Рабочая программа по внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Я, ты, мы» для 1-х классов
рабочая программа (1 класс)

Цыганова Дарья Сергеевна

Данная программа разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также с задержкой психического развития. Коррекционная программа «Я, ты, мы» ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, а также успешную адаптацию к обучению в начальной школе.

Программа "Я, ты, мы" универсальна: ее можно адаптировать для детей постарше, а также использовать в других общеобразовательных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhokorrektsia_1b.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №59 Приморского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа по внеурочной деятельности

коррекционно-развивающей направленности

«Я, ты, мы»

для 1Б класса

Составитель: Цыганова Дарья Сергеевна, воспитатель

Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ГБОУ школы №59) внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Я, ты, мы» для 1 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
  • Приказом Министерства образования и науки России от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2016 N 41705);
  • Учебным планом ГБОУ школы № 59 Приморского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
  • Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (по ФГОС) (приказ от 31.08.2015 №48/64);
  • Уставом ГБОУ школы № 59, утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.04.2015  № 1877-р;
  • Положением об организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС в ГБОУ школе №59 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом ОУ от 20.05. 2016г. №38/3.

Коррекционная программа «Я, ты, мы» ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам,  имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у детей  с задержкой психического развития, а также успешную адаптацию к обучению в начальной школе.

Цель программы: создание  социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.

В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются задачи программы:

− формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;

− совершенствование познавательной деятельности, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

− стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;

− освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;

−  компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;

− освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

− способствование психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации;

− создание условий для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося.

Общая характеристика программы

Программа “Я, ты, мы” может быть конкретизирована и представлена следующими вариативными модулями:

Адаптационный модуль: принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами.

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Развитие коммуникативной сферы: развитие способности к взаимодействию с одноклассниками.

Развитие  эмоционально-личностной  сферы  и  коррекция  ее  недостатков

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется педагогом самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.

Структура программы коррекционно-развивающих занятий включает в себя следующие разделы:

  • “Вводный”: знакомство со школьной жизнью, сплочение коллектива, а также формирование норм поведения в обществе;
  • “Коррекция психоэмоционального состояния”: коррекция поведения и формирование навыков саморегуляции;
  • “Развитие познавательных процессов”: развитие высших психических функций.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей 1 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ. Курс программы рассчитан на 66 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 60 мин.

Формы и структура занятий

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Я, ты, мы» осуществляется через групповые занятия, которые проходят в форме игровой деятельности, беседы, творческих заданий. В вводном разделе особое внимание уделяется коллективным обсуждениям, совместным играм, а также просмотру и дальнейшему обсуждению мультфильмов, которое позволяет ребенку осмыслить жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями. В разделе “Коррекция психоэмоционального состояния” широко используются творческие упражнения, имеющие терапевтическое действие и направленные на снятие напряжения и тревожности. В разделе “Развитие познавательных процессов” используются не только наглядные тематические задачи, но и мультимедийные презентации развивающей направленности.

Раздел “Вводный” разделен по следующим направлениям:

  • введение в школьную жизнь, знакомство с одноклассниками и правилами ОУ;
  • формирование и сплочение классного коллектива;
  • формирование коммуникативных навыков и норм поведения в обществе.

Занятия, входящие в раздел “Коррекция психоэмоционального состояния”, можно разделить на несколько направлений:

  • упражнения на понимание собственных эмоций и эмоций окружающих людей;
  • упражнения на самоконтроль, саморегуляцию;
  • упражнения на стабилизацию самооценки;
  • упражнения на повышение учебной мотивации;
  • упражнения на грамотную коммуникацию с окружающими людьми;
  • упражнения на выражение собственных чувств и эмоций, в том числе и негативных.

 Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить по следующим направлениям:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
  • задания на развитие логического мышления;
  • задания на развития скорости реакции;
  • задания на понимание понятий формы, величины, веса;
  • задания на понимание понятия времени;
  • задания на развитие умения ориентироваться в пространтсве.

Эти классификации является условными, поскольку те же познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Ожидаемые результаты коррекционно-развивающих занятий и оценка их эффективности

Программа «Я, ты, мы»» обеспечивает достижение учащимся 1 класса определенных личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации,

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения,

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- умение концентрировать и переключать своё внимание,

- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,

-  формулирование собственного мнения,

- использование речи для регуляции собственных действий.

Содержание программы

Раздел 1: вводный (7ч).

Раздел 2.1: коррекция психоэмоционального состояния (32ч).

Раздел 2.2: развитие познавательных процессов (27ч).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

п/т

дата

тема занятия

содержание занятия

Раздел 1: Вводный (7ч.)

1

1

3.09.19

Знакомство

Знакомство с педагогом, с правилами проведения занятий. Знакомство с одноклассниками посредством игр.

2

2

5.09

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива посредством объединяющих командных игр. Игры на выявление лидера и включение в коллектив “одиночек”. Игры, направленные на здоровую коммуникацию с одноклассниками и доброжелательное отношение к ним.

3

3

10.09

4

4

12.09

5

5

17.09

Уроки вежливости

Воспитание культуры поведения, речевого этикета. Игры на закрепление материал и коллективные обсуждения.

Слова вежливости. Правильные и неправильные поступки.

6

6

19.09

7

7

24.09

Раздел 2.1: Коррекция психоэмоционального состояния (32ч.)

8

1

1.10.19

Знакомство с эмоциями

Повторение известных чувств и эмоций, знакомство с новыми. Игра на понимание материала и его закрепление.

9

2

8.10

«Я чувствую»

Беседа и игровые упражнения на понимание себя и собственных эмоций. Творческая работа «Нарисуй, что чувствуешь».

10

3

15.10

«Ты чувствуешь»

Беседа и игровые упражнения на понимание и уважение чувств окружающих людей. Групповая творческая работа. Рефлексия.

11

4

22.10

Деструктивные эмоции

Теория и коллективное обсуждение: как д.э. влияют на нашу жизнь? Как справиться со своими д.э.? Игровые упражнения. Творческая работа.

12

5

5.11

13

6

12.11

«Я не боюсь!»

Теория страха: откуда он берется и как влияет на нашу жизнь? Разбор детских страхов. Индивидуальные и коллективные творческие работы. Коллективное обсуждение: как победить страх? Игры на снятие псих.напряжения.

14

7

19.11

15

8

26.11

16

9

3.12

17

10

10.12

Агрессия

Теория агрессивных эмоций: почему мы злимся? Что я чувствую, когда злюсь? Какие бывают последствия всплесков агрессии? Обсуждение.  Коллективные и индивидуальные творческие работы. Упражнения на саморегуляцию, приемы вытеснения, на правильное выражение злости. Игры на снятие напряжения.

18

11

17.12

19

12

24.12

20

13

14.01.20

21

14

21.01

Конструктивные эмоции

Знакомство с к.э. Теория и обсуждение: почему «положительные» эмоции? Как испытывать их чаще? Игры на закрепление материала. Упражнения на саморегуляцию. Игры и упражнения на создание позитивных установок. Творческие работы.

22

15

28.01

23

16

11.02

Самооценка

Коррекция заниженной/завышенной самооценки посредством игр и упражнений. Создание ситуации успеха для учащихся с заниж.самооценкой. Выявление слабых и сильных сторон каждого учащегося и акцентировка на последних.

24

17

18.02

25

18

25.02

26

19

3.03

27

20

10.03

Мотивация

Разбор учебной мотивации: зачем я хожу в школу? Разница между желанием (хочу) и долгом (надо). Создание ситуации успеха для неуверенных и незамотивированных учащихся через тематические игры и упражнения.

28

21

17.03

29

22

31.03

30

23

7.04

31

24

14.04

Коммуникация

Коллективное обсуждение: как общаться со взрослыми и сверстниками? Как вести себя во время ссоры? Игры и упражнения на совместное взаимодействие в парах и командах, умение договариваться и слышать друг друга. Воспитание толерантности к окружающим людям.

32

25

21.04

33

26

28.04

34

27

5.05

35

28

7.05

Эмоции повсюду

Эмоциональное искусство и повседневность: определение чувств, выраженных композиторами, художниками и т.д.; эмоции, испытываемые каждый день.

36

29

12.05

37

30

14.05

38

31

19.05

39

32

21.05

«Эмоциональное поле»

Обобщающая коллективная творческая работа, состоящая из двух этапов: подготовка материала для композиции и составление самой композиции. Цель: попытка изобразить эмоции при помощи красок, бумаги и разных техник.

Раздел 2.2: Развитие познавательных процессов (27ч.)

40

1

26.09.19

Понятие формы, цвета, величины, веса

Задачи и игровые упражнения на различие фигур, понятия объема (круг-шар), веса (тяжелый-легкий), длины и ширины. Сравнение предметов по цвету и указанным параметрам.

41

2

3.10

42

3

10.10

43

4

17.10

44

5

24.10

Развитие внимания и скорости реакции

Упражнения на зрительную, слуховую, осязательную сосредоточенность. “Найди различия”, “Рыбка”, “Повтори рисунок”, “Собери мозаику”, “Найди лишнее”, “Кто первый?”, диктант по клеткам, “Пожалуйста” и пр.

45

6

7.11

46

7

14.11

47

8

21.11

48

9

28.11

49

10

5.12

50

11

12.12

Развитие логического мышления

Упражнения на установление причинно-следственных связей. Логические задачи, задачи “с подвохом” - на тренировку критического мышления. “Продолжи последовательность”, круги Эйлера, задачи на определение групп предметов по ведущим признакам.

51

12

19.12

52

13

26.12

53

14

16.01.20

54

15

23.01

55

16

30.01

Понятия пространства и времени

Игры и упражнения на ориентировку: ориентировка по листу бумаги, составление плана класса/ школы, схемы маршрутов. Нахождение предметов по предложенному плану. Ориентировка тела в пространстве: над, под, слева, справа и т.д. Составление режима дня, понятия “день”, “утро”, “ночь”, “вечер”, “час”, “сутки”. Понятие времен года и дней недели.

56

17

13.02

57

18

20.02

58

19

27.02

59

20

5.03

60

21

12.03

61

22

19.03

Развитие памяти

Развитие видов памяти: долговременной, кратковременной, оперативной; двигательной, зрительной, слуховой, осязательной. Тематические задачи, игровые упражнения: карточки на запоминание, “Что поменялось?”, “Сколько предметов было на картинке?”, “Что какого цвета?” и пр.

62

23

2.04

63

24

9.04

64

25

16.04

65

26

23.04

66

27

30.04

Материально-техническое обеспечение

Для проведения групповых занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами, и в движении. Необходимы:

  • компьютер, экран, мультимедийный проектор;
  • доска, мел;
  • краски, кисточки, альбомные листы, баночки под воду, карандаши, ручки, ножницы и пр.

Литература

  1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе – М., 2005.
  3. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
  4. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  5. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
  6. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  7. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  8. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
  9. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
  10. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
  11. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
  12. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  14. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
  15. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  16. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности "Математическая школа Олимпийского резерва" (3-4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учителей НОО. Программа структурирована и содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование и основные...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивная карусель» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивная карусель» разработана на основе Федерального государ­ственного образователь...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения прог...