Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия»
рабочая программа (1 класс)

РахмановаТатьяна Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1

от «  » августа 2024 г. Руководитель методического совета Е.А. Щукина

Утверждено: Директор ГКОУ

«Вышневолоцкая школа–

интерната №2» Т.В.Шутилова Приказ №

по школе-интернату №2 от «   » августа 2024 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №2»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Коррекционно-развивающие занятия»

для обучающихся 1 доп. класса с ЗПР на 2024 – 2025 учебный год

(срок реализации программы)

Учитель: Рахманова Татьяна Сергеевна

г. Вышний Волочек

 2024 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания.

Цели и задачи изучения рабочей программы по внеурочной деятельности

Цель программы: создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией обучающихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие коррекционно-развивающие:

  • развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации;
  • развитие речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
  • умение ориентироваться в задании;

-планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации. Формирование ИКТ компетенции. Воспитывающие:

  1. Формирование социально-нравственного поведения:
  • ответственное отношение к учебе;
  • соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

-осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность)

-осознание необходимости самоконтроля; Эстетическое и экологическое воспитание.

Характеристика психологических предпосылок к изучению курса «Коррекционно-развивающие занятия».

Русский язык.

Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.

При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, пришедшие в 1 дополнительный класс, нередко продолжают демонстрировать слабые языковые и речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. По окончании 1 дополнительного класса у обучающихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Математика.

Особенности познавательной деятельности и интеллектуального развития детей с ЗПР определяют специфику изучения предмета. Как правило обучающиеся с ЗПР не проявляют достаточной познавательной активности и стойкого интереса к учебным заданиям, они не могут обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, у них нет стремления к улучшению результата.

Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности, затрудняют использование математических знаков «<» (меньше) и «>» (больше), освоение разрядов многозначных чисел, геометрического материала (чертежно-графических навыков и использования чертежно-измерительных средств).

Недостаточность развития словесно-логического мышления, логических операция анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования приводят к значительным трудностям в решении арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно понимают смысл вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения, могут «играть» с числами, не соотносят искомые и известные данные, не видят математических зависимостей. Инертность, замедленность и малоподвижность мыслительных процессов затрудняют формирование вычислительных навыков, использования правила порядка арифметических действий, алгоритма приема письменных вычислений. В программу учебного предмета «Математика» введены специальные разделы, направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных трудностей, предусмотрены специальные подходы и виды деятельности, способствующие устранению или уменьшению затруднений.

В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности материала к познавательным возможностям учеников. Для этого произведен отбор содержания учебного материала и адаптация видов деятельности обучающихся с ЗПР, а также предусматривается возможность предъявления дозированной помощи и/или использование руководящего контроля педагога. Трудные для усвоения темы детализируются, а учебный материал предъявляется небольшими дозами. Для лучшего закрепления материала и автоматизации навыков широко используются различные смысловые и визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое внимание уделяется практической работе и предметно-практическому оперированию, отработке алгоритмов работы с правилом, письменных приемов вычислений и т.д.

Литературное чтение

Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении.

Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.

Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного.

Место рабочей программы по внеурочной деятельности

В соответствии с учебным планом курс «Коррекционно-развивающие занятия » реализуется в1 дополнительном классе по 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 99 часов в год.

Подходы к содержанию обучения, к определению планируемых результатов и структуре тематического планирования.

Специфика видов деятельности обучающихся с ЗПР при изучении коррекционного курса определяется их особыми образовательными потребностями. Для обучающихся с ЗПР необходимо предусмотреть предъявление дозированной помощи, которая при постепенном уменьшении позволит осуществить переход от выполнения учебной работы под руководством и с помощью педагога к самостоятельному выполнению задания. Особое внимание должно уделяться формированию осознания у обучающихся с ЗПР своих учебных трудностей и способов использования вспомогательных средств для их преодоления. Специальное внимание должно уделяться обучению использования визуальных и смысловых опор. Для обучающихся с ЗПР также предусматриваются дополнительные шаги при выполнении учебного действия и их визуальное подкрепление с тем, чтобы сделать связи в совершаемом действии более очевидными и осмысленными. Определенное место должна занимать работа с инструкцией к заданию. С учащимися следует детально прорабатывать понимание шагов учебных действий, определяемых в инструкции и их последовательность. Приучать руководствоваться ей при выполнении задания, учитывать все звенья, связывая их в контекстное целое. Важным является словесный отчет, который дает ученик с ЗПР по походу выполнения задания или итогу работы, как способ речевой регуляции действий и повышения осознанности совершаемой деятельности.

Содержание учебного предмета

Русский язык 33ч.

  1. Зачем нам нужен язык 2ч. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.
  2. В стране «Фонетике»-5ч. Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте. Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию.
  3. В мире «Графика»-5ч. Игровое упражнение «Отгадай букву»: задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно- пространственных представлений образов печатных и рукописных букв. Упражнение: анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Игровое упражнение «Выбери букву»: поиск отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию.
  4. Станция «Лексика и морфология»-7ч. Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос

«что?» / отвечают на вопрос «кто?». Работа в группах: дополнить заданное предложение другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»). Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Комментированное выполнение задания: после совместного анализа нахождение в тексте небольшого объема слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?». Упражнение «Найди соответствие»: соотносят многозначное слово с предметными картинками.

  1. Прекрасный мир «Синтаксиса»-5ч.Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы. Работа в

парах: подбор предложений к заданной схеме (соотнесение предложений со схемами из трех заданных).Совместная работа: составление предложения из набора слов.

  1. Интересная страна «Орфография и пунктуация»-9ч. Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов. Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку (при необходимости с направляющей помощью учителя).Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании. Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания. Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике.

Математика

  1. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Сложение и вычитание-18ч.

Учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче измерение отрезков в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины. Увеличение длины отрезков на…, уменьшение длины отрезков на... . Практическое закрепление навыков измерения в окружающей действительности.

Учиться устанавливать последовательность при счёте. Правильно записывать цифру 5. Присчитывание единицы к меньшему числу; состав числа из двух слагаемых; отсчитывание от большего числа для получения заданного числа. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картине. Систематизация знаний о геометрических фигурах.

Учиться распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч. Поиск геометрических фигур в окружающем.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

  1. Числа от 1 до 20. Нумерация-7ч.Порядковый счет от 11 до 20. Ориентироваться данном числовом ряду. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счете.Образование числа из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись двузначных чисел.Практическое знакомство с мерой длины – дециметр.Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.
  2. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание-8ч.Использовать изученные приёмы вычислений при сложении и вычитании чисел второго десятка. Решать текстовые задачи арифметическим способом.Повторить правильный алгоритм работы с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему.Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал.Решать чистовые выражения вида 11-12-13-14, 15,16,17,18работать по запоминанию табличных случаев вычитания.Повторить правильный алгоритм работы с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему.

Литературное чтение

  1. Чтение произведений А.С.Пушкина-4ч.Познакомить с творчеством Александра Сергеевича ПушкинаРабота с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста. Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — добрая, а волк — умный. Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.
  2. Народные сказки-3ч. Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по

частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста. Выразительное чтение по ролям диалогов героев. Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения после совместного анализа

  1. Русские народные сказки-6ч.Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях. Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки. на предложенный план. Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение Фамилия автора. Заголовок.
  2. Сказки о животных-8ч. Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения. Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя.
  3. Литературные сказки (авторские)-12ч. В. Берестов. «Змей-хвастунишка». Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по заданию учителя. Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося).

Планируемые результаты освоения программы

В ходе реализации курса достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.

В области адаптации вновь прибывших обучающихся к школьным требованиям:

  • позитивное отношение к посещению школы;
  • соблюдение школьной дисциплины;
  • ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
  • социально-нормативное обращение к педагогу;
  • социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
  • формирование школьной мотивации.

В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

-формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

-формирование дифференцированной самооценки (постарался - не постарался, справился – не справился);

-формирование умения составлять программу действий (возможно совместно с взрослым);

-формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);

-формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, неотвлекаясь на посторонние раздражители;

-способность правильно воспроизводить графический образец;

-способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

-способность давать словесный отчет о проделанной работе;

-формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

-совершенствование мотивационно -целевой основы учебно-познавательной деятельности;

-улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);

-способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,

-называние пальцев рук и их взаиморасположения;

-способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени,

-возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,

-возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

-способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

-способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале,

-возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его,

-способность к вербализации своих действий;

-способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

-способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане. В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

-уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;

-способность переживать чувство гордости за свои успехи, вербализовать повод для гордости; В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

-способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;

-уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;

-снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;

-формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;

-снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;

Для диагностики результатов обучающихся предусмотрены следующие формы контроля: устные ответы, тестовые задания, графическая работа, контроль вычислительных навыков, анализ динамики текущей успеваемости и т.д.

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-дефектолог пытается достичь.

Личностные

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов учения;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности во всех видах деятельности;

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • пользоваться словарями и справочным материалом;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/Под редакцией С. Г. Шевченко, авторы-составители: Р. Д. Тригер, Ю. А.Костенкова, И. Н. Волкова, С. Г. Шевченко и др.- М.: «Школьная пресса», 2004;
  2. Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т. Г. Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010.

  1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.
  2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно- методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002.
  3. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. — М.: У Ц «Перспектива»,

2001.

  1. Локалова Н. П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей

при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997.

  1. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.
  3. ШевченкоС.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006

Контрольно – измерительные материалы.

  1. Ситникова Т. Н. "Контрольно-измерительные материалы. Математика. 1 класс. ФГОС". Издательство Вако. 2019 год.
  2. Кутявина С. В. "Литературное чтение. 1 класс. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС". Издательство Вако. 2021 год.
  3. Позолотина И.В. "Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 1 класс. ФГОС". Издательство Вако. 2020 год.

Материальное обеспечение:

Школьная доска, цветные мелки, магнитная доска, магнитные буквы.

Использование ИКТ, учебники, сборники упражнений, печатные рабочие тетради к учебникам. Таблицы настенные, таблицы раздаточные, памятки, лента букв, алфавит.

Словарь в картинках, словарь печатных слов.

Таблицы по развитию речи и другие пособия. Таблицы сложения, вычитания.

Календарно-тематическое планирование 1 дополнительный класс (3 раза в неделю, 99 часов в год.)

п/п

п/п

Темы занятий

Основные виды учебной деятельности

Дата занятия

    план

Дата занятия

факт

Русский язык 33 часа

1.Зачем нам нужен язык? - 2ч.

1.

1

Красота языка и речи.

Рассказ учителя на тему «Язык  – средство

2

2

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью.

общения людей». Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». Формулирование вывода после совместного анализа о языке как основном средстве человеческого общения.

Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью.

2.В стране «Фонетике»-5ч.

3

1

В стране звуков.

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте.

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного).

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком».

Совместная работа: поднятие сигнальной карточки на заданный звук при восприятии на слух.

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков» под руководством педагога

Упражнение: фонематический анализ слов (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности).

Игра «Отгадай звук»: определение звука в заданном слове с опорой на его артикуляцию.

Работа        в        парах:        группировка        звуков        по заданному основанию.

4

2

Ударение в слове.

5

3

Звуковички.        Йотированные        гласные [й,а], [й,о], [й,у], [й,э].

6

4

Братья согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение.

7

5

В стране глухих и звонких

3. В мире  «Графики»-5ч.

8

1

В стране звуков.

Игровое упражнение «Отгадай букву»: задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно- пространственных представлений образов печатных и рукописных букв.

Упражнение: анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Игровое упражнение «Выбери букву»: поиск отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию.

9

2

Ударение в слове.

10

3

Звуковички.        Йотированные        гласные [й,а], [й,о], [й,у], [й,э].

11

4

Братья согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение.

12

5

В стране глухих и звонких

4.Станции «Лексика и морфология»-7ч.

13.

1.

Что такое слово?

Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?».

Работа в группах: дополнить заданное предложение другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»).

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Комментированное выполнение задания: после совместного анализа нахождение в тексте небольшого объема слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?».

Упражнение «Найди соответствие»: соотносят многозначное слово с предметными картинками.

14.

2

Слово как название предмета, (ознакомление).Слова, отвечающие на вопросы кто? Слово как название предмета

15.

3.

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Слово как действие предмета

16.

4.

Слова, отвечающие на вопросы какой?

какая?        какое?        какие?        Слово        как        признак предмета.

17.

5.

Представление об однозначных и многозначных словах (без называния терминов).

18.

6

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

19.

7.

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

5.Прекрасный мир «Синтаксиса»-5ч.

20.

1.

Что такое предложение?

Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы.

Работа в парах: подбор предложений к заданной схеме (соотнесение предложений со схемами из трех заданных).

Совместная работа: составление предложения из набора слов.

21.

2.

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием).

22.

3.

Подбор предложений к заданной схеме.

23.

4.

Восстановление        деформированных предложений. Работа с карточками

24.

5.

Составление предложений из набора форм слов.

6.Интересная страна «Орфографии и пунктуации»-9ч.

25.

1.

Со строчки на строчку. Перенос слов (без учёта морфемного членения слова);

направляющей помощи учителя).

Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл – орёл, Снежинка – снежинка, Пушок – пушок и т. д.) (при направляющей помощи учителя).

Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения с опорой на интонацию педагога.

Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.

Упражнение: запись слов с делением для переноса. Дифференцированное задание: поиск в предложении слов, которые нельзя переносить.

Орфографический тренинг: отработка правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил.

Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника.

Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными, которые проверяются с помощью изменения формы слова (наблюдение за различением ударного и безударного слога, наблюдение за определением гласного в слабой позиции, наблюдение за изменением формы слова для подбора проверочного слова).

Наблюдение за правописанием слов с парными согласными (наблюдение за определением парного согласного в слабой позиции, наблюдение за изменением формы слова для подбора проверочного

26.

2.

Интересные факты о правописание сочетаний жи, ши (в положении п од ударением),

27.

3.

Друзья ча, ща, чу, щу;

28.

4

Сочетания чк, чн;

29.

5.

Слова с непроверяемыми гласными и согласными. Работа с карточками

30.

6.

Друзья        знаки        препинания,        в        конце предложения

31.

7.

Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными и словами с парными согласными на конце слова

32.

8.

Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными и словами с парными согласными на конце слова

33.

9.

Списывания        текста.        Работа        с карточками.

Математика

1.Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Сложение и вычитание-18ч.

34.

1.

Понятия «длиннее»,        «короче»,

«одинаковые по длине».

Учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче измерение отрезков в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины. Увеличение длины отрезков на…, уменьшение длины отрезков на... . Практическое закрепление навыков

измерения в окружающей действительности.

35.

2.

Состав числа 5 из двух слагаемых.

Учиться устанавливать последовательность при счёте. Правильно записывать цифру 5. Присчитывание единицы к меньшему числу; состав числа из двух слагаемых; отсчитывание от большего числа для получения заданного числа. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картине..

36.

3.

В стране геометрии. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Учиться распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч. Поиск геометрических фигур в окружающем. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

37.

4.

Путешествие по        волшебной        стране

«Геометрии». Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.

Учиться определять ломаные линии. Чертить с помощью линейки. Измерять длину звеньев, а также складывать звенья, для определения длины ломаной.

38.

5.

Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). Оценка умения уравнивать предметы, сравнивать их количество, используя математические знаки «>», «<», «=».

Оценка умения уравнивать предметы, сравнивать их количество, используя математические знаки «>», «<», «=». Работа с монетами (1 р., 2 р., 5р.). Образование  и  сравнение  предметных  множеств, выделение лишних или недостающих элементов. Практические приемы уравнивания на предметах, фишках.

39.

6.

Господин Многоугольник.

Учиться сравнивать фигуры на рисунке. Распределять по группам, различать , называть многоугольники(   3-х,4-х,   и   т.д.   )   Чертить

многоугольники.

40.

7.

Число 10. Запись числа 10.

Учиться считать до 10, ориентироваться при счёте, знать состав числа 10. Научиться писать цифру

10. Изучить десятки.

41.

8.

Сантиметр – единица измерения длины.

Измерение отрезков в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины. Увеличение длины отрезков на…, уменьшение длины отрезков на   Практическое

закрепление навыков измерения

42.

9.

Число 0. Сложение с нулём. Вычитание

нуля.

Понятие числа 0. Запись цифры 0. Сравнение числа с другими порядковыми числами.

43.

10.

В стране задач.

Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос). Запись условия задачи рисунком, схемой. Словесный отчет по результатам арифметического действия. Краткие и полные ответы на вопросы по содержанию арифметической задачи.

44.

11.

Сравнение        длин        отрезков.        Решение текстовых задач.

Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос). Запись условия рисунком, схемой. Определение отношений между величинами. Создание алгоритма для решения задач данного типа. Использование памятки «Ход решения задачи». Использование памяток-подсказок «На… меньше» «-»,

«На … больше» – «+».Составление задачи по чертежу. Формирование вычислительных навыков в два действия. Словесный отчет по результатам арифметических действий. Запись арифметического

действия по схеме.

45.

12.

Игра «Станция задачкино» Задачи на

разностное сравнение чисел.

Условия        рисунком,        схемой.        

Определение отношений между величинами. Создание алгоритма для решения задач данного типа. Использование памятки «Ход решения задачи». Использование памяток-подсказок «На… меньше» «-», «На … больше» – «+».Составление задачи по чертежу. Формирование вычислительных навыков в два действия. Словесный отчет по результатам арифметических действий. Запись арифметического

действия по схеме.

46.

13.

Переместительное свойство сложения.

Словесный        отчет по        результатам арифметического действия.

Применение переместительного свойства сложения для случаев  вида …+5, …+6, … +7, …+8,

…+9. Практический показ переместительного свойства сложения на предметах, практических действиях.

Называние                (чтение)        компонентов при сложении                (слагаемое,                слагаемое,        сумма).

Арифметическая        запись         по                следам         практических действий.        Словесный        отчет по        результатам арифметического действия.

47.

14.

Станция «Решайка». Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при

чтении записей.

Работа с компонентами. Уметь находить компоненты при работе с числовыми выражениями. Работа по схеме , использование терминов при чтении

записи.

48.

15.

Самый умный        .Решение        текстовых

задач.

Составления алгоритма решения задач данного типа. Составление краткой записи для задач данного типа. Решение задач в два действия, составление краткой записи.

49.

16.

Вычисли меня. Вычитание вида 10 -. Работа с карточками. Практическое нахождение   отсутствующего   компонента

арифметического действия

Повторение состава числа 10. Выполнение вычислений вида 10 –…, применяя знания состава числа 10. Практическое нахождение отсутствующего

компонента арифметического действия.

50.

17.

Взвесь меня. Работа с весами. Единица массы - килограмм.

Практическое знакомство с понятием «масса»,

«вес», «уравновесить»,

«равновесие». Отработка данных понятий в предметной деятельности или на картинках.

51.

18

Измерь меня. Единица вместимости -

литр.

Практическое знакомство с единицей измерения вместимости – литр. Практическое сравнение: сосуды по вместимости.

2.Числа от 1 до 20. Нумерация-7ч.

52.

1

Название и последовательность чисел от 11 до 20. Сравнение чисел, опираясь на порядок следования при счете

Порядковый счет от 11 до 20. Ориентироваться данном числовом ряду. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счете.

53.

2

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

Образование числа из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись двузначных чисел.

54.

3

Единица длины - дециметр.

Практическое знакомство с мерой длины – дециметр.

55.

4

Работа с карточками. Сложение вида 10

+7. Коррекция мыслительных операций

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.

56.

5

Работа с карточками. Вычитание вида 17 -7. Коррекция мыслительных операций

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Решение задач.

57.

6

Самый умный. Составная задача. План решения задачи.

Решение задач в два действия с использованием рисунка, чертежа, схемы, краткой записи. Использование памятки «Ход решения задачи». Использование памяток-подсказок «На… меньше» –

«–», «На… больше» – «+». Составление задач по схемам. Составление схем к условию задачи. Комментирование решения задачи.

58.

7

Решение задач в два действия.

3.Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание-8ч.

59.

1

Таблица        сложения.        Коррекция мыслительных операций

Использовать изученные приёмы вычислений при сложении и вычитании. чисел второго десятка. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

60.

2

Страна математика. Решение текстовых задач, числовых выражений.

Повторить        правильный        алгоритм        работы        с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему.

61.

3

Общие приёмы табличного вычитания с переходом        через        десяток.        Коррекция мыслительных операций.

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание  с  переходом  через  десяток,  используя предметы ,разрезной материал.

62.

4

Вычитание вида 11 - ÿ. Вычитание вида 12 - ÿ. Коррекция мыслительных операций

Решать чистовые выражения вида 11-12-13-14, 15,16,17,18работать по запоминанию табличных случаев вычитания.

63.

5

Вычитание вида 13 - ÿ. Вычитание вида 14 - ÿ. Коррекция мыслительных операций

64.

6

Вычитание вида 15 - ÿ. Вычитание вида 16 - ÿ. Коррекция мыслительных операций

65.

7

Вычитание вида 17 - ÿ. Вычитание вида 18 - ÿ. Коррекция мыслительных операций

66.

8

Решение составных задач. Коррекция мыслительных операций

Повторить        правильный        алгоритм        работы        с задачей. Уметь правильно оформлять и делать схему.

Литературное чтение

1.Чтение произведений А.С.Пушкина-4ч.

67.

1

«Сказка о рыбаке и рыбке» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.

Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста.

Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — добрая, а волк — умный.

Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.

68.

2

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.

69.

3

«Сказка о золотом петушке» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям

70.

4

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям

2. Народные сказки-3ч.

71.

1

«Айога»        Беседа        по        выявлению понимания прочитанного произведения

Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка.

Работа с текстом   произведения:   читать   по   частям,

72.

2

«Крошка Вилли Винки» Выразительное чтение по ролям диалогов героев.

характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста.

Выразительное чтение по ролям диалогов героев. Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация  своего  мнения  после  совместного

анализа.

73.

3

К. Иванов. «Две дочери» . Работа с текстом произведения

3.Русские народные сказки-6ч.

74.

1

«Теремок»                Упражнение        в формулировании        предложений         с использованием  вопросительного  слова  с

учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).

Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).

Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях.

Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки, на предложенный план.

Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение Фамилия автора

  Заголовок

75.

2

«Гуси-лебеди» Упражнение в формулировании        предложений        с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста

76.

3

«Репка» Пересказ (устно) содержания

произведения        с        опорой        на        вопросы        и графические символы или опорные картинки

77.

4

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Пересказ (устно) содержания произведения  с  опорой  на  вопросы  и

графические символы или опорные картинки,

78.

5

«Терешечка». Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму.

79.

6

«Черный конь скачет в огонь».

4. Сказки о животных-8ч.

80.

1

К. Чуковский. «Цыпленок» Беседа по выявлению        понимания        прослушанного

Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения.

 

Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов.

Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя.

81.

2

К. Чуковский «Телефон» ответы на вопросы о впечатлении от произведения

82.

3

К.        Чуковский        «Тараканище». различение  прозаического  и  стихотворного

текстов

83.

4

К. Чуковский «Краденое солнце» Понимание        прочитанного        после самостоятельного чтения вслух и про себя.

84.

5.

Н.  Юсупов.  «Голубь  и  пшеничное

зерно».

85.

6.

«Три поросенка» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения

Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения.

86.

7.

«Лиса        и        журавль»        Слушание произведений о животных

Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя.

87.

8.

«Лиса, волк и медведь». ответы на вопросы о впечатлении от произведения

5. Литературные сказки (авторские)-12ч.

88.

1

В.        Берестов.        «Змей-хвастунишка».        . Коррекция                и        развитие        связной        речи,

зрительного восприятия

Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по заданию учителя.

Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося

89.

2

С. Маршак. «Сказка про козла» . Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

90.

3

С. Маршак «Кошкин дом». ответы на вопросы о впечатлении от произведения

91.

4

Л. Толстой. «Рассказы и сказки». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

92.

5

В.        Бианки.        «Лесной        колобок        — колючий бок».

93.

6

В. Даль. «Старик-годовик». ответы на вопросы о впечатлении от произведения

94.

7

В. Сутеев. «Мешок яблок» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения

95.

8

«Дядя  Миша»  В.  Сутеев  Беседа  по

выявлению        понимания        прослушанного произведения

96.

9

«Кораблик» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

97.

10

«Палочка-выручалочка» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

98.

11

«Кто сказал мяу?» В. Сутеев ответы на вопросы о впечатлении от произведения

99.

12

Б. Заходер. «Живая азбука». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

Критерии оценивания.

При изучении курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия»        оценивание знаний, умений и навыков обучающихся не предусмотрено.

3.Русские народные сказки-6ч.

74.

1

«Теремок»                Упражнение        в формулировании        предложений         с использованием  вопросительного  слова  с

учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).

Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).

Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях.

Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические символы или опорные картинки, на предложенный план.

Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение Фамилия автора   Заголовок

75.

2

«Гуси-лебеди» Упражнение в формулировании        предложений        с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста

76.

3

«Репка» Пересказ (устно) содержания

произведения        с        опорой        на        вопросы        и графические символы или опорные картинки

77.

4

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Пересказ (устно) содержания произведения  с  опорой  на  вопросы  и

графические символы или опорные картинки,

78.

5

«Терешечка». Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму.

79.

6

«Черный конь скачет в огонь».

4. Сказки о животных-8ч.

80.

1

К. Чуковский. «Цыпленок» Беседа по выявлению        понимания        прослушанного

Слушание произведений о животных. Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения,

произведения

ответы на вопросы о впечатлении от произведения.

Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Понимание прочитанного после самостоятельного чтения вслух и про себя.

81.

2

К. Чуковский «Телефон» ответы на вопросы о впечатлении от произведения

82.

3

К.        Чуковский        «Тараканище». различение  прозаического  и  стихотворного

текстов

83.

4

К. Чуковский «Краденое солнце» Понимание        прочитанного        после самостоятельного чтения вслух и про себя.

84.

5.

Н.  Юсупов.  «Голубь  и  пшеничное

зерно».

85.

6.

«Три поросенка» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения

86.

7.

«Лиса        и        журавль»        Слушание произведений о животных

87.

8.

«Лиса, волк и медведь». ответы на вопросы о впечатлении от произведения

5. Литературные сказки (авторские)-12ч.

88.

1

В.        Берестов.        «Змей-хвастунишка».        . Коррекция                и        развитие        связной        речи,

зрительного восприятия

Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по заданию учителя. Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося).

89.

2

С. Маршак. «Сказка про козла» . Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

90.

3

С. Маршак «Кошкин дом». ответы на вопросы о впечатлении от произведения

91.

4

Л. Толстой. «Рассказы и сказки». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

92.

5

В.        Бианки.        «Лесной        колобок        — колючий бок».

93.

6

В. Даль. «Старик-годовик». ответы на

вопросы о впечатлении от произведения

94.

7

В. Сутеев. «Мешок яблок» Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения

95.

8

«Дядя  Миша»  В.  Сутеев  Беседа  по

выявлению        понимания        прослушанного произведения

96.

9

«Кораблик» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

97.

10

«Палочка-выручалочка» В. Сутеев Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

98.

11

«Кто сказал мяу?» В. Сутеев ответы на вопросы о впечатлении от произведения

99.

12

Б. Заходер. «Живая азбука». Коррекция и развитие связной речи, зрительного восприятия

Критерии оценивания.

При изучении курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия»        оценивание знаний, умений и навыков обучающихся не предусмотрено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Я, ты, мы» для 1-х классов

Данная программа разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также с задержкой психического развития. Коррекционная программа «Я, ты, мы» орие...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...