губернские учреждения.

Напомните пожалуйста Часовому, какая старинная улица находится в Советском районе? Какое название она имела сначала?

Что-то наш Часовой совсем запутался в названиях улиц и их расположении.

Игра «Соедини улицы» (слайд 12-13)

Поможем ему правильно распределить старые и новые названия улиц и определить, к какому району они относятся.

Ну что, ребята, наше путешествие подходит к концу, вы большие молодцы. Но нам пора возвращаться домой, пора прощаться с нашим новым другом Часовым, пока! (слайд 14)

Вот мы и вернулись домой, расскажите, пожалуйста, что вы узнали нового?

Сейчас я предлагаю вам стать на время строителями, архитекторами и заняться благоустройством своего двора, улицы.(слайд 15)

Для начала вспомним, из чего состоит наш двор? (слайд 16)

Как вы считаете, кто построил его?

Действительно постройкой занимаются строители, но кто же создал план этой площадки? (слайд 17)

Правильно, архитектор, сейчас я предлагаю вам познакомиться с понятие архитектор, строитель. (слайд 18- 19)

Скажите, чем же архитектор отличается от строителя?

Действительно архитектор строит план площадки, а строитель его уже воспроизводит. (слайд 20)

Сейчас я предлагаю вам побывать архитекторами и построить свой план детской площадки. У вас на столах лежат необходимые материалы, вам нужно посоветовавшись со своей командой построить свой план. На нем необходимо обозначить все элементы , которые будут находится на вашей площадке.

(Ребята командой работают над созданием культурной зоны своего микрорайона).

#1047;аключительная часть:

Молодцы у нас получились замечательные планы, ну а теперь мы попробуем себя в роли строителя. (слайд 21)

Вам необходимо построить макет своей детской площадки опираясь на ранее построенный план. Затем вам необходимо будет защитить свой проект по благоустройству двора с помощью своего макета.

(После постройки проекта, каждая команда по очереди начинает защиту своей работы) (слайд 22)

Наш цикл занятий подошёл к концу. Закончу я его стихотворением Дмитрия Блынского. (слайд 23)

Орловский край, просторы полевые,

Родимая навеки сторона.

Как дочь великой матери – России.

Одним дыханьем с ней живет она.

Бушует жизнь

Окой в большом разливе

По всем дорогам нашей стороны

От Болхова былинного до Ливен,

От Долгого до Мценска и Колпны.


Приложение к мероприятию

В Северном районе ныне существует улица Орловских партизан, получившая свое наименование в 1981 году, и улица Партизанская. В 2006 году здесь появился сквер, в котором предполагалось установить памятник партизанам, но в 2007 году в сквере установили небольшую гранитную плиту. Орловское партизанское движение было крупнейшим в истории Великой Отечественной войны. 14 партизан и подпольщиков, действовавших на территории оккупированной Орловской области, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Слова для справок : партизан, Советского , плита

В Заводском районе ныне существует улица 1- я Посадская , впервые она появилась на карте Орла 1842 года появляются две Посадские улицы и

1-й Посадский переулок, ставший впоследствии одноименной улицей. До 1917 года их оставалось три. Сейчас в городе только две улицы с таким названием.
Поскольку XIX веке 1-я Посадская улица находилась уже в самом центре города, здания на ней строили в основном каменные и двухэтажные. На месте где когда-то было ее начало, от берега Орлика, теперь - Тургеневский мост, выстроенный в 1971 году. Поэтому современная 1-я Посадская начинается от перекрестка с улицей Карачевской.

Слова для справок : Карачевской, XIX веке, двухэтажные

В Железнодорожном районе ныне существует улица 5-го августа. В ХIХ веке она имеет название Ахтырская улица и начиналась от крутого правого берега Оки (моста тогда не было) и доходила где-то до перекрестка с 1-й Курской. В годы советской власти ее переименовали в Рабочий переулок. А в 1985 году к нему присоединили дальнюю Овражную улицу и дали новое название в честь дня освобождения Орла. Так появилась современная большая улица 5-го Августа.

Слова для справок: правого, переулок, современная

Презентация к мероприятию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не забывай прошлого - оно учитель будущего: история моего города. ppt

Презентация о людях, чьими именами названы улицы нашего города. О людях, участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г. Шимановске. (Исследовательская работа)...

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города"

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города" расчитана на детей  ГПД 8-9 лет, с целью формирования чувства патриотизма, любви к св...

"Вклад моего прадеда в историю моего города". (исследовательский реферат)

Я уверена, что для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. У каждой семьи своя собственная история. Вот и в моей семье была история, из которой я узнала о жизни моего праде...

Программа курса внеурочной деятельности (профориентационной направленности) «Тропинка в профессию» 1-4 классы

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» составлена на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка ...