Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_ty_vystoyal_velikiy_leningrad.docx186.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда

«Ты выстоял, великий Ленинград»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/1/37259_dae9f83375dfb809be5f1c8bca48c3b3.jpg.jpg

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.

4. создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

5. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.


Ход мероприятия:

Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России.

В этом году исполняется 78 лет со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу жителей Ленинграда, переживших военную блокаду, но не сдавших своего города фашистским захватчикам посвящается наш классный час. 

 

Блокада…. Далеко как это слово 
От наших мирных светлых дней. 
Произношу его и вижу снова – 
Голодных умирающих детей. 
                                                 

Педагог: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей". 

 

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. 

Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки. Они рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. 

 Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорный город. Началась блокада. Блокада – это кольцо, которым фашисты окружили город. 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/1/37259_6435ee01ca9447dc96a0f80a10d95232.png.jpg


 

Блокада Ленинграда – это осада немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Длилась блокада с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 879 дней.
8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло!

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал.  Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 
 Зима 1941-1942 годов была самая суровая. От голода и холода погибли сотни тысяч мирных жителей города.

         Собственных запасов продовольствия у населения не было. Смертность от голода стала массовой.

         Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов.  

Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.

Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. 2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов.

Потом произошло еще 4 снижения норм выдачи хлеба:

Наступил самый голодный 35-дневный период блокады.

 

В дыму ленинградское небо
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
         

         С 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках.

 https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/1/37259_687b9da02ef7fea16216c172e1e29fe5.jpg.jpg

видео хлеб

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.     

     

Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей.

 

Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии.

Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/1/37259_f2fbd311b5950ed1137f31f7d94a1ba7.jpg.jpg

«Дневник Тани Савичевой»

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.

      Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Девять страничек. Страшные строчки.

 Нет запятых. Только черные точки.

«Умерли все».

Что поделать? Блокада.

 Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире.

 Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дяди, сестренка и брат Смертью голодной.

 Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых – только Таня.

В маленьком сердце – столько страданья.

«Умерли все». Никого больше нет.

Девочке Тане – одиннадцать лет

Я расскажу вам, что было потом.

Эвакуация, хлеб и детдом,

Где после голода, всех испытаний Выжили все.

 Умерла только Таня. Девочки нет.

Но остался дневник – Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба,

 Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повторится!»

 

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. 

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. 

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе. 

Девчонка руки протянула 
И головой - 
На край стола. 
Сначала думали - 
Уснула, 
А оказалось - 
Умерла: 
Никто 
Не обронил ни слова, 
Лишь хрипло, 
Сквозь метельный стон, 
Учитель, выдавил, что снова 
Уроки - 
После похорон. 
               
                  

В блокадном городе проходили спортивные соревнования, не прекращали работу театры. И именно в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 г состоялась премьера «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.

Первая репетиция симфонии - это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. В народе исполнение симфонии Д.Д. Шостаковича называли «Залп по Рейхстагу», «День Победы среди войны».

Фонограмма симфонии

  Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. 

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Эту трассу называли ДОРОГОЙ ЖИЗНИ. 

Вплоть до снятия блокады Ленинграда в 1944 году по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. 

13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок.

Город был полностью освобожден от врагов. 

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. 

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

8 сентября 2010 года, в День памяти жертв блокады, на Васильевском острове открылся памятник детям блокадного Ленинграда.

 Памятник установлен в яблоневом саду, который в 1953 году посадили ученики одной из городских школ в память о детях блокадного города.

 «Цветок жизни» Этот монумент выполнен в память о детях, погибших в годы страшной блокады Ленинграда.

В блокадных днях мы так и не узнали:

 меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

и только в сорок пятом паспорта…


Битва за Ленинград закончилась. В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок. 

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

 Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

 Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. 

Город на Неве выдержал потопы и наводнения, восстания и революции, но самое главное испытание, которое легло на плечи града Петра, — страшнейшая блокада во время Великой Отечественной войны.  900 дней и ночей!

 

Итог мероприятия.

Педагог: Опять война, опять блокада,-
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!
Ленинград выдержал длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!
Сегодня мы рассказали вам всего лишь несколько страниц из военной летописи. Мы хотим, чтобы это помнили. Сохраним историческую память вместе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда

Материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 73 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда и презентацию. Композицию подготовили учащиеся 4-А класса для паралле...

Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"

Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....

Общешкольное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, 30.01.2019 г., 4-а кл.

Общешкольное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, 30.01.2019г., 4-а кл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к  славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...

Классный час «Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»

laquo;Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»Цель: Создать условия  для  формирования гражданских и патриотических качеств через обращение к великому подвигу ленин...