Особенности речевого развития слабослышащих детей
презентация к уроку по логопедии

Значительную категорию детей с нарушениями в развитии составляют дети с различной степенью нарушения слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, возможность живого организма воспринимать и различать звуки. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого развития слабослышащих детей. Выполнила: Гиззатуллина Диляра Зуфаровна . Учитель-логопед, МОУ « Кунашакская СОШ»

Слайд 2

Значительную категорию детей с нарушениями в развитии составляют дети с различной степенью нарушения слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, возможность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется благодаря звуковому анализатору, который дифференцирует и воспринимает звуковые раздражения. Само же ухо, преобразуя звуковые колебания, усиливает их. Потеря слуха взрослым человеком не является аналогичным дефектом потери слуха ребенком. Нарушение слухового анализатора у ребенка оказывает влияние на его психическое развитие, и становится фактором, способствующим возникновению вторичных дефектов. Нарушения слуха ведут к отклонениям в речевом развитии, а если глухота врожденная, то речь будет полностью отсутствовать.

Слайд 3

Проблема речевого развития детей с нарушениями слуха привлекает внимание как отечественных (Р. М. Боскис , А. Г. Зикеев , Т. С. Зыкова, К.Г. Коровин, Т. В. Розанова и др.), так и зарубежных ученых (В. Вейс , К. Леймитц , О. Перье и др.). Согласно утверждению И. В. Тимошенко, проблема речевого развития детей с нарушениями слуха приобретает особую актуальность в силу того, что «…активизация речевой деятельности способствует более гармоничному психофизическому и личностному развитию детей, а также их дальнейшей социализации в обществе».

Слайд 4

Работы Р. М. Боскис , Г. А. Головчиц , К. Г. Коровина позволяют утверждать, что слабослышащим дошкольникам, которые потеряли слух в раннем возрасте, характерно недоразвитие таких компонентов речевой системы, как лексика, грамматика и фонетика. Нередко у них наблюдается неправильное согласование слов, пропуск или лишнее употребление предлогов. Также наблюдается фонетико-фонематические нарушения речи, которые проявляются в затруднении дифференцирования различных звуков речи. Значительным отклонением от нормы у слабослышащих является формирование звукопроизношения, вследствие невозможности речеслухового анализатора в нужной степени осуществлять свои функции в отношении речедвигательного анализатора, т. е. ребенок не может воспринимать звук речи на слух и овладеть его правильной артикуляцией. В речи слабослышащих отсутствует интонационное окрашивание и характерна общая смазанность . Голос, как правило, глухой, темп речи замедленный.

Слайд 5

Отклонения в речевом развитии негативно сказываются как в целом на формировании личности, так и на отдельных психических процессах, в частности, на формировании словесного мышления. Тем не менее, потенциал развития речи детей с нарушениями слуха при сохранной интеллектуальной сфере носит практически неограниченный характер. Коррекционная работа по развитию речевой способности у детей с нарушениями слуха всецело зависит от учета особенностей их речевого развития.

Слайд 6

Одной из наиболее ярко выраженных особенностей у детей с нарушениями слуха - ограниченное понимание речи. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью , расширенностью и неточностью их значений. В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).

Слайд 7

Речь глухого и слабослышащего, в отличие от речи слышащего, формируется при специальном обучении. Особенности речи слабослышащих детей зависят от характера дефекта, и методов своевременного коррекционно- педагогического воздействия.

Слайд 8

В первую очередь, при эффективной педагогической работе, благодаря слуховым тренировкам при использовании звукоусиливающей аппаратуры, развивается слуховое восприятие глухими детьми речи на слух. В результате у ребенка накапливается речевой опыт, и он получает возможность научиться пользоваться словесной речью в общении. Также большое значение в формировании речи детей с нарушениями слуха уделяется фронтальным занятиям педагога-дефектолога, в которых дети учатся различать пение и речь, воспринимать музыкальные и неречевые звуки.

Слайд 9

Овладение речью глухими и слабослышащими детьми при развитии слухового восприятия осуществляется в процессе формирования навыков произношения слов при подражании речи воспитателя с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Иначе это называется информальное обучение и предполагает формирование у детей слухозрительного восприятия.

Слайд 10

Следующим видом обучения речи является специальное обучение, которое предполагает работу на индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях при проведении фонетических зарядок, а также в специальном слуховом кабинете с использованием технических средств (логопедических зондов для формирования навыков речи). В процессе обучения речи используются разнообразные способы постановки звуков, голоса и дыхания. Например, опора на тактильно-вибрационные ощущения, на основе слуха и зрения, на подражание речи учителя. Существует механический способ, при котором сурдопедагог воздействует на органы речи и тем самым приводит их в движение.

Слайд 11

При повторении такого упражнения в коре головного мозга запоминаются кинестетические раздражители, которые соотносятся с положением речевых органов, и в дальнейшем ребенок сам воспроизводит требуемый звук. Также есть смешанный способ, который является объединением подражательного и механического способов. Таким образом, развитие речи и слухового восприятия происходит одновременно, в единстве. Развитие слухового восприятия создает у детей с нарушениями слуха новую полисенсорную основу для коррекции и развития устной речи при единстве слухового, зрительного анализатора и кинестетической связи. Это позволяет ребенку с нарушением слухового анализатора приблизиться к детям с нормальным речевым развитием.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с РДА

В нашей стране, к сожалению, специальных методик работы для детей с РДА разработано недостаточно. Каждая из них нуждается в индивидуальной модификации для каждого ребёнка....

Особенности речевого развития детей со сложной структурой дефекта. Специфика работы по формированию и коррекции произношения на специальных занятиях.

В статье рассматривается своеобразие  речевого развития детей с нарушениями слуха и первичной задержкой психического развития. Также в данной статье описаны  основные направления  работ...

Презентация .Особенности речевого развития современных детей с точки зрения учителя-логопеда

ull;Нездоровая тенденция к децелерации, т.е. замедленный темп физического и интеллектуального развития Некомпенсированные речевые нарушения, недостаточно сформированные в дошкольном возрас...

Особенности речевого развития современных детей с точки зрения учителя-логопеда

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

"Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения "

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со...

Доклад. Особенности психического и речевого развития слабослышащих и глухих детей.

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении....

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...