Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) в процессе проведения логопедического обследования на ПМПК.
методическая разработка по логопедии
Методика обследования письменной и устной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) в процессе проведения логопедического обследования на ПМПК
Обследование письменной речи
В обследование письменной речи входят письмо и письменная речь (продуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как правило, оба, последовательно или параллельно, поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности.
Методика обследования письма
Краткая аннотация. Нарушение письма у детей (дисграфия) — это особые специфические затруднения, имеющие системный устойчивый характер и обусловленные либо системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, либо несформированностью других психических функций.
В исследованиях Г. В. Чиркиной отмечается, что недостаточное усвоение навыков письма может быть детерминировано не только речевыми нарушениями, но и другими факторами, как, например, нерегулярностью школьного обучения (из-за частых болезней, переездов и по другим причинам), педагогической запущенностью, нарушениями поведения, двуязычием, сниженными слухом, зрением, интеллектом и т.д.
Оцениваются следующие показатели:
• ошибки звукового состава слова;
• лексико-грамматические ошибки;
• графические ошибки;
• ошибки на правила правописания с учетом класса обучения в соответствии с ФГОС.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Для детей с ограничением двигательной функции рук можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки или работа с интерфейсом ПК. В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются наиболее наглядно.
Методика обследования чтения.
Краткая аннотация. Нарушения чтения (дислексия) имеет достаточно широкое распространение среди подростков. По международным данным около 10% населения земли страдает дислексией в той или иной степени выраженности. Дислексия может выступать в качестве ведущего фактора неуспешности обучения в основной и средней школе. Причины нарушений чтения можно определить, понимая сущность самого процесса чтения, которое в настоящее время рассматривается с психофизиологических, психологических и психолингвистических позиций.
Отмеченные причины сказываются на качественной характеристике основных компонентов технической и смысловой сторон чтения: способе, правильности, выразительности, скорости и понимании. Неполноценное усвоение навыка чтения также может быть связано с неверным выбором методики обучения, не учитывающей индивидуальные особенности детей.
Г. В. Чиркина отмечает, что компоненты чтения могут нарушаться либо по отдельности, либо в совокупности, составляя при этом различные комбинации.
Объектом внимания логопеда должны стать все трудности и отклонения формирования компонентов чтения, но при анализе симптоматики нарушений необходимо четко дифференцировать причины, лежащие в их основе.
Оцениваются следующие показатели:
• особенности способа чтения (непродуктивное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов);
• правильность чтения (характер ошибок - замены букв по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры, грамматические ошибки, как показатель несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений);
• выразительность чтения (паузы, интонация, логическое и психологическое ударения, громкость и внятность);
• понимание смысла прочитанного.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции
Краткая аннотация. В старшем подростковом возрасте активно формируются механизмы текстовой компетенции и в аспекте понимания текстов, и в аспекте их продуцирования. Навыки текстовой компетенции относятся к метапредной области освоения и обеспечивают успешность обучения и социализации подростков.
Оцениваются следующие показатели:
• сформированность текста как лингвистической структуры;
• грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);
• словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);
• соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта;
• звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);
• темп говорения;
• особенности голосоподачи и голосоведения;
• паралингвистические средства: выразительность, паузация, интонация. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными
степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Методика с использованием картинок не может применяться для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников с тяжелой речевой патологией (например, при афазии) и/или интеллектуальной недостаточностью, в процедуру включаются задания, аналогичные тем, которые предъявляются младшим школьникам: рассказы с опорой на картинку или серии картинок.
Методика обследования лексико-грамматического строя
Краткая аннотация. Методика обследования лексико-грамматического строя речи используется в лексико-грамматическом оформлении текстов в устной или письменной форме. Методика обследования лексико-грамматической стороны речи описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей. Оцениваются следующие показатели:
• грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);
• уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание);
• степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;
• характер грамматических ошибок;
• словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);
• соотношение лексики, относящееся к различным морфологическим категориям;
• характер парадигматических и синтагматических связей;
• способы актуализации лексики.
• соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам;
• звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова); Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными
степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Методика обследования звуковой стороны речи
Краткая аннотация: обследование звуковой стороны речи предполагает, в том числе, исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия. Эти недостатки могут носить самостоятельный характер или обуславливать неуспешность освоения метапредметных навыков чтения и письма. В результате ребенок становится неуспевающим по всем предметам учебного цикла.
Оцениваются следующие показатели:
• уровень сформированности звукопроизношения;
• уровень сформированности фонематического восприятия и, в частности, фонематического слуха;
• характер ошибок;
• степень выраженности недостаточности.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методика обследования просодической стороны речи
Краткая аннотация. Старший подростковый возраст характеризуется в целом окончанием мутационных изменений голосовых характеристик, особенно у мальчиков, что в неблагоприятных обстоятельствах может служить одной из предрасполагающих причин дисфонии. Дисфония может иметь различную этиологию, в том числе, при наличии сочетания нескольких травмирующих факторов.
Оцениваются следующие показатели:
• тип дыхания;
• интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);
• характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);
• тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);
• тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);
• продолжительность максимальной фонации;
• темп речи.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методика обследования заикания
Краткая аннотация. Подростковый возраст предполагает перестройку всего организма, что влечет за собой изменение психологического статуса, формирования новых видов общения. В этом возрасте достаточно часто наблюдаются рецидивы заикания, которые сопровождаются фиксацией на речи или страхом речи. Наличие подобного явления усугубляет тяжесть дефекта, снижает динамику коррекции и в значительной мере затрудняет социализацию подростка.
Оцениваются следующие показатели:
• наличие пароксизмов заикания, их степень выраженности, локализация;
• тип дыхания и особенности речевого выдоха;
• наличии страха речи, перечень ситуаций, в которых он проявляется;
• отношение к собственному дефекту.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методики развития качества силы хоккеистов младшего, среднего и старшего школьного возраста
Высокий уровень физической подготовки спортсмена — основа для роста мастерства. Во многих видах спорта (в том числе и в хоккее) особого внимания требует развитие силовых способностей занимающихся.Повы...
Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста....
Речевая диагностика детей раннего возраста как значимый компонент общего развития ребенка
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой кате...
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста»
Презентация для педагогов. может быть использована для работы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными педагогическими технологиями....
Кейс-технологии как средство речевого развития детей младшего школьного возраста.
Использование кейс-технологии позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает позна...