Доклад. Особенности психического и речевого развития слабослышащих и глухих детей.
материал (2 класс)
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017-2018_doklad.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Особенности психического и речевого развития слабослышащих и глухих детей.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно - необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.
Снижение слуха ведёт к существенным отклонениям в развитии речи. Слабослышащие по сравнению с глухими детьми могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать свой словарный запас и овладевать устной речью.
Дети с нарушением слуха овладевают словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми двигательными ощущениями. Не имеют возможности воспринимать или полноценно воспринимать на слух интонацию и образцы речи. Ошибки, связанные с нарушением словесного общения и психологическими условиями, определяющими особенности овладения словесной речью.
Наблюдения показывают, что успешность овладения любым предметом, изучаемым в школе, зависит от уровня развития речи.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.
Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей в восприятии шёпотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости.
Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращённой речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.
Глухота - это выраженное стойкое понижение слуха, которое препятствует речевому общению в любых условиях, даже с применением звукоусиливающей аппаратуры.
Признавая важность медицинских классификаций нарушений слуха, сурдопедагоги всегда считали нужным подчеркивать необходимость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого у ребенка состояния слуховой функции наиболее реальный выбор корригирующих методик его обучения.
Применив учение Л. С. Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, в котором взаимодействуют факторы первичные и факторы вторичные, Р. М. Боскис разработала классификацию, предложив новые критерии, учитывающие своеобразия развития детей с нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, время возникновения нарушения слуха.
Основой для этой классификации являются следующие положения.
1. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка от- личается от деятельности нарушенного слухового анализатора
у взрослого.
2. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформиро- ванную словесную речь, словесное мышление, представляет
собой сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него —
в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.
3. У ребенка нарушения слуха влияет на весь ход его психического
и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений (нарушение развития мышления, речи, познавательной деятельности).
Большое значение имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможностей использования остаточного слуха.
Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.
Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения; педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка.
Р. М. Боскис выделила две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабосЛЫшащие. К категорииг лухих детей относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.
Глухие и слабослышащие дети различаются по способу восприятия речи. Первые овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Вторые могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.
Сущность аномального развития ребенка с частичным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина — биологическая (физический дефект слуха), а последствия — социальные (нарушения общения, приводящие к атипичности формирования психики), причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятий, представлений).
У слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов — слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. По сравнению с глухим он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего недостатка, т. е. главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. По сравнению со слышащим у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи.
Определенные в исследованиях особенности умственного и речевого развития, их различия у детей с тотальным и частичным нарушением слуха позволили представить научно обоснованную типологию и педагогическую классификацию.
Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т. е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным. Это помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важние можно выделить следующее:
-Степень снижение слуха - чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
- Время возникновения нарушения слуха - чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
Условия развитие ребенка после поражения слуха - чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты; общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка - ребенок физически крепкий, психически полноценный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.
Из опыта работы....
«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Современная школа в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовател...
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения...
Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни
В книге доктора психологических наук, профессора Е.И. Исениной рассматривается актуальная проблема воспитания детей со значительным снижением слуха первых трех лет жизни.Издание предназначено для роди...
Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) в процессе проведения логопедического обследования на ПМПК.
Методика обследования письменной и устной речи....
«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»
В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями....
Особенности речевого развития слабослышащих детей
Значительную категорию детей с нарушениями в развитии составляют дети с различной степенью нарушения слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, возможность живого организма вос...