Внеклассное мероприятие, посвященное началу блокады Ленинграда
классный час (3 класс)

Богданова Галина Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Блокадный Ленинград»

Внеклассное мероприятие, посвященное началу блокады Ленинграда

Дата проведения: 05.09.2019г.

Цель: сохранение исторической памяти, познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.

Задачи:

воспитывающая: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

развивающая: развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;

обучающая: познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада», «священный дар», «дорога Жизни».

Оборудование: корзинка, листочки, ручки, презентация, кусочки хлеба. 

Содержание мероприятия:

Воспитатель: Ребята, тема нашего сегодняшнего мероприятия – Блокадный Ленинград. У меня в руке корзина. Корзина не простая, называется «корзина чувств». У вас на партах  есть листочки и ручки - напишите чувство, которое испытываете, когда слышите слово «война». выразим наши чувства, соберём «корзину чувств». Заполните корзину. (Дети подходят к корзине, говорят слово и бросают листочки в корзину) Воспитатель обобщает ответы детей.

Сегодня мы поговорим о страшном слове, слово « блокада» Ленинграда.

Над Невой стоит большой и красивый город – герой. У каждого города есть своё лицо и своя судьба. О судьбе этого города должен знать каждый, слишком дорогой ценой достался он жителям.

Какие названия этого города вы, знаете? (Дети называют-Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград и опять Санкт-Петербург)


 
В воскресный летний день 22 июня 1941 года стояла прекрасная погода. Дети играли во дворах. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг… Жизнь изменилась, началась война. (Звучит «Вставай, страна огромная»)

Фашистская армия надвигалась на Ленинград. Им было поручено завладеть городом. К 8 сентября Ленинград был окружён в кольцо.

Город был зажат со всех сторон, жители оказались в плену своего города.
А вечером город в мгновение превратился в «ад». Налетели самолёты, на город было сброшено более 6000 зажигательных бомб. Начались страшные пожары- горели склады с продуктами, магазины, школы, дома, сады, дороги, земля под ногами дрожала.
Немцы хотели за 3 недели расправиться с Ленинградом, а потом пройти парадом по Дворцовой площади. «Пусть голодающие выжрут друг друга» - говорил Гитлер.

Началась блокада, начался голод. Продуктов становилось всё меньше и меньше. Крупу выдавали по 300г, масла - 100г в месяц. Рацион хлеба дошёл до 125 г. А потом пришло время, когда уже не выдавали ничего кроме хлеба. Да и то это был не хлеб, а мучные отходы, мокрый и расплывающийся в руках кусочек. (Показываю детям  кусочек хлеба - 125г)

(Читает ученик)
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щёки белые , как мел.
Где твоя мама, мальчик?
-Дома.
-А где твой дом, сынок?
-Сгорел.
Он сел, его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!

Какое-то время ещё работали школы, кто был в силах - приходил. Сидели в пальто и шапках, голодные. Электричества не было, в домах горели коптилки с горючей жидкостью. От этого у людей скапливалась чёрная копоть на лице. У всех началась общая болезнь - дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны, качались, а затем выпадали зубы.
Ученики умирали не только дома, но и на улице, по дороге в школу, и даже в классе. (Стук метронома)

(Читает ученик)
Девчонка руки протянула
И головой-
На край стола.
Сначала думали уснула,
А оказалось -умерла…
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.(Ю. Воронов)

Долго люди будут помнить девочку - Ленинградку, Таню Савичеву. В 1941 году ей исполнилось 11лет. Она была примерно вашего возраста и вела маленькую записную книжку (дневничок). В книжке 9 страниц, на 6-ти из них – даты. Шесть страниц - шесть смертей. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всю её семью и сделала её сиротой. Но у Тани хватило мужества продолжать писать. Её дневник стал историей летописи блокадного Ленинграда.  

«Женя умерла 28 декабря в 12ч утра 1941г»
«Бабушка умерла 25 января в 3ч дня1942г»
«Лека умер 17 марта в 5ч утра 1942г»
«Дядя Вася умер в 2ч ночи 14 апреля 1942г»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4ч дня 1942г»
«Мама умерла в 7.30 ч утра 1942г»
«Савичевы умерли». «Умерли все» «Осталась одна Таня».
(Стук метронома)

(Читает ученик)
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Всё семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечёт.
И она
Буквально
По два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы
Умерли. И снова:
Умерли,
И добавляет
Все.
За окном –
Весеннее дыханье,
А она, сиротски,
Занесла
В свой дневник:
« Осталась одна Таня»
Даже не поставила числа…


Специальная санитарная команда обнаружила Таню, когда она была без сознания от голода. Вместе с другими детьми она была эвакуирована. Врачи два года боролись за её жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года Таня умерла.
Еще одна беда «косила» жизни ленинградцев - 40 градусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Перестали работать электростанции -город оказался в ледяном плену.
Но город  жил. Сердца людей не окаменели, Каждый старался помогать больным и инвалидам, раненым.

 Ученик читает «Баллада о черством хлебе»

Наконец, вражеское кольцо было прорвано. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943г прорвать блокаду.

14 января – началась операция по ликвидации фашистских группировок. Город был полностью освобождён от вражеской блокады.

(Просмотр слайдов об освобождении Ленинграда)

1 ученик:

Такого дня не видел Ленинград!
Нет ,радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…

2 ученик:
Мне кажется, когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые , только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых
Идут и смотрят, Будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?


А сейчас, ребята, давайте встанем и почтим память погибших минутой молчания 

Минута молчания (Стук метронома)
А ещё, ребята, мы приготовили для всех по кусочку хлеба весом в 125г., за этот кусочек люди умирали в блокадном Ленинграде, отстаивая километровые очереди.

(Раздаю кусочки хлеба. Дети съедают, запивая несколькими глотками воды).

В городе много памятников погибшим ленинградцам. На Пискаревском кладбище, где в братской могиле лежат более 500 тыс. ленинградцев, 9 мая 1960 г. открылся мемориальный ансамбль. В центре ансамбля фигура «Родина-Мать» и горит вечный огонь. На берегу Ладожского озера стоит памятник «Разорванное кольцо», посвященный героям «Дороги жизни». У поселка Ковалево стоит памятник «Цветок жизни», посвященный детям блокады. В центре композиции – наклонная лента с надписью «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941-1944 гг.». Белый каменный цветок на 10-метровом стебле. На лепестках вырезано: «Пусть всегда будет солнце»

Просмотр презентации о блокаде Ленинграда

Инфолагерь

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки. Над нами  мирное чистое небо над головой. И мы должны его сберечь.

 На этом наше мероприятие заканчивается. Будем с уважением относиться к истории нашей страны и людям, которые в ней живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...

конспект внеклассного мероприятия посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Учащиеся изучали историю своей улицы во время блокады, какие памятные места сейчас есть на улицах, где они  живут. Результатом совместной работы учителя, учеников и родителей стало создание элект...

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Патриотическое воспитание как часть воспитательного процесса в начальной школе. Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий Второй мировой войны.  Спасибо, что выжили!...

Общешкольное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, 30.01.2019 г., 4-а кл.

Общешкольное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, 30.01.2019г., 4-а кл...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....