Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности "Математическая школа Олимпийского резерва" (3-4 класс)
рабочая программа по математике (3, 4 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учителей НОО. Программа структурирована и содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование и основные требования, предъявляемые к обучающимся 3-4 классов по данной направленности. Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет возможность обучающимся работать на уровне повышенных требований. Мною обобщен и представлен опыт по развитию интеллекутальных и творческих способностей обучающихся по предмету "Математика" в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математическая школа Олимпийского резерва»
3-4 класс
Составитель:
Федюнина Юлия Павловна,
учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математическая школа Олимпийского резерва»
3-4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание ценностных ориентиров курса математики
во внеурочной деятельности
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание внеурочной деятельности в курсе математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Цели обучения:
- овладение математическим языком, знаково-символическими средствами,
- установление отношений между математическими объектами и объектами окружающего мира, процессами и явлениями, происходящих в повседневной практике;
- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
- решение математических задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Задачи:
1. Стимулировать обучающихся к участию в разнообразных способах учебной деятельности;
2. Выстроить целостную систему работы с одаренными детьми в ОО.
3. Удовлетворять потребность в новой информации (коммуникативная адаптация);
4. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
5. содействовать умелому использованию символики;
6. учить правильно применять математическую терминологию;
7. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей в ОО становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для многих ребят конкурсы становятся стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути.
Мною накоплен определенный опыт по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся по предмету «Математика». В ОО имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Курс «Математическая школа Олимпийского резерва» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Данная программа рассчитана на обучающихся , имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс рассчитан на 2 года и рассчитан на обучающихся 3,4 – ых классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет возможность обучающимся работать на уровне повышенных требований.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
При отборе содержания и структурирования курса использованы общедидактические
Принципы программы:
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
- развитие интереса к математике как науке физико-математического направления;
- успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Ориентация на расширение жизненного опыта
Курс позволяет осуществить учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Методическое обеспечение курса
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Занятие состоит из теоретической части и практической.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности обучающихся путём создания проблемных ситуаций, индивидуальных и групповых способов обучения. К таким технологиям я бы отнесла:
- технологию обучения в сотрудничестве;
- коммуникативную технологию.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы.
Значимыми формами образовательной деятельности являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
Реализация данного курса способствует формированию не только предметных математических компетентностей обучающихся, но и формированию метапредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.
Для проверки уровня усвоения знаний обучающимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- математические конкурсы
- викторины
- КВН
- турниры
- олимпиады
- выпуск стенгазет
Формы подведения итогов реализации курса:
- тестирования
- школьные олимпиады
- проектная деятельность (конкурс проектов)
- участие в международной игре «Кенгуру»
- творческие работы (составление собственного сборника)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизации;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах, применять на практике полученные знания.
Обчающиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (метапредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности |
Решение практико-ориентированных компетентностных задач | |||
1. | Решение бытовых задач с опорой на собственный опыт. | 1 | решение задач |
2. | Площадь и объем. | 1 | решение задач |
3. | Занимательные задачи на движение. | 2 | решение задач |
4. | Цена, количество, стоимость. | 1 | решение задач |
5. | Занимательные задачи. | 1 | Самостоятельное составление задач с опорой на исходные данные |
6. | Время и его измерение. | 1 | Работаем с информацией |
7. | Решение логических задач на установление родственных отношений. | 1 | Работа в малых группах |
8. | О чем рассказали таблицы. | 1 | Работа с информацией |
9. | Экономические задачи. | 1 | Решение задач и матем. ребусов |
10. | Викторина: «Юные знатоки математики» | 1 | Решение нестандартных заданий |
11. | Решение логических задач. | 2 | Решение задач и матем. ребусов |
Решение стохастических задач | |||
12. | Таблицы и графы. | 3 | схематическое изображение задач |
13. | Перестановки с повторениями и без повторений | 1 | Работа в группах |
14. | Сочетания без повторений и с повторениями | 1 | работа с графической и текстовой информацией |
15. | Статистические задачи. Таблицы. | 2 | решение задач |
16. | Диаграммы. | 3 | работа с информацией, представленной диаграммами разного вида |
17. | Среднее значение | 1 | решение задач и ребусов |
18. | Арифметические игры | 1 | решение нестандартных заданий |
19. | Решение задач изученных видов | 2 | работа с информацией |
20. | Математический КВН | 2 | |
21. | Выпуск газеты с составленными самостоятельно задачами | 1 | работа в группах |
22. | Олимпиада по математике | 2 | решение заданий повышенной трудности |
23. | Турнир знатоков математики | 1 | решение заданий повышенной трудности |
24. | Круглый стол «Подведём итоги». | 1 | Коллективная работа по составлению отчета |
Всего: | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности |
Решение практико-ориентированных компетентностных задач | |||
1. | Решение бытовых задач с опорой на собственный опыт. | 2 | решение задач |
2. | Решение задач на расчет площади и объема. | 2 | решение задач |
3. | Занимательные задачи на движение. | 2 | решение задач |
4. | Цена, количество, стоимость. | 2 | решение задач |
5. | Время и его измерение. | 1 | Работаем с информацией |
6. | Работаем с таблицами. | 2 | Работа с информацией |
7. | Каверзные вопросы и задания. | 1 | Решение задач и матем. ребусов |
8. | Викторина: «Юные знатоки математики» | 1 | Решение нестандартных заданий |
9. | Решение логических задач. | 2 | Решение задач и матем. ребусов |
Решение стохастических задач | |||
10. | Таблицы и графы. | 2 | схематическое изображение задач |
11. | Перестановки с повторениями и без повторений | 1 | Работа в группах |
12. | Сочетания без повторений и с повторениями | 1 | работа с графической и текстовой информацией |
13. | События и их вероятности. | 1 | Исследовательская работа «Почему так?...» |
14. | Статистические задачи. Таблицы. | 2 | решение задач |
15. | Диаграммы. | 2 | работа с информацией, представленной диаграммами разного вида |
16. | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | работа с текстовой информацией |
17. | Среднее значение | 1 | решение задач и ребусов |
18. | Арифметические игры | 1 | решение нестандартных заданий |
19. | Математический КВН | 1 | решение нестандартных заданий |
20. | Компьютерные математические игры. | 1 | Работа с ПК (в парах и индивидуально) |
21. | Выпуск газеты с составленными самостоятельно задачами | 1 | работа в группах |
22. | Олимпиада по математике | 2 | решение заданий повышенной трудности |
23. | Турнир знатоков математики | 1 | решение заданий повышенной трудности |
24. | Круглый стол «Подведём итоги». | 1 | Коллективная работа по составлению отчета |
Всего: | 34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- О.Холодова, Юным умникам и умницам, методическое пособие для 4 класса, Москва, РОСТ книга, 2017
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2015
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995, 2014
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2015
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал, выпуски 2015-2018 гг
- Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса М.: Баласс; Издательство «Школьный дом», 2013
- Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 4 класса М.: Баласс; Издательство «Школьный дом», 2013
- Тонких А.П. Сборник задач по математике для начальной школы. Пособие для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 2013
- https://infourok.ru/nestandartnie-zadachi-po-matematike-klass-804162.html
- http://ped-kopilka.ru/blogs/krjazhevskih-elena/reshenie-nestandartnyz-zadach-po-matematike-v-nachalnoi-shkole.html
- http://mat-zadachi.ru/4-class/nestandartniye-zadachi.php
- https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/sbornik-niestandartnyie-zadachi-po-matiematikie-dlia-1-4-klassov
Для учащихся:
1. О.Холодова, Юным умникам и умницам, рабочая тетрадь для детей
9-10 лет, Москва, РОСТ книга, 2017
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2014
3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» для 1-2 классов по ФГОС
Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-674922-1443717819.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-394914-1423678092.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-394914-1423678092.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-982610-1512570416.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.
В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...