Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"
методическая разработка на тему
На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания.
Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутора миллиона человек.
Страдая от голода и холода, жители блокадного Ленинграда не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а боролись за родной город. И вместе с взрослыми на защиту любимого города встали дети и подростки. Не было таких событий, в которых бы не участвовали юные ленинградцы. У каждого такого ребенка – нашего сверстника, своя страшная история жизни в блокадном городе.
Данная разработка содержит воспоминания детей, которые пережили те страшные дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Дети блокады" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие, посвященное
дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
«Дети блокады»
Хор учителей «Ведь мы же с тобой Ленинградцы» (из к/ф «Мы из блокады»)
Ведущий 1: На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Никогда не будут забыты подвиги русского народа во времена Великой Отечественной Войны.
Ведущий 2: Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Ведущий 3: Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутора миллиона человек.
Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне."
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!
Ведущий 1: Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей.
Ведущий 2: Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осаждённого города.
Ведущий 3: Маленьким детям было хуже всех! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище... Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Ведущий 1: Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
Ведущий 2: Поэтому, страдая от голода и холода, жители не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город. И вместе с взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда.
Ведущий 3: Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы.
Ведущий 1: У каждого такого ребенка – нашего сверстника, своя страшная история жизни в блокадном городе.
Детский хор с песней «Ленинградские мальчишки»
Ведущий 2: Так как враг принял решение стереть Ленинград с лица земли, то город часто подвергался обстрелам из артиллерии. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи.
Ведущий 3: Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 70 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В начале войны это было самое страшное, потому что людям приходилось всю ночь сидеть в бомбоубежище.
Воспоминание Людмилы Брандиной:
«Я родилась в Ленинграде в 1935 году. Жили на окраине города. Весной 1941-го на поле около своего дома посадили, как обычно, картошку. А летом, как началась война, к нам пришли военные и сказали, что по этому полю должен пройти противотанковый ров. Рядом с нашим домом был выкопан окоп. Туда мы первое время бегали при бомбежках. Помню, бабушка разбудила всех нас ночью словами: "Что вы спите? Ведь светопреставление!" С полки на кухне с грохотом упали кастрюли, самовар. Мы выбежали на улицу - было светло как днем. Немец бомбил Ленинград… Горело совхозное поле...
Ведущий 1: Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети.
Ведущий 2: Из воспоминаний детей:
«Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя было упускать ни секунды, поэтому мы старались быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы мы не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые».
Ведущий 3: Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму
Ведущий 1: Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов.
Ведущий 3: Ленинград занесло снегом, ударили 40градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки.
Вспоминает Константин Дмитриев:
«Во время блокады все старались жить большими группами. Чтобы согреться, сначала сжигали мебель: столы, стулья, шкафы – потом полы, а потом собирались из двух-трех комнат в одну и жили вместе. Условия были просто нечеловеческие. За всю первую зиму войны я не то чтобы помыться, ни разу одежду с себя не снимал».
Ведущий 1: Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки.
Из воспоминаний Анатолия Молчанова:
«Зимой 1942 года мне было десять лет. Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю».
Ведущий 2: Но всё это было не главной проблемой блокадного города. Лишь три процента жизней унесли бомбежки и артобстрелы. 97 процентов жителей Ленинграда погибли от голода.
Ведущий 3: Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
Ведущий 1: Но и за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети.
Воспоминания Валентины Грабовской:
«...Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все коши и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. Это были так необходимые всем витамины. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб. В блокадном Ленинграде издавались разные полезные книги, одну я берегу до сих пор. У нее коричневый шрифт на желтой бумаге и рисунки - как растить овощи в голодное время»
Ведущий 2: А были семьи, где подростки кормили своих родных. Вспоминает Анна Николаевна Малина:
«Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра от голода пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное - в комод. Вечером кастрюлю воды на буржуйке согреем, я в нее - три крупинки пшена, три тоненькие палочки вермишели, три макаронинки. Такой суп и ели, считай, одну воду. Бывало, приду с работы - все домашние плачут, ругают меня. Мол, хлеб и крупа лежат, а ты не даешь. Но я-то понимала: сегодня можно все съесть, а завтра? Зато у меня все выжили».
Ведущий 3: В 1942 году в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Вспоминает Константин Дмитриев:
«Мы, молодые ребята, падали у станков, но меняли друг друга и работали, сколько было сил, а над нашими рабочими местами висели плакатики, написанные нашими же руками: Не уйду, пока не выполню норму!
Все 900 дней блокады город снабжал фронт всем необходимым. И кто знает, если б не Ленинград, может быть, и Москва не устояла бы»
Ведущий 1: Главным подвигом юных жителей города была учеба. 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно.
Ведущий 2: Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника:
«Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода. Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… »
Ведущий 3: Учеников в каждом классе стало меньше и в школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».
Ведущий 1: Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
Ведущий 2: Хотя обстановка в осажденном Ленинграде была очень тяжелой, тем не менее было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты.
Вот что говорили ученики о новогодней ёлке:
«Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. На обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».
«А еще в город привезли мандарины и раздавали их всем детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Мы прижимали его под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам».
Ведущий 1: А с весны до поздней осени школьники работали на полях, чтобы обеспечить город овощами. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
Ведущий 2: Также школьники помогали взрослым расчищать улицы от снега и грязи. Они приходили в госпиталь к раненым, убирали в палатах, кормили тяжелораненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.
Ведущий 3: С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту (эта девочка раздает в госпитальной палате письма раненым).
Ведущий 1: И не смотря на все ужасы войны, в осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли, шли фильмы, а в 1942 году даже снова открылся Дворец пионеров! Дворец творчества юных.
Ведущий 2: Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Смешанный хор с песней «Дети войны»
Ведущий 3: Дети блокадного Ленинграда не только пережили блокаду, они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч ленинградских детей и подростков за мужество и героизм были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…
Ведущий 3: Почтим всех павших в годы блокады минутой молчания.
Маленькие герои большой войны
Юные, безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим, вдруг ожившим строем,
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!
Заключительное слово заместителя директора по ВР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Никто не забыт, ничто не забыто"
Викторина о блокаде Ленинграда. В презентации содержится материал с вопросами и ответами для детей. В начале детям предлагается ответить на вопросы по теме занятия,тем самым открыть спрятанную ф...
Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)
Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)...
«Торжественная линейка, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Цель мероприятия:расширение представлений обучащихся о блокаде Ленинграда, истории ВОВ.Задачи:углубить и закрепить знания обучающихся о блокаде Ленинграда с использованием дополнительных источни...
Внеклассное мероприятие «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
В данной публикации представлен конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса с НОДА«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»...
Участие учащихся 4 а класса МОУ Удельнинская СОШ № 34 в творческом конкурсе детских рисунков, посвященному 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Международная историяческая программа "Память сердца: блокадный Ленинград"...
Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!» для учащихся начальных классов, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, день установления блокады Ленинграда.Два других более радостны...
Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (класс 2)
Форма: воспитательное мероприятие Тема: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"Цель: формировать у обучающихся общие представления о блокаде ...