«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)
проект на тему
Современная школа в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовательных услуг населению, т.е. современное образование может ориентироваться на подготовку квалифицированных исполнителей, иногда потребителей, а не творцов. Кроме того, в последние годы мы видим отрицательную динамику ухудшения здоровья школьников. И эта ситуация усугубляется в том числе и в период обучения в школе. Вместе с тем в современном образовании знания разделены на предметы, темы и уроки. Ученики часто не видят связи между ними, а также между школой и жизнью.
Так, в современном российском образовании появилось противоречие между высоким уровнем физической, психологической и духовной уязвимости современных детей и низким уровнем саморегуляции своей деятельности, несформированностью целостного мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста) |
Участники проекта | Администрация ОУ, учителя начальных классов, педагоги, работающие в школе раннего развития, дошкольники, обучающиеся 1-4 классов, родительская общественность |
География проекта | город Таганрог |
Сроки реализации | 2017-2021 гг. |
Актуальность проекта Основание проекта: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» на 2013-2020 годы | Современная школа в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовательных услуг населению, т.е. современное образование может ориентироваться на подготовку квалифицированных исполнителей, иногда потребителей, а не творцов. Кроме того, в последние годы мы видим отрицательную динамику ухудшения здоровья школьников. И эта ситуация усугубляется в том числе и в период обучения в школе. Вместе с тем в современном образовании знания разделены на предметы, темы и уроки. Ученики часто не видят связи между ними, а также между школой и жизнью. Так, в современном российском образовании появилось противоречие между высоким уровнем физической, психологической и духовной уязвимости современных детей и низким уровнем саморегуляции своей деятельности, несформированностью целостного мировоззрения. |
Проблема проекта | Проблема физической, психической, духовной уязвимости личности ребенка. Основанием для создания проекта стали следующие противоречия: во-первых, между объективно существующей потребностью современного общества в гражданах с целостным мировоззрением и невысоким уровнем развития субъектности учащихся, во-вторых, между теоретическим и практическим решением проблемы развития целостной личности обучающихся. Практическое решение проблемы предполагает выстраивание специально направленного образовательного процесса на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов: методология интегрального образования, холистический подход в обучении и бодинамические приемы. |
Анализ исходной ситуации | С 2015 года я осваиваю холистический подход в обучении, описанный канадским педагогом и ученым Джоном Миллером и гуманистический подход Ш.Амонашвили. Проведена научно-исследовательская работа «Оптимизация процесса развития целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», результаты которой представлены на муниципальном уровне. Подобран и структурирован диагностический инструментарий для изучения целостного развития личности обучающихся: - диагностика изучения представлений о нравственных качествах (методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкиной, И.А.Каплунович); - диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной 1 – 2 класс); - диагностика изучения личности обучающегося (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно - этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО - 3-4 класс); - методика оценки уровня морально-нравственного развития обучающихся 1-4 классов. - диагностика физического здоровья обучающихся аппаратом «АРМИС». |
Сущность проектного предложения | Организация комфортной образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе холистического мировоззрения |
Цель проекта | Создание условий для развития целостного мировоззрения детей дошкольного и младшего школьного возрастов, направленных на достижения следующих результатов: овладение основами саморегуляции в учебно-познавательной и здоровьесберегающей деятельности, формирование экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. |
Задачи проекта | - организовывать образовательную деятельности на основе неразрывной связи человека и мира; - использовать современные образовательные технологии как средство обогащения интеллектуального и нравственного опыта обучающихся. |
Основные целевые группы, на которые рассчитан проект | - обучающиеся дошкольного уровня, - обучающиеся 1-4 классов. - педагоги дошкольного образования; - учителя начальных классов. |
Методы реализации проекта | Формирование информационного поля по проблеме проекта, профессиональная подготовка кадров в соответствии с теоретической базой предлагаемого проекта, разработка методических материалов по теме проекта, обобщение и систематизация разработанных материалов, анализ результатов реализации проекта, распространение информации о проекте среди педагогической общественности, на семинарах, вебинарах, педагогических чтениях муниципального и регионального уровней. |
Календарный план реализации проекта
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный | |||
1 | Подготовительный этап | |||||
1.1 | Мониторинг физического, психического, духовного развития обучающихся дошкольного уровня, 1-4 классов образовательных учреждений | Сентябрь – декабрь 2017года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | |||
1.2 | Анализ современных действующих УМК дошкольного, начального общего образования | Учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, руководитель методического объединения, зам.директора по УВР | ||||
1.3 | Мониторинг профессиональной подготовки всех участников проекта | Зам.директора по УВР | ||||
1.4 | Мониторинг образовательной политики государства в области образования | Зам.директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | ||||
1.5 | Рефлексия проблем и противоречий в психическом, физическом и духовном здоровье обучающихся | Зам.директора по ВР, зам.директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | ||||
2 | Организационный этап | |||||
2.1 | Постановка целей для разных групп участников проекта | Январь-август 2018 года | Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | |||
2.2 | Организация методического сопровождения проекта (выбор технологий, методов и приемов реализации проекта) | Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | ||||
2.3 | Разработка сценариев проведения учебных занятий на основе холистического подхода в образовании | Учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | ||||
2.4 | Проектирование показателей и индикаторов физического, психического, духовного здоровья обучающихся | Социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | ||||
3 | Практический этап | |||||
3.1 | Фиксация исходного состояния | Сентябрь 2018 | Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР | |||
3.2 | Внедрение инновационных подходов образования, форм и методов работы в образовательную деятельность обучающихся дошкольного уровня, 1-4 классов образовательных учреждений города Таганрога | Сентябрь 2018 – май 2021 года | Учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования | |||
3.3 | Обсуждение промежуточных результатов, корректировка действий | Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР | ||||
3.4 | Прогнозирование тенденций в работе по развитию целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста | |||||
4 | Обобщающий этап | |||||
4.1 | Обработка данных с помощью динамического анализа | Июнь – декабрь 2021 | Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по УВР | |||
4.2 | Разработка методических рекомендаций по развитию целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста | |||||
4.3 | Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровнях | |||||
Перспективы развития проекта | Создание модели целостного развития личности ребенка на основе холистического мировоззрения. Расширение содержания проекта, обновление технологий и методов в соответствии с изменениями в образовательной политике государства и инновационными тенденциями. | |||||
Предполагаемый результат | Физически, психически, духовно развитая личность ученика с высоким уровнем осознанности (субъектности), стремящаяся к восхождению, созиданию. | |||||
Финансирование проекта | Статья расходов | Источник финансирования | Стоимость | |||
Курсы повышения квалификации | Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет, личные средства участников проекта | 3000-10000 рублей (на 1 участника проекта) | ||||
Материально-техническое и дидактическое оснащение учебных помещений | Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет | 20000 рублей (на 1 кабинет) | ||||
ЦОР и ЭОР | Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет | 30000 рублей | ||||
Издание сборника научно-методических материалов | Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет, личные средства участников проекта | 10000-15000 рублей | ||||
Итого | 63000 – 75000 рублей |
Востребованность и оценка проекта педагогическим сообществом
1 | http://www.it-n.ru/ |
2 | http://nsportal.ru/starushko-antonina-nikolaevna |
3 | https://my.1september.ru/ |
4 | http://shkola26.virtualtaganrog.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки звукового ряда. В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
«Развитие приёмов самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста на логопедических занятиях»
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок....
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...
Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей на логопедических занятиях....