«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)
проект на тему

Старушко Антонина Николаевна

Современная школа  в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовательных услуг населению, т.е. современное образование может ориентироваться на подготовку квалифицированных исполнителей,  иногда потребителей, а не творцов.  Кроме того, в последние годы мы видим отрицательную динамику ухудшения здоровья школьников. И эта ситуация усугубляется в том числе и в период обучения в школе. Вместе с тем в современном образовании знания разделены на предметы, темы и уроки. Ученики часто не видят связи между ними, а также между школой и жизнью.

Так,  в современном российском образовании появилось противоречие между высоким уровнем физической, психологической и духовной уязвимости современных детей и низким уровнем саморегуляции своей деятельности, несформированностью целостного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ   ПРОЕКТА

Название проекта

 «Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Участники проекта

Администрация ОУ, учителя начальных классов, педагоги, работающие в школе раннего развития,  дошкольники,  обучающиеся 1-4 классов, родительская общественность

География проекта

город Таганрог

Сроки реализации

2017-2021 гг.

Актуальность проекта

Основание проекта:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,

«Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» на 2013-2020 годы

Современная школа  в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовательных услуг населению, т.е. современное образование может ориентироваться на подготовку квалифицированных исполнителей,  иногда потребителей, а не творцов.  Кроме того, в последние годы мы видим отрицательную динамику ухудшения здоровья школьников. И эта ситуация усугубляется в том числе и в период обучения в школе. Вместе с тем в современном образовании знания разделены на предметы, темы и уроки. Ученики часто не видят связи между ними, а также между школой и жизнью.

Так,  в современном российском образовании появилось противоречие между высоким уровнем физической, психологической и духовной уязвимости современных детей и низким уровнем саморегуляции своей деятельности, несформированностью целостного мировоззрения.

Проблема проекта

Проблема физической, психической, духовной уязвимости личности ребенка. Основанием для создания проекта стали следующие противоречия: во-первых, между объективно существующей потребностью современного общества в гражданах с целостным мировоззрением и невысоким уровнем развития субъектности учащихся, во-вторых, между теоретическим и практическим решением проблемы развития целостной личности обучающихся. Практическое решение проблемы предполагает выстраивание специально направленного образовательного процесса на  занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов: методология интегрального образования, холистический подход в обучении и бодинамические приемы.

Анализ исходной ситуации

С 2015 года я осваиваю холистический подход в обучении, описанный  канадским педагогом и ученым Джоном Миллером и  гуманистический подход Ш.Амонашвили.

Проведена научно-исследовательская работа «Оптимизация процесса развития целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»,  результаты которой представлены на муниципальном уровне.

Подобран и структурирован диагностический инструментарий для изучения целостного развития личности обучающихся:

- диагностика изучения представлений о нравственных качествах  (методика  Г.М. Фригман, Т.А.Пушкиной,  И.А.Каплунович);

 - диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной 1 – 2 класс);

  - диагностика изучения личности обучающегося  (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно - этической культуры   НИИ семьи и воспитания РАО  - 3-4 класс);

 - методика оценки уровня морально-нравственного развития обучающихся 1-4 классов.

- диагностика физического здоровья обучающихся аппаратом «АРМИС». 

Сущность проектного предложения

Организация комфортной образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе холистического мировоззрения

Цель проекта

  Создание условий для развития целостного мировоззрения детей дошкольного и младшего школьного возрастов, направленных на достижения следующих результатов: овладение основами саморегуляции в учебно-познавательной и здоровьесберегающей деятельности, формирование экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

Задачи проекта

- организовывать  образовательную деятельности на основе неразрывной связи человека и мира;

- использовать современные образовательные технологии как средство обогащения интеллектуального и нравственного опыта обучающихся.

Основные целевые группы,

на которые рассчитан проект

- обучающиеся дошкольного уровня,

- обучающиеся 1-4 классов.

- педагоги дошкольного образования;

- учителя начальных классов.

Методы реализации проекта

Формирование информационного поля по проблеме проекта, профессиональная подготовка кадров в соответствии с теоретической базой предлагаемого проекта, разработка методических материалов по теме проекта, обобщение и систематизация разработанных материалов, анализ результатов реализации проекта, распространение информации о проекте среди педагогической общественности, на семинарах, вебинарах, педагогических чтениях муниципального и регионального уровней.

Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Подготовительный этап

1.1

Мониторинг физического, психического, духовного развития  обучающихся дошкольного уровня, 1-4 классов образовательных учреждений

Сентябрь – декабрь 2017года

Социальный педагог, педагог-психолог,

зам.директора по УВР,

учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

1.2

Анализ современных действующих УМК дошкольного, начального общего образования

Учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, руководитель методического объединения,

зам.директора по УВР

1.3

Мониторинг профессиональной подготовки всех участников проекта

Зам.директора по УВР

1.4

Мониторинг образовательной политики государства в области  образования

Зам.директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

1.5

Рефлексия проблем и противоречий в психическом, физическом и духовном здоровье обучающихся

Зам.директора по ВР, зам.директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

2

Организационный этап

2.1

Постановка целей для разных групп участников проекта

Январь-август

2018 года

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

2.2

Организация методического сопровождения проекта (выбор технологий, методов и приемов реализации проекта)

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

2.3

Разработка сценариев проведения учебных занятий на основе холистического подхода в образовании

Учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

2.4

Проектирование показателей и индикаторов физического, психического, духовного здоровья обучающихся

Социальный педагог, педагог-психолог,

 зам.директора по УВР,

учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

3

Практический этап

3.1

Фиксация исходного состояния

Сентябрь

2018

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, социальный педагог, педагог-психолог,

зам.директора по ВР

3.2

Внедрение инновационных подходов образования, форм и методов работы в образовательную деятельность обучающихся  дошкольного уровня, 1-4 классов образовательных учреждений города Таганрога

Сентябрь 2018 –

май 2021 года

Учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования

3.3

Обсуждение промежуточных результатов,  корректировка действий

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР

3.4

Прогнозирование тенденций в работе по развитию целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

4

Обобщающий этап

4.1

Обработка данных с помощью динамического анализа

Июнь –

декабрь 2021

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования, социальный педагог, педагог-психолог,

зам.директора по УВР

4.2

Разработка методических рекомендаций по развитию целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

4.3

Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровнях

Перспективы развития проекта

Создание модели целостного развития личности ребенка на основе холистического мировоззрения.

Расширение содержания проекта, обновление технологий и методов  в соответствии с изменениями в образовательной политике государства и инновационными тенденциями.

Предполагаемый результат

Физически, психически, духовно развитая личность ученика с высоким уровнем осознанности (субъектности), стремящаяся к восхождению, созиданию.

Финансирование проекта

Статья расходов

Источник финансирования

Стоимость

Курсы повышения квалификации

Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет, личные средства участников проекта

3000-10000 рублей

(на 1 участника проекта)

Материально-техническое и дидактическое оснащение учебных помещений

Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет

20000 рублей (на 1 кабинет)

ЦОР и ЭОР

Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет

30000 рублей

Издание сборника научно-методических материалов

Внебюджетные средства ОУ, Попечительский совет, личные средства участников проекта

10000-15000 рублей

Итого

63000 – 75000 рублей

Востребованность и оценка проекта педагогическим сообществом

1

http://www.it-n.ru/

2

http://nsportal.ru/starushko-antonina-nikolaevna

3

https://my.1september.ru/

4

http://shkola26.virtualtaganrog.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«Развитие приёмов самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста на логопедических занятиях»

       Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок....

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях....