Рабочая программа по внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Я, ты, мы» для 1-х классов
рабочая программа (1 класс)
Данная программа разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также с задержкой психического развития. Коррекционная программа «Я, ты, мы» ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, а также успешную адаптацию к обучению в начальной школе.
Программа "Я, ты, мы" универсальна: ее можно адаптировать для детей постарше, а также использовать в других общеобразовательных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhokorrektsia_1b.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №59 Приморского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по внеурочной деятельности
коррекционно-развивающей направленности
«Я, ты, мы»
для 1Б класса
Составитель: Цыганова Дарья Сергеевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ГБОУ школы №59) внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Я, ты, мы» для 1 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в соответствии со следующими документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
- Приказом Министерства образования и науки России от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2016 N 41705);
- Учебным планом ГБОУ школы № 59 Приморского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
- Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (по ФГОС) (приказ от 31.08.2015 №48/64);
- Уставом ГБОУ школы № 59, утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.04.2015 № 1877-р;
- Положением об организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС в ГБОУ школе №59 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом ОУ от 20.05. 2016г. №38/3.
Коррекционная программа «Я, ты, мы» ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, а также успешную адаптацию к обучению в начальной школе.
Цель программы: создание социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются задачи программы:
− формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
− совершенствование познавательной деятельности, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
− стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
− освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
− компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
− освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
− способствование психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации;
− создание условий для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося.
Общая характеристика программы
Программа “Я, ты, мы” может быть конкретизирована и представлена следующими вариативными модулями:
Адаптационный модуль: принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами.
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
Развитие коммуникативной сферы: развитие способности к взаимодействию с одноклассниками.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется педагогом самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.
Структура программы коррекционно-развивающих занятий включает в себя следующие разделы:
- “Вводный”: знакомство со школьной жизнью, сплочение коллектива, а также формирование норм поведения в обществе;
- “Коррекция психоэмоционального состояния”: коррекция поведения и формирование навыков саморегуляции;
- “Развитие познавательных процессов”: развитие высших психических функций.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей 1 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ. Курс программы рассчитан на 66 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 60 мин.
Формы и структура занятий
Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Я, ты, мы» осуществляется через групповые занятия, которые проходят в форме игровой деятельности, беседы, творческих заданий. В вводном разделе особое внимание уделяется коллективным обсуждениям, совместным играм, а также просмотру и дальнейшему обсуждению мультфильмов, которое позволяет ребенку осмыслить жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями. В разделе “Коррекция психоэмоционального состояния” широко используются творческие упражнения, имеющие терапевтическое действие и направленные на снятие напряжения и тревожности. В разделе “Развитие познавательных процессов” используются не только наглядные тематические задачи, но и мультимедийные презентации развивающей направленности.
Раздел “Вводный” разделен по следующим направлениям:
- введение в школьную жизнь, знакомство с одноклассниками и правилами ОУ;
- формирование и сплочение классного коллектива;
- формирование коммуникативных навыков и норм поведения в обществе.
Занятия, входящие в раздел “Коррекция психоэмоционального состояния”, можно разделить на несколько направлений:
- упражнения на понимание собственных эмоций и эмоций окружающих людей;
- упражнения на самоконтроль, саморегуляцию;
- упражнения на стабилизацию самооценки;
- упражнения на повышение учебной мотивации;
- упражнения на грамотную коммуникацию с окружающими людьми;
- упражнения на выражение собственных чувств и эмоций, в том числе и негативных.
Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить по следующим направлениям:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие логического мышления;
- задания на развития скорости реакции;
- задания на понимание понятий формы, величины, веса;
- задания на понимание понятия времени;
- задания на развитие умения ориентироваться в пространтсве.
Эти классификации является условными, поскольку те же познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающих занятий и оценка их эффективности
Программа «Я, ты, мы»» обеспечивает достижение учащимся 1 класса определенных личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации,
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения,
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- умение концентрировать и переключать своё внимание,
- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- формулирование собственного мнения,
- использование речи для регуляции собственных действий.
Содержание программы
Раздел 1: вводный (7ч).
Раздел 2.1: коррекция психоэмоционального состояния (32ч).
Раздел 2.2: развитие познавательных процессов (27ч).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/т | дата | тема занятия | содержание занятия |
Раздел 1: Вводный (7ч.) | ||||
1 | 1 | 3.09.19 | Знакомство | Знакомство с педагогом, с правилами проведения занятий. Знакомство с одноклассниками посредством игр. |
2 | 2 | 5.09 | Сплочение коллектива | Сплочение коллектива посредством объединяющих командных игр. Игры на выявление лидера и включение в коллектив “одиночек”. Игры, направленные на здоровую коммуникацию с одноклассниками и доброжелательное отношение к ним. |
3 | 3 | 10.09 | ||
4 | 4 | 12.09 | ||
5 | 5 | 17.09 | Уроки вежливости | Воспитание культуры поведения, речевого этикета. Игры на закрепление материал и коллективные обсуждения. Слова вежливости. Правильные и неправильные поступки. |
6 | 6 | 19.09 | ||
7 | 7 | 24.09 | ||
Раздел 2.1: Коррекция психоэмоционального состояния (32ч.) | ||||
8 | 1 | 1.10.19 | Знакомство с эмоциями | Повторение известных чувств и эмоций, знакомство с новыми. Игра на понимание материала и его закрепление. |
9 | 2 | 8.10 | «Я чувствую» | Беседа и игровые упражнения на понимание себя и собственных эмоций. Творческая работа «Нарисуй, что чувствуешь». |
10 | 3 | 15.10 | «Ты чувствуешь» | Беседа и игровые упражнения на понимание и уважение чувств окружающих людей. Групповая творческая работа. Рефлексия. |
11 | 4 | 22.10 | Деструктивные эмоции | Теория и коллективное обсуждение: как д.э. влияют на нашу жизнь? Как справиться со своими д.э.? Игровые упражнения. Творческая работа. |
12 | 5 | 5.11 | ||
13 | 6 | 12.11 | «Я не боюсь!» | Теория страха: откуда он берется и как влияет на нашу жизнь? Разбор детских страхов. Индивидуальные и коллективные творческие работы. Коллективное обсуждение: как победить страх? Игры на снятие псих.напряжения. |
14 | 7 | 19.11 | ||
15 | 8 | 26.11 | ||
16 | 9 | 3.12 | ||
17 | 10 | 10.12 | Агрессия | Теория агрессивных эмоций: почему мы злимся? Что я чувствую, когда злюсь? Какие бывают последствия всплесков агрессии? Обсуждение. Коллективные и индивидуальные творческие работы. Упражнения на саморегуляцию, приемы вытеснения, на правильное выражение злости. Игры на снятие напряжения. |
18 | 11 | 17.12 | ||
19 | 12 | 24.12 | ||
20 | 13 | 14.01.20 | ||
21 | 14 | 21.01 | Конструктивные эмоции | Знакомство с к.э. Теория и обсуждение: почему «положительные» эмоции? Как испытывать их чаще? Игры на закрепление материала. Упражнения на саморегуляцию. Игры и упражнения на создание позитивных установок. Творческие работы. |
22 | 15 | 28.01 | ||
23 | 16 | 11.02 | Самооценка | Коррекция заниженной/завышенной самооценки посредством игр и упражнений. Создание ситуации успеха для учащихся с заниж.самооценкой. Выявление слабых и сильных сторон каждого учащегося и акцентировка на последних. |
24 | 17 | 18.02 | ||
25 | 18 | 25.02 | ||
26 | 19 | 3.03 | ||
27 | 20 | 10.03 | Мотивация | Разбор учебной мотивации: зачем я хожу в школу? Разница между желанием (хочу) и долгом (надо). Создание ситуации успеха для неуверенных и незамотивированных учащихся через тематические игры и упражнения. |
28 | 21 | 17.03 | ||
29 | 22 | 31.03 | ||
30 | 23 | 7.04 | ||
31 | 24 | 14.04 | Коммуникация | Коллективное обсуждение: как общаться со взрослыми и сверстниками? Как вести себя во время ссоры? Игры и упражнения на совместное взаимодействие в парах и командах, умение договариваться и слышать друг друга. Воспитание толерантности к окружающим людям. |
32 | 25 | 21.04 | ||
33 | 26 | 28.04 | ||
34 | 27 | 5.05 | ||
35 | 28 | 7.05 | Эмоции повсюду | Эмоциональное искусство и повседневность: определение чувств, выраженных композиторами, художниками и т.д.; эмоции, испытываемые каждый день. |
36 | 29 | 12.05 | ||
37 | 30 | 14.05 | ||
38 | 31 | 19.05 | ||
39 | 32 | 21.05 | «Эмоциональное поле» | Обобщающая коллективная творческая работа, состоящая из двух этапов: подготовка материала для композиции и составление самой композиции. Цель: попытка изобразить эмоции при помощи красок, бумаги и разных техник. |
Раздел 2.2: Развитие познавательных процессов (27ч.) | ||||
40 | 1 | 26.09.19 | Понятие формы, цвета, величины, веса | Задачи и игровые упражнения на различие фигур, понятия объема (круг-шар), веса (тяжелый-легкий), длины и ширины. Сравнение предметов по цвету и указанным параметрам. |
41 | 2 | 3.10 | ||
42 | 3 | 10.10 | ||
43 | 4 | 17.10 | ||
44 | 5 | 24.10 | Развитие внимания и скорости реакции | Упражнения на зрительную, слуховую, осязательную сосредоточенность. “Найди различия”, “Рыбка”, “Повтори рисунок”, “Собери мозаику”, “Найди лишнее”, “Кто первый?”, диктант по клеткам, “Пожалуйста” и пр. |
45 | 6 | 7.11 | ||
46 | 7 | 14.11 | ||
47 | 8 | 21.11 | ||
48 | 9 | 28.11 | ||
49 | 10 | 5.12 | ||
50 | 11 | 12.12 | Развитие логического мышления | Упражнения на установление причинно-следственных связей. Логические задачи, задачи “с подвохом” - на тренировку критического мышления. “Продолжи последовательность”, круги Эйлера, задачи на определение групп предметов по ведущим признакам. |
51 | 12 | 19.12 | ||
52 | 13 | 26.12 | ||
53 | 14 | 16.01.20 | ||
54 | 15 | 23.01 | ||
55 | 16 | 30.01 | Понятия пространства и времени | Игры и упражнения на ориентировку: ориентировка по листу бумаги, составление плана класса/ школы, схемы маршрутов. Нахождение предметов по предложенному плану. Ориентировка тела в пространстве: над, под, слева, справа и т.д. Составление режима дня, понятия “день”, “утро”, “ночь”, “вечер”, “час”, “сутки”. Понятие времен года и дней недели. |
56 | 17 | 13.02 | ||
57 | 18 | 20.02 | ||
58 | 19 | 27.02 | ||
59 | 20 | 5.03 | ||
60 | 21 | 12.03 | ||
61 | 22 | 19.03 | Развитие памяти | Развитие видов памяти: долговременной, кратковременной, оперативной; двигательной, зрительной, слуховой, осязательной. Тематические задачи, игровые упражнения: карточки на запоминание, “Что поменялось?”, “Сколько предметов было на картинке?”, “Что какого цвета?” и пр. |
62 | 23 | 2.04 | ||
63 | 24 | 9.04 | ||
64 | 25 | 16.04 | ||
65 | 26 | 23.04 | ||
66 | 27 | 30.04 |
Материально-техническое обеспечение
Для проведения групповых занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами, и в движении. Необходимы:
- компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- доска, мел;
- краски, кисточки, альбомные листы, баночки под воду, карандаши, ручки, ножницы и пр.
Литература
- Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе – М., 2005.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
- Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
- Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности "Математическая школа Олимпийского резерва" (3-4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учителей НОО. Программа структурирована и содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование и основные...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья», направление – спортивно-оздоровительное, для учащихся 1 "Б" класса
Внеурочная деятельность "Планета здоровья". Рабочая программа 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивная карусель» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивная карусель» разработана на основе Федерального государственного образователь...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения прог...