Рабочая программа кружка "Наши руки - не для скуки"
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Наши руки не для скуки» рассчитана на детей 9-10 лет. Работа в кружке «Наши руки не для скуки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Кружковцы знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрывают возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагается использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
Цель кружка: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
- совершенствовать эстетический вкус детей;
- развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Кружок «Наши руки не для скуки» посещает 15человек. Проводится еженедельно в течение 40-45 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Наши руки не для скуки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану.
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
- Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
- Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете начальных классов.
- Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
- Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Наши руки не для скуки”
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | + | |
2 | Работа с пластилином. Лепка героев сказок. Составление композиции. | 1 | + | |
3 | Цветочные шары.http://stranamasterov.ru/node/90083?tid=451 | 1 | + | |
4 | Цветы из салфеток.http://stranamasterov.ru/technics/napkins_details?tid=451 | 1 | + | |
5 | Поздравительная открытка ко Дню Учителя | 1 | + | |
6 | Аппликация из рванной бумаги. | 1 | + | |
7 | Розы из кленовых листьев. | 1 | + | |
8 | Фоторамка. Работа с бумагой и картоном. | 1 | + | |
9 | Осенние цветы http://stranamasterov.ru/node/233794?tid=451 | 1 | + | |
10 | Работа с птичьим пером | 1 | + | |
11 | Преображение стаканчика. Работа с пластилином.http://stranamasterov.ru/node/231266?tid=451 | 1 | + | |
12 | Работа с яичной скорлупой. | 1 | + | |
13 | Карандашница. Работа с картоном. | 1 | + | |
14 | Работа с тканью. Аппликация. | 1 | + | |
15 | Работа с тканью. Прихватка. | 1 | + | |
16 | Работа с тканью. Мягкая игрушка. | 1 | + | |
17 | Поздравительная открыткаhttp://stranamasterov.ru/node/237217?tid=451 | 1 | + | |
16 | Поделки к Новому году: елка из бумажных салфеток http://detpodelki.ru/publ/podelki_k_novomu_godu_elka_iz_bumazhnykh_salfetok/10-1-0-416 | 1 | + | |
17 | Работа с картоном. Веселые яблочкиhttp://stranamasterov.ru/node/223582?tid=451 | 1 | + | |
18 | Мозаичная техника. Собачка. | 1 | + | |
19 | Работа с бумагой. Почтовый конверт. http://stranamasterov.ru/node/225707?tid=451 | 1 | + | |
20 | Работа со спичечными коробками. | 1 | + | |
21 | Изделия из пшена. | 1 | + | |
22 | Папье – Маше. | 1 | + | |
23 | Подготовка ко Дню Святого Валентина. Сердечки. Работа с бумагой. | 1 | + | |
24 | Цветочек-заколка. Работа с тканью.http://stranamasterov.ru/node/226490?tid=451 | 1 | + | |
25 | Изделия из гофрированной бумаги. | 1 | + | |
26 | Работа с бумагой. Георгины. | 1 | + | |
27 | Изделия из бумажных салфеток. | 1 | + | |
28 | Помпоны из ниток. | 1 | + | |
29 | Изготовление куклы. Работа с шерстяными нитками | 1 | + | |
30 | Записная книжка. | 1 | + | |
31 | Обложка для книги. Работа с тканью. | 1 | + | |
32 | Закладка для книги | 1 | + | |
33 | Весенние цветы. Работа с бумагой. | 1 | + | |
34 | Итоговое занятие | 1 | + |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся:
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"
Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая образовательная программа "Умелые руки не знают скуки"
Программа рассчитана на детей от 11-15 лет. Развивает творчество, фантазию, воображение....
Авторская программа "Наши руки не для скуки"
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...
Рабочая программа " Умелые руки"
РП с КТП по внеурочной деятельности...
Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки
Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки" для группы продленного дня дл детей с тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая программа "Готовим руку к письму"
Программа «Готовим руку к письму» – это первые шаги в изучении учебного материала по обучению грамоте. Данная программа позволяет формировать у обучающихся...