"Как отвечать на детские вопросы"
консультация
«Почему трава зелёная, а снег белый? Почему собаки лают, а не мяукают?» – такая любознательность ребёнка поначалу радует родителей, порождая в них законное чувство гордости за своё чадо, а потом вызывает раздражительность, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой.
Так как же стоит отвечать на детские вопросы? Вот несколько советов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_otvechat_na_detskie_voprosy.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Как отвечать на детские вопросы?
В свое время М. Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей.
Что интересует дошкольников? Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы не касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, смысле и значении отдельных слов и т.п.
На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме: где? Кто? Какой? Что? Когда?
Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме: зачем? Почему?
В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов, о каком - либо предмете или явлении. Например, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? А ты видела шаровую молнию? Какая она?»
С течением времени вопросы меняются по форме. Пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5,5 лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни учёные считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Помолчи! Ты уже большой, а всё спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос - это показать своё незнание.
Обратите внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
Следующее требование - краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребенка требуется сообщение сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».
Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим ответам, ибо, как писал В.А. Сухомлинский: «Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А как думаешь ты?» При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ. Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение. На многие вопросы ребенок может получить убедительный ответ.
Следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Желаю успехов в поиске всех ответов на вопросы Ваших «почемучек»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...
конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему" Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»
Урок построет с учётом требование ФГОС...
Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР
Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...
Как задавать и отвечать на общие вопросы?
Даны правила о том, как задать общий вопрос и как ответить на такой вопрос....
Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие – на вопрос: что?
Планируемые результаты: Предметные· Формируем умение ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов....
Методы работы с детскими вопросами.
Дерево вопросов в классе. Как с помощью этого дерева ответить на детские вопросы....
Памятка для родителей "Как отвечать на детские вопросы"
Памятка для родителей "Как отвечать на детские вопросы"...