Рабочая программа кружка " Умелые руки", " Пластилиновая фантазия"
материал по технологии на тему

Лисихина Галина Петровна

Все изделия делаются из пластилина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пластилин103.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

                    Рабочая программа

                внеурочной  деятельности

               « Пластилиновая  фантазия»

                             1 – 4 класс

                                                                                              

                                     

                                                                                     

Учитель: Лисихина  Г.П.

2015  – 2016 г

Пояснительная записка

       В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

        Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

        Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. 

       Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

       Цели программы: 

  •  развитие у детей индивидуальности, дарования,  художественно-творческих способностей средствами пластилинографии; развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  •  формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;

  •  воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно- исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.

      Задачи программы: 

  • Формировать у детей первоначальные представления о роли

изобразительного искусства в жизни человека.

  • Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета. 
  • Осваивать технологические приёмы, включающее знакомство

с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними.

  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  •  Воспитывать экономичный подход к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов понимание проблем экологии окружающей среды.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей, любовь к природе, формирование реалистического представления о ней, желание передать ее красоту в своем творчестве.
  • Развивать творческое воображение, художественное мышление,

зрительную память, пространственные представления, изобразительные     способности.

  • Развивать у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Развивать коммуникативную культуру ребёнка.
  • Развивать  коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
  • Развивать регулятивную структуру деятельности, включающую

целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

  • Пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

                                                                                                           

Программа рассчитана на внеурочную деятельность в 1 – 4 классах начальной школы, 17 часов в год (1 час в неделю).

Содержание программы

1. «Забавы из пластилина» - 1 час

Познакомить детей с новым способом изображения - пластилинографией.

2. Подарки осени – 3 часа

Развивать интерес к изобразительной, художественной деятельности.

Продолжать знакомить с новым способом изображения, используя пластилин. Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.

Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

3. Волшебный мир природы – 3 часа

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать бросовый материал.

4. Зимние забавы – 3 часа

Вызвать у детей положительные эмоции.

Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

5. Предметы вокруг нас – 4 часа

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте.

Развивать у детей чувство композиции, цвета.

Продолжать учить соединять части изделия, заглаживанием.

6. К нам пришла весна – 3 часа

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм различных цветов.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построение композиции работы и внесения  дополнений в рисунок по теме работы.

Тематическое планирование       2 -3 классы

п\п

Тема занятия

Материал

Дата

 проведения

1.

«Забавы из пластилина»

Образцы работ, иллюстрации, фотографии.

01.09

2.

«Яблоки поспели»

Аппликация из листьев.

Муляжи, иллюстрации яблок,  

цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки.

08.09

3.

«Осенние листочки». Составление букета из листьев.

Букет из осенних листьев, иллюстрации,

цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки.

15.09

4.

Аппликация из листьев.

«Осенний пейзаж»

Картон, пластилин, стеки, доски, салфетки, скотч. Репродукции картин известных художников.

22.09

5.

«Кактус в горшке».Работа с разными материалами.

Плотный картон, пластилин, бусинки, бисер, зубочистки, простой карандаш, салфетка для рук., иллюстрации с кактусами, живое растение в горшочке.

29.09

6.

«Подводный мир»

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации с изображением обитателей подводного мира.

06.10

7.

 Работа с пластилином

.«Ёжик»

Плотный картон, пластилин, зубочистки, простой карандаш, стека, фото или иллюстрация с изображением ежа.

13.10

8.

Работа с пластилином.

«Ёжик»

Плотный картон, пластилин, зубочистки, простой карандаш, стека, фото или иллюстрация с изображением ежа.

20.10

9.

«Натюрморт из чайной посуды»

Иллюстрации с натюрмортом, посуда, кукла. Пластилин

27.10

10.

«Натюрморт из чайной посуды»

«Зимний сад»

Иллюстрации с натюрмортом, посуда, кукла. Пластилин

Репродукции, картон, простые карандаши, пластилин белого, синего, черного цвета.

10.11

11.

«Аппетитный завтрак»

«Новогодняя ёлочка»

Пластилин, картон, ножницы, стека.

 Цветной картон, пластилин, стеки, доски, салфетки,  бисер, фольга, бусины разного размера.

17.11

12.

«Космическое путешествие»

24.11

13.

«Бабочка-красавица»

. Пластилин, стеки, доски, салфетки

01.12

14.

Аппликация  из природных материалов» Осенний рай»

Картон, пластилин, стеки, доски, салфетки, скотч. Репродукции картин известных художников.

8.12

15

Аппликация  из природных материалов» Осенний рай»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Открытки, иллюстрации с изображением цветов.

15.12

16.

«Ёжик» игрушка из ниток.

Нитки, проволока, ножницы, клей, картон.,пластилин.

12.01

17.

Моя любимая игрушка.

Пластилин, картон, стеки, доски, салфетки.

Игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, баночки с водой.

19.01

       Список литературы.

1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2011.

2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Лыкова И.А. Я Будующий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

5.  Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990

6. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.

7. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва,

«Просвещение»1983г.

8. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах.-Москва, «Просвещение»1985г.

9. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000

10. Простые поделки из пластилина/Екатерина Румянцева.-М.:Айрис-пресс,2010. -112 с.:ил. – (Внимание:дети!)

                Тематическое планирование       4 класс

п\п

Тема занятия

Материал

Дата

 проведения

1.

Аппликация из листьев. « Осеннее дерево».

Образцы работ, иллюстрации, фотографии, набор пластилина, стеки, салфетки, листья

02.09

2.

Составление осенних букетов, название.

Листья, ветки, салфетки, оберточная  бумага..

08.09

3.

Изготовление костюма осени.

Букет из осенних листьев, иллюстрации,

цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки.

16.09

4.

Аппликация из листьев.

«Осенний пейзаж»

Картон, пластилин, стеки, доски, салфетки, скотч. Репродукции картин известных художников.

23.09

5.

«Кактус в горшке». Работа из пластилина.

Плотный картон, пластилин, бусинки, бисер, зубочистки, простой карандаш, салфетка для рук., иллюстрации с кактусами, живое растение в горшочке.

08.10

6.

«Натюрморт из чайной посуды».

Украшение.

Иллюстрации с натюрмортом, посуда, кукла. Пластилин.

15.10

7.

 «Замок доброго волшебника». Бумага, пластилин.

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации., белая бумага.

22.10

8.

«Замок доброго волшебника». Бумага, пластилин.

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации., белая бумага.

29.10

9.

Панно «Цветы»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Открытки, иллюстрации с изображением цветов

05.11

10.

Панно «Цветы»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Открытки, иллюстрации с изображением цветов

19.11

11.

«Ёжик»- изделие  из ниток, пластилина.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

14.11

12.

«Любимые игрушки»

Игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, баночки с водой.

21.01

13.

«Любимые игрушки»

Игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, баночки с водой.

28.01

14.

«Аппетитный завтрак»

Пластилин, картон, ножницы, стека.

15

«Зимний сад»

 репродукции, картон, простые карандаши, пластилин белого, синего,черного цвета.

16.

«Космическое путешествие»

Пластилин, картон, стеки, доски, салфетки.

апрель

17.

«Бабочки-красавицы»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

май

Список литературы.

1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2011.

2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Лыкова И.А. Я Будующий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

5.  Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990

6. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.

7. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва,

«Просвещение»1983г.

8. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах.-Москва, «Просвещение»1985г.

9. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000

10. Простые поделки из пластилина/Екатерина Румянцева.-М.:Айрис-пресс,2010. -112 с.:ил. – (Внимание:дети!)

П Л А С Т И Л И Н

      Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

      Пластилин появился еще в 1897 году, его разработал преподаватель английской школы искусств Уильям Хэрбат. А создал он этот материал для того, чтобы при лепке скульптуры, созданные его студентами, не высыхали.

      Пластилин изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, церезина, жира и других веществ, препятствующих высыханию, и окрашивается в различные цвета.

Патент на пластилин был получен в 1899 году, а в 1900 году началось его промышленное производство. Первоначально пластилин был серого цвета, но позже его стали производить в четырех цветах. В отличие от глины и воска, пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. В отличие от керамики, пластилин имеет широкий спектр цветов. Кроме того, в отличие от глины, пластилин не прилипает к рукам, приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Экологическое качество пластилина характеризуется его абсолютной безвредностью.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.                                                                                                                         -  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе (парте) должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, он должен быть:

• быстро согреваться в руках и становиться мягким;

• не крошиться, но и не размазываться, не таять;

• кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;

• с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

• один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;

• легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

• достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

• легко отмываться с рук теплой водой.

         Правила поведения на занятиях по курсу «Пластилиновая фантазия – пластилинография».

  • На перемене не бегай и не прыгай, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
  • На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учсителя. Работай руками, а не языком.
  • Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
  • Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки.
  • Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
  • Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
  • Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
  • Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
  • Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
  • Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
  • В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.

Правила подготовки рабочего места перед началом урока:

  • Достань принадлежности лепки.
  • Надень рабочую одежду.
  • Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
  • Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.

Занятие начинается с подготовки пластилина к работе:

1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.

2. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе. После этого можно лепить какую-нибудь форму.

Рабочее состояние пластилина – это когда кусок мягкий и податливый, легко гнется и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается.

Правила уборки своего рабочего места

  • Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
  • Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
  • Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
  • Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
  • Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
  • Сними рабочую одежду.
  • Все принадлежности убери.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа кружка "Умелые руки".

Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться....

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

Рабочая программа кружка "Умелые руки" для 1-4 классов, ФГОС...

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки" разработана в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа кружка "Умелые руки": " Веселая аппликация"- из цветной бумаги

Работа по плану кружка. Все изделия  делаются из цветной бумаги при помощи клея....