Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья», направление – спортивно-оздоровительное, для учащихся 1 "Б" класса
рабочая программа по зож (1 класс)
Внеурочная деятельность "Планета здоровья". Рабочая программа 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_zdorovya_1_kl.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №___ от «___»_______________2019 г, Руководитель ШМО_________ (Л.В.Капаева) | Согласована на методическом совете Протокол №__ от «___»_________2019 г. Заместитель директора по ВР ______________________Н.В.Скогорева | Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «___»______________2019 г. Председатель педагогического совета ____________________ (Н.В.Карагодина) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Планета Здоровья»,
направление – спортивно-оздоровительное,
для учащихся 1 "Б" класса
на 2019 - 2020 учебный год
учителя начальных классов
Колесниковой Ольги Александровны, 1 кв. категория
Введена в действие приказом
от
«___»_________2019 г. №__
Директор школы
___________(Н.В. Карагодина)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.ФГОС начального общего образования. Приказ МО России « 177785 от 22.12.2009
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждении
4.Учебный план образовательного учреждения на 2019 / 2020учебный год
5.Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
6.Программа внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Планета Здоровья» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю: 1 класс — 66 часов в год.
В связи с праздничными днями и дополнительными каникулами для 1 класса в программу внесены изменения. Она рассчитана на 62 часа.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Планета Здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- 2. Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи программы по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ №4».
Программа внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:
- первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
- второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 66 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут (в 1 классе).
Планируемые результаты реализации программы.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
.Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
опыты;
игра.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Содержание занятий | ||||
1 | Введение. Если хочешь быть здоров. | 2 | 03.09. | Вступительное слово учителя. Беседа о продуктах питания, их роли в жизни человека. Оздоровительная минутка. | |||||
2 | Поговорим о пище. Из чего состоит пища. | 2 | 10.09. | Исследование (виды круп, макаронных изделий) Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | |||||
3 | Полезные и вредные привычки . | 2 | 17.09. | Беседа по теме. Игра «Давайте определим» | |||||
4 | Самые полезные продукты. | 2 | 24.09. | Игра. Выбор полезных продуктов | |||||
5 | Как правильно составить свой рацион питания. | 2 | 01.10. | Индивидуальное составление рациона питания. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. | |||||
6 | Как готовят пищу. | 2 | 08.10. | Игра «Угадай-ка!» Экскурсия в школьную столовую. Творческое рисование. | |||||
7 | Из чего варят и как сделать кашу полезной. | 2 | 15.10. | Беседа. Оздоровительная минутка. Исследование: получение муки и крупы из зерна. Практическая работа. | |||||
8 | Хлеб- всему голова! | 2 | 22.10. | Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. Оздоровительная минутка. Творческая работа .Исследование « Ценность зернышка» | |||||
9 | «Рабочие инструменты» человека. | 2 | 05.11. | . Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Памятка «Это полезно знать». Практическая работа | |||||
10 | Причина болезни | 2 | 12.11. | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» | |||||
11 | Зачем человеку кожа | 2 19.11. | Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. | ||||||
12 | Надёжная защита организма | 2 | 26.11. | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка | |||||
13 | Если кожа повреждена | 2 | 03.12 | Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». | |||||
14 | Отравление лекарствами | 2 | 10.12. | Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. | |||||
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 2 | 17.12. | Повторение правил здоровья.. Упражнение для осанки «Гора». | |||||
16 | Здоровая пища для всей семьи | 2 | 24.12. | Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. | |||||
17 | Сон – лучшее лекарство | 2 | 14.01. | Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». | |||||
18 | Как вести себя на улице | 2 | 21.01. | ||||||
19 | Я пришёл из школы | 2 | 28.01. | Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». | |||||
20 | Опасность в нашем доме | 2 | 04.02. | Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | |||||
21 | Я - ученик | 2 | 11.02. | Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». | |||||
22 | Что мы знаем про собак и кошек | 2 | 18.02. | Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно! | |||||
23 | Вредные привычки | 2 | 03.03. | Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Анализ ситуации. | |||||
24 | Если ты ушибся или порезался | 2 | 0.03 | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах. | |||||
25 | Вода - наш друг | 2 | 17.03. | Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом. | |||||
26 | Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина | 2 | 07.04. | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. | |||||
27 | Укусы насекомых | 2 | 14.04. | Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. | |||||
28 | Если хочешь быть здоров | 2 | 21.04. | Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» | |||||
29 | Правила безопасности на воде | 2 | 28.04. | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | |||||
30 | Чтобы огонь не причинил вреда Чем опасен электрический ток | 2 | 12.05 | Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Обсуждение ситуаций. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | |||||
31 | Как вести себя на улице Обобщающий урок «Доктора природы» | 2 | 19.05 | Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья».. Анализ ситуации.. Правила безопасности поведения в транспорте. Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Повторение правил здоровья. Памятка Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» направление спортивно-оздоровительное 3 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.В процессе изучения программы у учеников будут сформированы:личностные УУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ
Данная программа составлена на основе авторской программы «Умники и умницы» , модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья», направление – спортивно-оздоровительное, для учащихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета здоровья" 1 класс...
Модифицированная рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» по спортивно-оздоровительному направлению.
Модифицированная рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья»по спортивно-оздоровительному направлению....