Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия»
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.doc | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1 от « » августа 2024 г. Руководитель методического совета Е.А. Щукина | Утверждено: Директор ГКОУ «Вышневолоцкая школа– интерната №2» Т.В.Шутилова Приказ № по школе-интернату №2 от « » августа 2024 г. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №2»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Коррекционно-развивающие занятия»
для обучающихся 1 доп. класса с ЗПР на 2024 – 2025 учебный год
(срок реализации программы)
Учитель: Рахманова Татьяна Сергеевна
г. Вышний Волочек
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания.
Цели и задачи изучения рабочей программы по внеурочной деятельности
Цель программы: создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией обучающихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционно-развивающие:
- развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации;
- развитие речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании;
-планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации. Формирование ИКТ компетенции. Воспитывающие:
- Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;
- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
-осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность)
-осознание необходимости самоконтроля; Эстетическое и экологическое воспитание.
Характеристика психологических предпосылок к изучению курса «Коррекционно-развивающие занятия».
Русский язык.
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, пришедшие в 1 дополнительный класс, нередко продолжают демонстрировать слабые языковые и речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. По окончании 1 дополнительного класса у обучающихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Математика.
Особенности познавательной деятельности и интеллектуального развития детей с ЗПР определяют специфику изучения предмета. Как правило обучающиеся с ЗПР не проявляют достаточной познавательной активности и стойкого интереса к учебным заданиям, они не могут обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, у них нет стремления к улучшению результата.
Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности, затрудняют использование математических знаков «<» (меньше) и «>» (больше), освоение разрядов многозначных чисел, геометрического материала (чертежно-графических навыков и использования чертежно-измерительных средств).
Недостаточность развития словесно-логического мышления, логических операция анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования приводят к значительным трудностям в решении арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно понимают смысл вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения, могут «играть» с числами, не соотносят искомые и известные данные, не видят математических зависимостей. Инертность, замедленность и малоподвижность мыслительных процессов затрудняют формирование вычислительных навыков, использования правила порядка арифметических действий, алгоритма приема письменных вычислений. В программу учебного предмета «Математика» введены специальные разделы, направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных трудностей, предусмотрены специальные подходы и виды деятельности, способствующие устранению или уменьшению затруднений.
В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности материала к познавательным возможностям учеников. Для этого произведен отбор содержания учебного материала и адаптация видов деятельности обучающихся с ЗПР, а также предусматривается возможность предъявления дозированной помощи и/или использование руководящего контроля педагога. Трудные для усвоения темы детализируются, а учебный материал предъявляется небольшими дозами. Для лучшего закрепления материала и автоматизации навыков широко используются различные смысловые и визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое внимание уделяется практической работе и предметно-практическому оперированию, отработке алгоритмов работы с правилом, письменных приемов вычислений и т.д.
Литературное чтение
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении.
Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного.
Место рабочей программы по внеурочной деятельности
В соответствии с учебным планом курс «Коррекционно-развивающие занятия » реализуется в1 дополнительном классе по 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 99 часов в год.
Подходы к содержанию обучения, к определению планируемых результатов и структуре тематического планирования.
Специфика видов деятельности обучающихся с ЗПР при изучении коррекционного курса определяется их особыми образовательными потребностями. Для обучающихся с ЗПР необходимо предусмотреть предъявление дозированной помощи, которая при постепенном уменьшении позволит осуществить переход от выполнения учебной работы под руководством и с помощью педагога к самостоятельному выполнению задания. Особое внимание должно уделяться формированию осознания у обучающихся с ЗПР своих учебных трудностей и способов использования вспомогательных средств для их преодоления. Специальное внимание должно уделяться обучению использования визуальных и смысловых опор. Для обучающихся с ЗПР также предусматриваются дополнительные шаги при выполнении учебного действия и их визуальное подкрепление с тем, чтобы сделать связи в совершаемом действии более очевидными и осмысленными. Определенное место должна занимать работа с инструкцией к заданию. С учащимися следует детально прорабатывать понимание шагов учебных действий, определяемых в инструкции и их последовательность. Приучать руководствоваться ей при выполнении задания, учитывать все звенья, связывая их в контекстное целое. Важным является словесный отчет, который дает ученик с ЗПР по походу выполнения задания или итогу работы, как способ речевой регуляции действий и повышения осознанности совершаемой деятельности.
Содержание учебного предмета
Русский язык 33ч.
- Зачем нам нужен язык 2ч. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.
- В стране «Фонетике»-5ч. Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте. Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию.
- В мире «Графика»-5ч. Игровое упражнение «Отгадай букву»: задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно- пространственных представлений образов печатных и рукописных букв. Упражнение: анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Игровое упражнение «Выбери букву»: поиск отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию.
- Станция «Лексика и морфология»-7ч. Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос
«что?» / отвечают на вопрос «кто?». Работа в группах: дополнить заданное предложение другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»). Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Комментированное выполнение задания: после совместного анализа нахождение в тексте небольшого объема слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?». Упражнение «Найди соответствие»: соотносят многозначное слово с предметными картинками.
- Прекрасный мир «Синтаксиса»-5ч.Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы. Работа в
парах: подбор предложений к заданной схеме (соотнесение предложений со схемами из трех заданных).Совместная работа: составление предложения из набора слов.
- Интересная страна «Орфография и пунктуация»-9ч. Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов. Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку (при необходимости с направляющей помощью учителя).Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании. Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания. Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике.
Математика
- Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Сложение и вычитание-18ч.
Учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче измерение отрезков в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины. Увеличение длины отрезков на…, уменьшение длины отрезков на... . Практическое закрепление навыков измерения в окружающей действительности.
Учиться устанавливать последовательность при счёте. Правильно записывать цифру 5. Присчитывание единицы к меньшему числу; состав числа из двух слагаемых; отсчитывание от большего числа для получения заданного числа. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картине. Систематизация знаний о геометрических фигурах.
Учиться распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч. Поиск геометрических фигур в окружающем.
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
- Числа от 1 до 20. Нумерация-7ч.Порядковый счет от 11 до 20. Ориентироваться данном числовом ряду. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счете.Образование числа из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись двузначных чисел.Практическое знакомство с мерой длины – дециметр.Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.
- Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание-8ч.Использовать изученные приёмы вычислений при сложении и вычитании чисел второго десятка. Решать текстовые задачи арифметическим способом.Повторить правильный алгоритм работы с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему.Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал.Решать чистовые выражения вида 11-12-13-14, 15,16,17,18работать по запоминанию табличных случаев вычитания.Повторить правильный алгоритм работы с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему.
Литературное чтение
- Чтение произведений А.С.Пушкина-4ч.Познакомить с творчеством Александра Сергеевича ПушкинаРабота с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста. Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — добрая, а волк — умный. Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.
- Народные сказки-3ч. Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по
частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста. Выразительное чтение по ролям диалогов героев. Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения после совместного анализа
- Русские народные сказки-6ч.Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях. Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки. на предложенный план. Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение Фамилия автора. Заголовок.
- Сказки о животных-8ч. Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения. Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя.
- Литературные сказки (авторские)-12ч. В. Берестов. «Змей-хвастунишка». Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по заданию учителя. Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося).
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации курса достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.
В области адаптации вновь прибывших обучающихся к школьным требованиям:
- позитивное отношение к посещению школы;
- соблюдение школьной дисциплины;
- ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
- социально-нормативное обращение к педагогу;
- социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
- формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
-формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
-формирование дифференцированной самооценки (постарался - не постарался, справился – не справился);
-формирование умения составлять программу действий (возможно совместно с взрослым);
-формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
-формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, неотвлекаясь на посторонние раздражители;
-способность правильно воспроизводить графический образец;
-способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
-способность давать словесный отчет о проделанной работе;
-формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
-совершенствование мотивационно -целевой основы учебно-познавательной деятельности;
-улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
-способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
-называние пальцев рук и их взаиморасположения;
-способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени,
-возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
-возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
-способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
-способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале,
-возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его,
-способность к вербализации своих действий;
-способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
-способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане. В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
-уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
-способность переживать чувство гордости за свои успехи, вербализовать повод для гордости; В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
-способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
-уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
-снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
-формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
-снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
Для диагностики результатов обучающихся предусмотрены следующие формы контроля: устные ответы, тестовые задания, графическая работа, контроль вычислительных навыков, анализ динамики текущей успеваемости и т.д.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-дефектолог пытается достичь.
Личностные
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов учения;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности во всех видах деятельности;
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться словарями и справочным материалом;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/Под редакцией С. Г. Шевченко, авторы-составители: Р. Д. Тригер, Ю. А.Костенкова, И. Н. Волкова, С. Г. Шевченко и др.- М.: «Школьная пресса», 2004;
- Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т. Г. Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010.
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.
- Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно- методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002.
- Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. — М.: У Ц «Перспектива»,
2001.
- Локалова Н. П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей
при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997.
- Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.
- ШевченкоС.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006
Контрольно – измерительные материалы.
- Ситникова Т. Н. "Контрольно-измерительные материалы. Математика. 1 класс. ФГОС". Издательство Вако. 2019 год.
- Кутявина С. В. "Литературное чтение. 1 класс. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС". Издательство Вако. 2021 год.
- Позолотина И.В. "Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 1 класс. ФГОС". Издательство Вако. 2020 год.
Материальное обеспечение:
Школьная доска, цветные мелки, магнитная доска, магнитные буквы.
Использование ИКТ, учебники, сборники упражнений, печатные рабочие тетради к учебникам. Таблицы настенные, таблицы раздаточные, памятки, лента букв, алфавит.
Словарь в картинках, словарь печатных слов.
Таблицы по развитию речи и другие пособия. Таблицы сложения, вычитания.
Календарно-тематическое планирование 1 дополнительный класс (3 раза в неделю, 99 часов в год.)
п/п | п/п | Темы занятий | Основные виды учебной деятельности | Дата занятия план | Дата занятия факт |
Русский язык 33 часа 1.Зачем нам нужен язык? - 2ч. | |||||
1. | 1 | Красота языка и речи. | Рассказ учителя на тему «Язык – средство | ||
2 | 2 | Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью. | общения людей». Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». Формулирование вывода после совместного анализа о языке как основном средстве человеческого общения. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения. Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью. | ||
2.В стране «Фонетике»-5ч. | |||||
3 | 1 | В стране звуков. | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте. Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного). Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком». Совместная работа: поднятие сигнальной карточки на заданный звук при восприятии на слух. Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам. Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков» под руководством педагога Упражнение: фонематический анализ слов (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности). Игра «Отгадай звук»: определение звука в заданном слове с опорой на его артикуляцию. Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию. | ||
4 | 2 | Ударение в слове. | |||
5 | 3 | Звуковички. Йотированные гласные [й,а], [й,о], [й,у], [й,э]. | |||
6 | 4 | Братья согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. | |||
7 | 5 | В стране глухих и звонких | |||
3. В мире «Графики»-5ч. | |||||
8 | 1 | В стране звуков. | Игровое упражнение «Отгадай букву»: задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно- пространственных представлений образов печатных и рукописных букв. Упражнение: анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Игровое упражнение «Выбери букву»: поиск отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию. | ||
9 | 2 | Ударение в слове. | |||
10 | 3 | Звуковички. Йотированные гласные [й,а], [й,о], [й,у], [й,э]. | |||
11 | 4 | Братья согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. | |||
12 | 5 | В стране глухих и звонких | |||
4.Станции «Лексика и морфология»-7ч. | |||||
13. | 1. | Что такое слово? | Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?». Работа в группах: дополнить заданное предложение другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»). Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Комментированное выполнение задания: после совместного анализа нахождение в тексте небольшого объема слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?». Упражнение «Найди соответствие»: соотносят многозначное слово с предметными картинками. | ||
14. | 2 | Слово как название предмета, (ознакомление).Слова, отвечающие на вопросы кто? Слово как название предмета | |||
15. | 3. | Слова, отвечающие на вопросы что делать? Слово как действие предмета | |||
16. | 4. | Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слово как признак предмета. | |||
17. | 5. | Представление об однозначных и многозначных словах (без называния терминов). | |||
18. | 6 | Наблюдение за использованием в речи синонимов. | |||
19. | 7. | Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. |
5.Прекрасный мир «Синтаксиса»-5ч. | |||||
20. | 1. | Что такое предложение? | Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы. Работа в парах: подбор предложений к заданной схеме (соотнесение предложений со схемами из трех заданных). Совместная работа: составление предложения из набора слов. | ||
21. | 2. | Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). | |||
22. | 3. | Подбор предложений к заданной схеме. | |||
23. | 4. | Восстановление деформированных предложений. Работа с карточками | |||
24. | 5. | Составление предложений из набора форм слов. | |||
6.Интересная страна «Орфографии и пунктуации»-9ч. | |||||
25. | 1. | Со строчки на строчку. Перенос слов (без учёта морфемного членения слова); | направляющей помощи учителя). Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл – орёл, Снежинка – снежинка, Пушок – пушок и т. д.) (при направляющей помощи учителя). Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения с опорой на интонацию педагога. Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов. Упражнение: запись слов с делением для переноса. Дифференцированное задание: поиск в предложении слов, которые нельзя переносить. Орфографический тренинг: отработка правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил. Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника. Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными, которые проверяются с помощью изменения формы слова (наблюдение за различением ударного и безударного слога, наблюдение за определением гласного в слабой позиции, наблюдение за изменением формы слова для подбора проверочного слова). Наблюдение за правописанием слов с парными согласными (наблюдение за определением парного согласного в слабой позиции, наблюдение за изменением формы слова для подбора проверочного | ||
26. | 2. | Интересные факты о правописание сочетаний жи, ши (в положении п од ударением), | |||
27. | 3. | Друзья ча, ща, чу, щу; | |||
28. | 4 | Сочетания чк, чн; | |||
29. | 5. | Слова с непроверяемыми гласными и согласными. Работа с карточками | |||
30. | 6. | Друзья знаки препинания, в конце предложения | |||
31. | 7. | Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными и словами с парными согласными на конце слова | |||
32. | 8. | Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными и словами с парными согласными на конце слова | |||
33. | 9. | Списывания текста. Работа с карточками. | |||
Математика 1.Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Сложение и вычитание-18ч. | |||||
34. | 1. | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | Учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче измерение отрезков в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины. Увеличение длины отрезков на…, уменьшение длины отрезков на... . Практическое закрепление навыков измерения в окружающей действительности. | ||
35. | 2. | Состав числа 5 из двух слагаемых. | Учиться устанавливать последовательность при счёте. Правильно записывать цифру 5. Присчитывание единицы к меньшему числу; состав числа из двух слагаемых; отсчитывание от большего числа для получения заданного числа. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картине.. | ||
36. | 3. | В стране геометрии. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч | Учиться распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч. Поиск геометрических фигур в окружающем. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. | ||
37. | 4. | Путешествие по волшебной стране «Геометрии». Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | Учиться определять ломаные линии. Чертить с помощью линейки. Измерять длину звеньев, а также складывать звенья, для определения длины ломаной. | ||
38. | 5. | Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). Оценка умения уравнивать предметы, сравнивать их количество, используя математические знаки «>», «<», «=». | Оценка умения уравнивать предметы, сравнивать их количество, используя математические знаки «>», «<», «=». Работа с монетами (1 р., 2 р., 5р.). Образование и сравнение предметных множеств, выделение лишних или недостающих элементов. Практические приемы уравнивания на предметах, фишках. | ||
39. | 6. | Господин Многоугольник. | Учиться сравнивать фигуры на рисунке. Распределять по группам, различать , называть многоугольники( 3-х,4-х, и т.д. ) Чертить многоугольники. | ||
40. | 7. | Число 10. Запись числа 10. | Учиться считать до 10, ориентироваться при счёте, знать состав числа 10. Научиться писать цифру 10. Изучить десятки. | ||
41. | 8. | Сантиметр – единица измерения длины. | Измерение отрезков в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины. Увеличение длины отрезков на…, уменьшение длины отрезков на Практическое закрепление навыков измерения | ||
42. | 9. | Число 0. Сложение с нулём. Вычитание нуля. | Понятие числа 0. Запись цифры 0. Сравнение числа с другими порядковыми числами. | ||
43. | 10. | В стране задач. | Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос). Запись условия задачи рисунком, схемой. Словесный отчет по результатам арифметического действия. Краткие и полные ответы на вопросы по содержанию арифметической задачи. | ||
44. | 11. | Сравнение длин отрезков. Решение текстовых задач. | Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос). Запись условия рисунком, схемой. Определение отношений между величинами. Создание алгоритма для решения задач данного типа. Использование памятки «Ход решения задачи». Использование памяток-подсказок «На… меньше» «-», «На … больше» – «+».Составление задачи по чертежу. Формирование вычислительных навыков в два действия. Словесный отчет по результатам арифметических действий. Запись арифметического действия по схеме. | ||
45. | 12. | Игра «Станция задачкино» Задачи на разностное сравнение чисел. | Условия рисунком, схемой. Определение отношений между величинами. Создание алгоритма для решения задач данного типа. Использование памятки «Ход решения задачи». Использование памяток-подсказок «На… меньше» «-», «На … больше» – «+».Составление задачи по чертежу. Формирование вычислительных навыков в два действия. Словесный отчет по результатам арифметических действий. Запись арифметического действия по схеме. | ||
46. | 13. | Переместительное свойство сложения. Словесный отчет по результатам арифметического действия. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+5, …+6, … +7, …+8, …+9. Практический показ переместительного свойства сложения на предметах, практических действиях. Называние (чтение) компонентов при сложении (слагаемое, слагаемое, сумма). Арифметическая запись по следам практических действий. Словесный отчет по результатам арифметического действия. | ||
47. | 14. | Станция «Решайка». Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. | Работа с компонентами. Уметь находить компоненты при работе с числовыми выражениями. Работа по схеме , использование терминов при чтении записи. | ||
48. | 15. | Самый умный .Решение текстовых задач. | Составления алгоритма решения задач данного типа. Составление краткой записи для задач данного типа. Решение задач в два действия, составление краткой записи. | ||
49. | 16. | Вычисли меня. Вычитание вида 10 -. Работа с карточками. Практическое нахождение отсутствующего компонента арифметического действия | Повторение состава числа 10. Выполнение вычислений вида 10 –…, применяя знания состава числа 10. Практическое нахождение отсутствующего компонента арифметического действия. | ||
50. | 17. | Взвесь меня. Работа с весами. Единица массы - килограмм. | Практическое знакомство с понятием «масса», «вес», «уравновесить», «равновесие». Отработка данных понятий в предметной деятельности или на картинках. | ||
51. | 18 | Измерь меня. Единица вместимости - литр. | Практическое знакомство с единицей измерения вместимости – литр. Практическое сравнение: сосуды по вместимости. | ||
2.Числа от 1 до 20. Нумерация-7ч. | |||||
52. | 1 | Название и последовательность чисел от 11 до 20. Сравнение чисел, опираясь на порядок следования при счете | Порядковый счет от 11 до 20. Ориентироваться данном числовом ряду. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счете. | ||
53. | 2 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | Образование числа из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись двузначных чисел. | ||
54. | 3 | Единица длины - дециметр. | Практическое знакомство с мерой длины – дециметр. | ||
55. | 4 | Работа с карточками. Сложение вида 10 +7. Коррекция мыслительных операций | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач. | ||
56. | 5 | Работа с карточками. Вычитание вида 17 -7. Коррекция мыслительных операций | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач. | ||
57. | 6 | Самый умный. Составная задача. План решения задачи. | Решение задач в два действия с использованием рисунка, чертежа, схемы, краткой записи. Использование памятки «Ход решения задачи». Использование памяток-подсказок «На… меньше» – «–», «На… больше» – «+». Составление задач по схемам. Составление схем к условию задачи. Комментирование решения задачи. | ||
58. | 7 | Решение задач в два действия. | |||
3.Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание-8ч. | |||||
59. | 1 | Таблица сложения. Коррекция мыслительных операций | Использовать изученные приёмы вычислений при сложении и вычитании. чисел второго десятка. Решать текстовые задачи арифметическим способом. | ||
60. | 2 | Страна математика. Решение текстовых задач, числовых выражений. | Повторить правильный алгоритм работы с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему. | ||
61. | 3 | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. Коррекция мыслительных операций. | Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы ,разрезной материал. | ||
62. | 4 | Вычитание вида 11 - ÿ. Вычитание вида 12 - ÿ. Коррекция мыслительных операций | Решать чистовые выражения вида 11-12-13-14, 15,16,17,18работать по запоминанию табличных случаев вычитания. | ||
63. | 5 | Вычитание вида 13 - ÿ. Вычитание вида 14 - ÿ. Коррекция мыслительных операций | |||
64. | 6 | Вычитание вида 15 - ÿ. Вычитание вида 16 - ÿ. Коррекция мыслительных операций | |||
65. | 7 | Вычитание вида 17 - ÿ. Вычитание вида 18 - ÿ. Коррекция мыслительных операций | |||
66. | 8 | Решение составных задач. Коррекция мыслительных операций | Повторить правильный алгоритм работы с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему. | ||
Литературное чтение 1.Чтение произведений А.С.Пушкина-4ч. | |||||
67. | 1 | «Сказка о рыбаке и рыбке» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям. | Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста. Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — добрая, а волк — умный. Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям. | ||
68. | 2 | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям. | |||
69. | 3 | «Сказка о золотом петушке» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям | |||
70. | 4 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям | |||
2. Народные сказки-3ч. | |||||
71. | 1 | «Айога» Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения | Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по частям, | ||
72. | 2 | «Крошка Вилли Винки» Выразительное чтение по ролям диалогов героев. | характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста. Выразительное чтение по ролям диалогов героев. Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения после совместного анализа. | ||
73. | 3 | К. Иванов. «Две дочери» . Работа с текстом произведения | |||
3.Русские народные сказки-6ч. | |||||
74. | 1 | «Теремок» Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?). | Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?). Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях. Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки, на предложенный план. Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение Фамилия автора Заголовок | ||
75. | 2 | «Гуси-лебеди» Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста | |||
76. | 3 | «Репка» Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки | |||
77. | 4 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки, | |||
78. | 5 | «Терешечка». Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. | |||
79. | 6 | «Черный конь скачет в огонь». | |||
4. Сказки о животных-8ч. | |||||
80. | 1 | К. Чуковский. «Цыпленок» Беседа по выявлению понимания прослушанного | Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения.
Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя. | ||
81. | 2 | К. Чуковский «Телефон» ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
82. | 3 | К. Чуковский «Тараканище». различение прозаического и стихотворного текстов | |||
83. | 4 | К. Чуковский «Краденое солнце» Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя. | |||
84. | 5. | Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно». | |||
85. | 6. | «Три поросенка» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения | Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения. | ||
86. | 7. | «Лиса и журавль» Слушание произведений о животных | Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя. | ||
87. | 8. | «Лиса, волк и медведь». ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
5. Литературные сказки (авторские)-12ч. | |||||
88. | 1 | В. Берестов. «Змей-хвастунишка». . Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по заданию учителя. Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося | ||
89. | 2 | С. Маршак. «Сказка про козла» . Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
90. | 3 | С. Маршак «Кошкин дом». ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
91. | 4 | Л. Толстой. «Рассказы и сказки». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
92. | 5 | В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок». | |||
93. | 6 | В. Даль. «Старик-годовик». ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
94. | 7 | В. Сутеев. «Мешок яблок» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения | |||
95. | 8 | «Дядя Миша» В. Сутеев Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения | |||
96. | 9 | «Кораблик» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
97. | 10 | «Палочка-выручалочка» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
98. | 11 | «Кто сказал мяу?» В. Сутеев ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
99. | 12 | Б. Заходер. «Живая азбука». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия |
Критерии оценивания.
При изучении курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» оценивание знаний, умений и навыков обучающихся не предусмотрено.
3.Русские народные сказки-6ч. | |||||
74. | 1 | «Теремок» Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?). | Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?). Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях. Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки, на предложенный план. Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение Фамилия автора Заголовок | ||
75. | 2 | «Гуси-лебеди» Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста | |||
76. | 3 | «Репка» Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки | |||
77. | 4 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки, | |||
78. | 5 | «Терешечка». Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. | |||
79. | 6 | «Черный конь скачет в огонь». | |||
4. Сказки о животных-8ч. | |||||
80. | 1 | К. Чуковский. «Цыпленок» Беседа по выявлению понимания прослушанного | Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, |
произведения | ответы на вопросы о впечатлении от произведения. Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя. | ||||
81. | 2 | К. Чуковский «Телефон» ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
82. | 3 | К. Чуковский «Тараканище». различение прозаического и стихотворного текстов | |||
83. | 4 | К. Чуковский «Краденое солнце» Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя. | |||
84. | 5. | Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно». | |||
85. | 6. | «Три поросенка» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения | |||
86. | 7. | «Лиса и журавль» Слушание произведений о животных | |||
87. | 8. | «Лиса, волк и медведь». ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
5. Литературные сказки (авторские)-12ч. | |||||
88. | 1 | В. Берестов. «Змей-хвастунишка». . Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по заданию учителя. Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося). | ||
89. | 2 | С. Маршак. «Сказка про козла» . Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
90. | 3 | С. Маршак «Кошкин дом». ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
91. | 4 | Л. Толстой. «Рассказы и сказки». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
92. | 5 | В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок». | |||
93. | 6 | В. Даль. «Старик-годовик». ответы на |
вопросы о впечатлении от произведения | |||||
94. | 7 | В. Сутеев. «Мешок яблок» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения | |||
95. | 8 | «Дядя Миша» В. Сутеев Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения | |||
96. | 9 | «Кораблик» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
97. | 10 | «Палочка-выручалочка» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия | |||
98. | 11 | «Кто сказал мяу?» В. Сутеев ответы на вопросы о впечатлении от произведения | |||
99. | 12 | Б. Заходер. «Живая азбука». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия |
Критерии оценивания.
При изучении курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» оценивание знаний, умений и навыков обучающихся не предусмотрено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Я, ты, мы» для 1-х классов
Данная программа разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также с задержкой психического развития. Коррекционная программа «Я, ты, мы» орие...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...